НОД : "Волшебный микроскоп"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с микроскопом, исследовательская деядельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД: " Волшебный микроскоп" | 16.43 КБ |
исследовательская деятельность. | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Окно в микромир»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№1 города Правдинска
Конспект НОД «Окно в микромир»
по экспериментированию старшей группе
Интеграция областей: познавательное развитие, коммуникативное развитие, социальнокомуникативное развитие
Составила: Рыбакова Анжелика Антоновна.
Тема: «Знакомство с микроскопом».
Цель: Познакомить детей с микроскопом. Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования .
НОД
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в научно - исследовательскую лабораторию. А вы знаете, чем занимаются учёные в лаборатории? (ответы детей – проводят опыты, что-то исследуют, делают открытия). Сегодня я предлагаю вам тоже стать исследователями и может быть мы, как настоящие ученые, сделаем маленькие открытия.
Но прежде чем приступить к исследованиям, послушайте…( фонограмма – пение синички). Вы узнали, чей это голос? (птичка-синичка, синичка Зинька)
А теперь посмотрите на экран (на экране синичка Зинька)
-В каком произведении живёт эта синичка?
- Кто автор этих рассказов?
-Что же увидела синичка, летая по осеннему лесу? (презентация «Осень в лесу»)
(картинки на экране - птицы улетают, грибы, желтые листья)
-Какие приметы осени вы можете ещё назвать?
-Скажите, как дышится в лесу?
(Физминутка с дыхательными упражнениями).
Мы сегодня так играем, Нюхать воздух
В лесу дышится легко
Дышим носом глубоко (вдох через нос, выдох через рот)
Головой теперь покрутим,
Так мы лучше думать будем (вдох, поворот-выдох)
Поворот и поворот, а потом наоборот.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаться будем (Вдох, наклон-выдох)
-Молодцы! А теперь, дорогие исследователи, занимайте рабочие места. Вы все назвали главную примету осени – листья изменили свою окраску. На ваших рабочих столах лежат осенние листья. Давайте внимательно посмотрим, как выглядят листочки.
- Что поможет нам их рассмотреть лучше? ( лупа) Почему? (у нее есть увеличительное стекло, она увеличивает предметы)
- Поделись, пожалуйста, своими наблюдениями, что вы видите?
Правильно , листья разные по цвету. С помощью чего мы можем понять, почему они разные? (микроскоп)
Да, микроскоп увеличивает предметы во много раз больше, чем лупа.
-Подойдите ,пожалуйста, к нашему удивительному прибору. Как он называется?
-Мы приготовим объект для наблюдения. Аккуратно кладем листочек, Маша капни водичку, так нам лучше будет видно. Помещаем его на предметный столик.
-Посмотрите, что вы видите (пятна зеленого цвета)
-Ребята, в каждой клетке листа живут такие пятнышки, которые называются «Пластиды» и от цвета пластидов зависит цвет листа. Здесь пластиды, какого цвета?
Вывод: пластиды зеленые, лист зеленый. Давайте зарисуем свои наблюдения ( на каждого ребенка лист бумаги с трафаретами листьев). А теперь рассмотрим желтый лист ( рассматриваем аналогично)
-Ребята, чтобы лучше запомнить увиденное, давайте, зарисуем свои наблюдения.
(Дети рисуют пластиды желтого и зелёного цвета)
-Скажите, пожалуйста, что за пятнышки вы рисовали?
-Почему же листья желтые? ….зелёные?
Вывод: цвет листа зависит от цвета пластидов.
-Подойдите пожалуйста, ко мне. Скажите, что люди делают на огороде осенью? (Картинка: «Овощи» на экране)
-Давайте поиграем в игру : «На земле и под землёй».
(называю овощи: картошка, капуста, морковь, помидор, свекла, огурец, лук)
-Скажите дорогие исследователи: «Все ли овощи одинакового цвета?».
-Как вы думаете почему?
Предполагаемая гипотеза: у овощей тоже есть пластиды разного цвета. Предлагаю это проверить.
(Показ баклажана)
-Вы знакомы с этим овощем? Какого он цвета? Почему?
-Давайте проверим, какого цвета пластиды у этого овоща (проводится опыт)
-Наше предположение подтвердилось: у баклажана фиолетовые пластиды. Итог: почему овощи и листочки разного цвета?
Я хочу вам подарить картинки-раскраски, раскрасьте их вместе с родителями и поделитесь с ними нашим открытием.
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе: «Волшебница вода».
Пояснительная записка.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней длительности (январь 2019– март 2019).
Участники проекта: дети старшей группы (4-6 лет) , педагог группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».
План реализации проекта в старшей группе ДОУ
Подготовительный этап проекта:
Задачи | Формы работы | Сроки |
Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. Составление диагностики. Диагностирование детей. | 2-3 недели января |
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта | Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Разработка конспектов НОД по разным областям программы.
| |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте | Анкетирование родителей Родительское собрание |
4 неделя января |
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
|
Беседы Консультации | На протяжении всего проекта |
Исследовательский (основной) этап проекта:
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста
Сроки: декабрь - январь
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Познание Коммуникация Социализация Безопасность | Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода». Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды». Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега». Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков. Развлечение «Секреты воды» | Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками. |
Игровая | Физическая культура Художественное творчество Музыка Познание Социализация Здоровье | Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару». Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри». Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало». Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель» |
|
Коммуникативная | Коммуникация Здоровье | Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы». Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко». |
|
Двигательная | Физическая культура Социализация Здоровье | Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется». Комплекс утренней гимнастики «Снежки» Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки» Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз» Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!» |
|
Трудовая | Труд | Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». |
|
Продуктивная | Художественное творчество | Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки». Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды». Создание панно: «Ходит капелька по кругу». | Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран ные знаки» |
Чтение (восприятие художественной литературы) | Чтение художествен ной литературы | Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды». Загадки о воде. Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!» |
|
Музыкальная | Музыка | Использование музыки Прослушивание шума водопада |
|
Заключительный этап проекта:
Сроки: февраль
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Развлечение на тему: «Секреты воды» | Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями. |
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта | Выявление уровня знаний по теме проектирования. |
Анализ результатов диагностики дошкольников | Подтверждение актуальности реализации данного проекта |
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки» Выставка фоторабот по опытнической деятельности. Оформление альбома «Секреты воды» | Презентация результатов проекта |
Оформление проекта | Предоставление материалов для конкурса |
Анализ результатов диагностики дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.
Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Знакомство с микроскопом
В процессе НОД дети знакомятся с микроскопом, учатся элементарным навыкам обращения с прибором.Дети сравнивают разные объекты, рассматриваемые под...
Как пользоваться микроскопом.
Шпаргалка для тех, кто хочет научиться пользоваться микроскопом....
Конспект НОД "Клетка и микроскоп"
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"...
Мастер класс «Познавательная экспериментальная деятельность дошкольников с использованием интерактивного микроскопа»
Работа с интерактивным микроскопом в детском саду...
Проект «Волшебный мир микроскопа».
Вид проекта:познавательно-исследовательский, долгосрочный ( 1.09. 2015 г. – 26.02. 2016г.).Руководитель проекта: воспитатель Усольцева Г. В.Учебный предмет: экспериментирование, эколог...
Познавательно - исследовательский проект по теме «Микроскоп»
Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»"Тип проекта: краткосрочный исследовательскийПродолжител...
Мастер-класс по опытно-исследовательской деятельности с микроскопом.
Мастер-класс по опытно-исследовательской деятельности с микроскопом....