Экскурсия-беседа «Деревья на участке детского сада» для средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пименова Елена Александровна

Конспект проведения экскурсии - беседы предназначен для детей средней группы. Структура занятия: вводная часть -беседа в группе; основная часть-экскурсия  на территории детского сада (за территорией), заключительная часть -подведение итогов (беседа ) в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия-беседа для средней группы «Деревья на участке

детского сада»

Цель: познакомить детей с новым для них деревом – лиственницей; учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры).

Задачи:

Образовательная: закрепить знания детей об осине и березе: строением, особенности цветения, развития.

Развивающая: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать умения строить причинно- следственные связи;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе

Ход:

1 – я часть (в группе)

- Ребята, сегодня на прогулке мы с вами будем рассматривать деревья, которые растут у нас на участке. Скажите, какие деревья растут у нас? (береза, сосна, ель)

- Правильно, молодцы. А какие еще деревья вы знаете? (тополь, кедр).

- Хорошо, сейчас идем одеваться на прогулку.

2 – я часть (на улице):

- Ребята, обратите внимание, какая прекрасная весенняя погода, как красиво кругом, какой тихий и теплый день. Как греет солнце. Послушайте, пожалуйста, четверостишье.

 …сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

- О каком времени года говорится в этом четверостишии? (о весне)

- Молодцы, а какой самый первый месяц весны? (март)

- А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас? (весна)

- Да, ребята, сейчас у нас наступила весна. Как вы догадались, что пришла весна?  Найдите признаки весны и расскажите. (снег растаял, солнце греет сильнее, небо голубое, набухают почки)

- Ребята, вы все сказали правильно, молодцы.

- Я хочу пригласить вас на экскурсию и рассказать вам много интересного и важного о деревьях, которые растут у вас на участке. Встаем парами и идем все за мной.  (подходим к лиственнице)

-Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (береза, осина)

- Как вы отличаете их друг от друга? (ответы детей).

- Хорошо,  вы уже знаете несколько деревьев.  Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете? (нет)

- Сейчас я вам немного расскажу о нем.  Это лиственница.

-  Давайте рассмотрим её. Какая лиственница по высоте? (Высокая)

- Что есть у лиственницы?  (ствол, ветки, иголки).

- Правильно, какого цвета ствол у нее? (ответы детей)

- Правильно, коричневый. Потрогайте и скажите, какой на ощупь ствол у лиственницы? (Шершавый).

- Посмотрите на ветки лиственницы. Ветви усыпаны мелкими бугорками и на них растут шишки. Посмотрите на шишки. Какие они? (маленькие и круглые)

- А что еще есть на ветках? (Иголки)

- Какого цвета они сейчас? (желтоватые)  

-У лиственницы, как и у деревьев листья, меняется цвет хвои. Она становится к зиме желтой, а сейчас, к весне позеленеет. Потрогайте их. Какие они на ощупь? (Мягкие, не колючие)

- Правильно, у неё, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. Как вы думаете, почему ее назвали именно так? (ответы детей)

 - Лиственница - близкая родственница ели и сосны. Ее считают символом России, северного края.  А как вы думаете, почему? (Потому что у неё тоже есть шишки и иголки)

-  А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".  

- Ребята, это хвойное дерево потому что, хвоя – это листья.

- А сейчас давайте еще раз полюбуемся на это красивое дерево, и пойдем дальше.

-  Сейчас мы с вами  поговорим о другом дереве, о каком, вы узнаете, когда отгадает загадку. Слушайте внимательно:

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы. (береза)

- Правильно, молодцы. Как вы догадались? (ответы детей)

- Хорошо. Что вы можете рассказать о березе? (красивая, дает березовый сок)

-Что – то вы уже знаете.  Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. Давайте рассмотрим это дерево. Что есть у него? (корни, ствол, ветки, почки (листочки)).

- Хорошо, какой ствол у нее? Опиши его. (тонкий)

- Правильно, у нее белый, тонкий, стройный ствол. Какого цвета кора у березы ? (белая)

- Почему? (ответы детей).

- Что бы не нагревалась, она приоделась в белое платьице. А как называется кора у березы? (береста)

- Правильно. Кора берёзы у большинства видов белая. Внешняя часть коры — береста — обычно легко отслаивается лентами. Что еще есть на стволе? (черные точки).

- Черные точки – это чечевички. Давайте скажем все вместе. (чечевички)

- Как вы думаете, для чего они дереву? (ответы детей)

-  Правильно, с помощью чечевичек дерево дышит. Ребята, почему с приходом весны, ствол березы становится белее? (ответы детей)

-  Когда приходит весна, солнце начинает греть сильнее, что бы солнце так сильно не нагревала кору, она меняет свою кору на более белый цвет. Подойдите к березе, и посмотрите, вы можете увидеть,  что она слезает, шелушится. Грязное платье меняет на белое. Что бы солнце не обожгло ее. Какие ветки у нее? (ответы детей)

- Берёзовые ветки тонкие, гибкие.

- Скоро на березе появиться листочки,  и она станет еще красивее. Какую пользу береза приносит человеку? (бересту, сок)

- Береза сильно помогает человеку, ее использует при строительстве; из бересты изготавливают различные поделки; сок очень полезен для здоровья; Еще делают березовые веники. Давайте пройдем дальше. Ну а это, что за дерево? (осина)

- Правильно, молодцы, это осина. Осину называют подружкой березы. Давайте рассмотрим ее. Как и у всех,  у нее есть корень, ствол, ветки. Какой ствол у осины? Какого цвета? (серая)

- Верно, ствол у осины серо- зеленый, гладкий. Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Мужские и женские цветки этого дерева собраны в одной пушистой сережке. Давайте рассмотрим сережки у осины. На какого они похожи? (на червячков).

- А почему они мохнатые? (ответы детей)

- Чтобы не замерзнуть.  Какие ветки у осины? (ответы детей)

- Осиновые ветки  плотные, негнущиеся. 

- Мы с вами рассмотрели несколько деревьев. Давайте вспомним название каждого дерева. (осина, береза, лиственница).

- Молодцы, запомнили. Ребята, осину и березу называют лиственными деревьями, как  вы думаете, почему? (есть листья).

- Верно,  во –первых, оба дерева имеют листву, так же, когда наступает осень, цвет листвы изменяется, и на зиму они сбрасывают эти листья. Поэтому, береза и осина считаются лиственными деревьями. А лиственница считается лиственным деревом? (нет)

- Почему? (у нее хвоя)

- Верно, лиственница это хвойное дерево. Хвоя – то видоизмененные листья.

- Давайте еще раз рассмотрим осину и березу, и скажем чем, они отличаются (ответы детей)

- Молодцы, ребята, все сказали правильно.  Прежде всего, они отличаются корой.  У березы ствол белый и мягкий, покрыт чешуйками,  а у осины темно – зеленый и гладкий, если имеются пятна, то это трещины.  Так же отличаются деревья ветками: берёзовые ветки тонкие, гибкие, а осиновые плотные, негнущиеся. Из березовых веток связывают веники, чтобы попариться в бане, осиновые веники для бани не годятся — при большой температуре у них листья отпадают. Цветёт береза  крупными серёжками, в то время, когда распускается листва. Осина зацветает задолго до распускания листьев. Посмотрите,  она уже распустила свои сережки.

- Вот какие различия у этих деревьев. А сейчас давайте с вами поиграем. Игра называется « Найди по описанию». Послушайте правила игры. Я буду описывать дерево,  а вы должны угадать о каком дереве идет речь.  Назвать его, и объяснить, как вы догадались. Сначала описывать буду, затем мы выберем кого нибудь друго. Слушайте внимательно. (играем).

- Молодцы, ребята, все деревья узнали, и правильно описывали. Теперь идем на площадку.

3 – я часть(в группе):

- Ребята, что сегодня нового и интересного вы узнали о деревьях? Чему научились?(ответы детей)

- С какими деревьями познакомились? (ответы детей)

- мне понравилось с вами заниматься и рассказывать вам. Вы были очень внимательными, и хорошо отвечали на вопросы. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулке в детском саду в средней группе

Конспект проведения прогулке в средней группе...

День здоровья в детском саду. Сценарий (средняя группа)

День здоровья в детском саду. Сценарий(средняя группа)...

новогодний утренник в детском саду в средней группе.

очень интересный утренник,посвященый  празднику "новый  год",самый  любимый праздник  у детей. В данном утреннике  участвуют и взрослые и дети. Утренник необычный,в котором по...

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группеЦели:Развивать навыки разговорной речиЗадачи:1. Пополнять и активизировать словарь детей (прачка, хлопотать) .2. Формиро...

Экскурсия-беседа «Деревья на территории детского сада»

Цель:  Воспитывать бережное отношение к природе; Закрепить, уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов....

Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки"

Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки" Данный материал будет полезен для музыкальных руков...