занятие "Удивительная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Целью моего занятия явлляется изучить свойства соли, ее особенности и применение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
удивительная соль | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия
Утреннее приветствие
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
Мы по кругу пойдем, хоровод заведем! (ходьба по кругу)
Приходит мишутка с кастрюлей каши, не соленая
Расскажу я вам, ребята, сказку про Ивана – купца, как ходил он за тридевять морей за товаром, торговал лесом да пушниной. И поднялась однажды буря на море, шторм начался и выбросило корабль на остров А на острове том, были белые горы повсюду, но не песок то был, а соль, самая настоящая! Велел нагрузить корабли свои солью купец и отправился в обратный путь. Долго ли коротко ли, но пристал корабль к берегам королевства. Пошел купец к королю, чтобы просить разрешения солью торговать, но король с усмешкой сказал ему, что это белый песок и никто его покупать не станет! Опечалился Иван и решил на кухню пойти - посмотреть, как кушанья для короля готовят! А там улучил минутку и посолил все блюда королевские! Пришло время подавать обед королю, и когда король попробовал- все ему таким вкусным показалось! Велел он поваров своих позвать и наградить, а повара на Ивана показывают: «Вот, дескать, кто пищу вкусной сделал!» Разрешил король торговать Ивану солью и мы всегда соль используем для приготовления пищи . Например?? (ответы детей) Как вы, ребята, думаете, важна соль в жизни человека и почему?. Недостаток соли может негативно сказаться на работе сердца, мышц, пищеварении. Избыток соли тоже нежелателен, все должно быть в меру! Хотите еще узнать где используют соль? Показ слайдов Соль- природный элемент и далее до животных..
Гимнастика для глаз
Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками)
Закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят вправо- влево)
Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, опуская глаза вниз)
Деревца все выше, выше!(Встают и глаза поднимают вверх) После гимнастики потянуться, хорошо зевнуть и часто поморгать, у кого очки- снять!
Приходит мишутка и тащит по полу тазик с солью (помочь ему детям) и просит рассказать ему о соли (потому что кашка подсоленная понравилась)
Переходим к опытам (мишка смотрит)
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт №6
В стакан налить воды, добавить масло подсолнечное + пищевой краситель. Масло легче воды, поэтому оно на поверхности и не смешивается с водой, добавим соли. Что мы видим? Соль тяжелее масла, поэтому она опускается на дно вместе с частичками масла и на дне растворяется, отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность снова, поэтому видим пузырьки, а краситель помог сделать опыт более зрелищным
Физминутка (массаж)
Соли в речку брошу я, выйдет море у меня
Чайки в небе закричат, черепахи зашуршат
И веселые дельфины из воды покажут спины
Соли в речку брошу я- выйдет море у меня, только где бы по пути, столько соли мне найти!
Я предлагаю детям проблемный вопрос: «Что же нам мишке подарить, чтобы он нас запомнил?»- рисуем цветной солью,( которую мы сделали заранее) картинки, лепим что то из соленого теста (по желанию, )но в начале делаем …
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять
(идут по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили
(Крошат хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались
(ведут указательным пальцем правой руки по ладошке левой)
А еще в снегу валялись
(кладут ладошки на стол, то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
Рассматриваем работы, говорим, что заберет, как подсохнут, мишка уходит
Рефлексия: предложить взять улыбающееся солнышко, если понравилось и грустное, если нет, прикрепить магнитом на доску
Приходит медведица , благодарит за мишутку, приносит подушки для релакса, укладываются на ковер, включаю музыку в соляной пещере, представляем…провожаю медведицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...