Край наш родной, мы гордимся тобой
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Пронина Анна Абдулхамитовна

конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД по окружающему миру30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе.

    Край наш родной, мы гордимся тобой

 Интеграция образовательных областей:

 познавательное развитие, речевое развитие,  физическое развитие.

Цель: Формирование представлений о родном крае.

Задачи:

  1. Совершенствовать  знания детей о растительном и животном мире, заповедниках Приморского края.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению родного края, желание беречь и охранять природу.
  3. Формировать представление о культурно национальных особенностях края.
  4. Воспитывать экологическую культуру, чувство гордости, ответственности за родной край.

Предварительная работа:

1) Рассматривание иллюстраций о родном крае, заповедниках;

2) Чтение стихов, рассказов о природе Приморья.

Оборудование:

1) Интерактивная доска, проектор; слайдовая презентация « Приморье»,

2) Тигрёнок Потап. (Костюм или игрушка).

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. « Здравствуйте!»

 А еще я хочу подарить вам улыбку.

Помните, как поется в мультфильме: «От улыбки станет всем светлей…». Давайте улыбнёмся друг другу, и тогда нам всем станет и светлей, и теплей, и веселей. Дети улыбаются друг другу, воспитателю.

Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да! Очень любим!

Воспитатель: Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашему родному краю. Как называется наш край?

Ответы детей: Приморский. 1 слайд

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Где же он находится?2 слайд

Ответы детей: на Дальнем Востоке, у моря.

Воспитатель:Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте - Приморском крае.

Наш край можно с уверенностью назвать горной страной, здесь встречается очень много сопок. 3слайд.

В горах приморья можно увидеть и даже побывать в пещерах. 4 слайд

Они расположены у подножья, но в основном в отвесных скалах или на высоте. В этих пещерах древние люди находили приют. Они защищали их от диких зверей, холода, дождя. 5-6 слайды.

Когда то, очень давно на территории Приморского края жили народности: нанайцы, удегейцы, орочи, ороки, ульчи, эвенки.7 слайд.

Они разводили домашних животных, возделывали землю. Собирали ягоды, грибы, разные травы. Строили себе жилища, 8 слайд и даже морские суда. 9 слайд .На морских судах они могли побывать у наших соседей китайцев, японцев.

 Эти народы объединились и создали своё государство, которое называлось Бохай. Это было сильное государство. Но однажды на это государство напали монголы. Они уничтожили его, а людей увели в рабство.. Территория Приморского края опустела. Но время шло и вскоре Приморский край стали заселять русские первопроходцы. Они построили железную дорогу,10 слайд по которой стало приезжать всё больше и больше людей.

 Воспитатель:Ребята, а что вы можете рассказать о погоде в нашем крае.

Ответы детей: Дожди и морось летом. Сильные ветры зимой.

Воспитатель: Погода в крае удивляет нас всё больше и больше. Лето в Приморье теплое, а в районах, которые далеко от моря, даже жаркое.11 слайд. Но сырое. На побережье лето влажное, теплое, с туманами. Туманы здесь очень интенсивны, часто переходят в морось.12 слайд.Часто обрушиваются тайфуны. Ребята, что обозначает слово тайфун?13слайд.

Ответы детей: Сильный дождь с ветром.

Воспитатель: Правильно. Тайфуны наносят ущерб (вред) людям и природе. Но зато осень в Приморье ясная, тёплая, тихая.14 слайд Почти весь сентябрь не чувствуется её прихода. Только пожелтевшие листья напоминают нам, что наступила осень. И вот уже через некоторое время деревья сбрасывают свой наряд, и выпадает первый снег.15 слайд . 

Погода зимой ясная, солнечная. Осадков выпадает мало. Весна в Приморье холодная и продолжается 2-3 месяца.16слайды.

Воспитатель: Какое животное является   символом Приморского края?

Ответы детей: Уссурийский тигр. 17 слайд.

Тигрёнок: Да, я уссурийский тигр, я гордость нашего края, ведь недаром я изображён на гербе и флаге  Приморского края.18 слайд.

Тигрёнок: Здравствуйте ребята. Меня зовут Потап. Я прибежал к вам из тайги. Вы знаете, что такое тайга?

Ответы детей: Густой, большой лес на земле. 19-20 слайды

Воспитатель: Как рассказать, что вся природа

                          В тайге , в любое время года

                          Чудесна и неповторима.

                           В ней удивительно красиво

                           Сошлись юг с севером на диво.

Ребёнок 1: Вот обнял пихту северную страстно
                 
Лимонник южный в гроздях красных.

Ребёнок 2: А рядом, устремившись ввысь,
                   Берёза с актинидией сошлись.

Ребёнок 3: Монгольский дуб, обнявшись с виноградом,
                   Прижились у ручья с шумливым водопадом,

Ребёнок 4: А ниже, по ручью сошлись
                   Калина красная и южный барбарис.

Ребёнок 5: В дуплистых липах на покой
                   Медведи чёрные зимой ложатся.

Ребёнок 6: На южном склоне над рекой
                 Стоят средь лип в тайге густой
                 Деревья тиса...

Ребёнок 7: Позвольте дальше мне представить
                 Корейский кедр, его прославить
                За то, что кормит пол тайги .

Ребёнок 8: Я не прославить их не мог,
                 Аралию маньчжурскую, элеутерококк
                 И, наконец, женьшень, как дар Богов .

Воспитатель: На этом флору мы оставим
                      И дальше фауну представим,
                      Не всю её, а лишь частично,

Ребёнок 9: Тигр уссурийский, несомненно,
                 На первом месте непременно
                 Среди других зверей стоит
                 За мощь, размер и внешний вид.

Ребёнок 10: Кабан в Приморье очень крупный,
                   Есть секачи- и тигру недоступны.

Ребёнок 11: В глухой тайге, на юге края
                 Красавец леопард средь сопок обитает,  

                   
Он скрытен, смел и ловок...

Ребёнок 12: Рассказ продолжу о медведях,
                  Двух разных видах и соседях.
                   Медведи бурые Приморья и Камчатки
                   Имеют сходные повадки,

Ребёнок 13: Не уступают гризли в массе,
                   Не отличаются в окрасе.

Ребёнок 14: А наши чёрные медведи,
                   Хоть мельче бурых, их соседи.

Ребёнок 15:А рассказать вам постараюсь о кабарге:

                      Всегда одна, предельно осторожна,
                     С ней рядом находиться можно.

Ребёнок 16:  Безрогий маленький олень,
                    Довольно ценный по сей день
                     Из- за мускусной железы брюшной .

Ребёнок 17: Олень крупнее пуда не бывает,
                     Не очень вкусным мясом обладает,
                     Из верхней челюсти самцов клыки торчат.

Ребёнок 18:  От кабарги к изюбру перейдём

                       Во- первых, этот крупный зверь

                        А, во- вторых, олень он благородный

                        В природе - зверь он осторожный.

Ребёнок 19:   Куда доверчивей олень пятнистый
                       
И подойти к нему нетрудно близко,
                       
Но, как бесценный редкий зверь,
                       
Он под охраною теперь.

Ребёнок 20:    И, наконец, немного о косуле, 

                         Она относится к сибирскому подвиду

                         Могу лишь два отличия в них указать,
                         
Приморская темней, да и крупнее её стать, 

Тигрёнок: Молодцы ребята. В таком лесу живу я со своей семьёй.

Когда- то давно народности, которые населяли Приморский край, называли меня, Амба. Вы знаете, что обозначает это слово?

Ответы детей: Большой.

Тигрёнок: Да, правильно. Меня считали хозяином тайги и боялись. Люди в давние времена не охотились на меня.

Тигрёнок: И теперь ребята, я предлагаю поиграть.

Физ. Минутка: Путешествие в лес.
Только в лес мы вошли     (маршируют)
Появились комары.            (Лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем     (маршируют)
И медведя мы встречаем.   (Раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём       (Маршируют).
Перед нами водоём             (Руки в стороны).
Прыгать мы уже умеем       (Руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево).
Раз – два, раз – два!               (Прыжки).
Позади теперь вода!              (Маршируют).

Тигрёнок: Наш край богат заповедниками. А вы знаете, как они называются?

Ответы детей: Уссурийский заповедник, Сихоте - Алинский заповедник, Кедровая падь, Лазовский заповедник, Ханкайский заповедник, Дальневосточный морской заповедник.

Тигрёнок: А что означает слово заповедник?

Ответы детей: Заповедник – это охраняемая территория.

Тигрёнок: Какие вы молодцы! Сколько,  много знаете.

Воспитатель:В нашем крае много животных и растений, которые нуждаются в защите и охране. Они занесены в Красную книгу. Ребята назовите животных и растения, которые нуждаются в охране.

Ответы детей: Амурский тигр, дальневосточный леопард, маньчжурский олень, горал, пятнистый олень, гималайский медведь, красный волк, гигантская бурозубка, японская могера, женьшень, родиола розовая (золотой корень), багульник, колокольчик.  21, 22,  23 слайды.

Воспитатель:На берегу какого моря находится наш край?

Ответы детей: Японского моря.24 слайд

Воспитатель:  Само название говорит о том, что наш край расположен при море

Подводный мир... Он так прекрасен.
Веками под водою скрыт,
Лишь стайкам рыб глубины все известны,
И от того ещё сильней он нас манит.

Сейчас я предлагаю вам переместиться на дно моря. Внимание, машина перемещения начинает работать, закройте глаза, путешествие началось. (Звучит музыка шум моря). Дети открывают глаза на экране слайд моря. Посмотрите, ребята, сколько водорослей, животных, рыб. Здесь встречаются самые полезные водоросли для человека.25 слайд.

Посмотрите, вот они. Как они называются?

Ответы детей: Морская капуста.

Японское море известно обилием ламинарии (морской капусты). Её стебли достигают длины нескольких метров. Иногда они образуют целые подводные леса. Её можно употреблять в пищу. Она очень полезна. Её используют для производства йода. Помимо ламинарии, часто встречаются и другие водоросли: алярии и фукусы. На зарослях этих водорослей сельдь во время нереста откладывает икру. На мелководье у берегов преобладают зеленые водоросли, которым нужно много солнечного света, если мы опустимся глубже, то встретим бурые водоросли, менее требовательные к свету, а еще глубже поселяются красные водоросли (багрянки), им требуется еще меньше солнечного света. 26слайд.

Кто ещё обитает в глубинах нашего моря?

Ответы детей: Гребешки, устрицы, мидии, трепанги, морские звёзды.27 слайд.

Воспитатель: Давайте рассмотрим трепанга. Как его называют ещё?28 слайд.

Ответы детей: Морской огурец.

Воспитатель: Трепанги употребляются в пищу человеком, являются весьма ценным питательным продуктом и считаются настоящим деликатесом. А ещё его, ребята, называют морским женьшенем, он укрепляет наш организм, помогает восстановить силы после болезни. У него есть ещё одна удивительная способность, во время опасности он выстреливает по врагу своими внутренностями, таким образом, отвлекая врага, он благополучно зарывается в ил или прячется под камень.

А каких рыб вы видите?

Ответы детей: Камбала, селёдка, лосось, кета, горбуша.29 слайд.

Воспитатель:В Японском море можно встретить морского котика, приходящего сюда на зимовку, нерпу, дельфина и даже кита. 30 слайд.

Мы не только пользуемся морскими богатствами, но и охраняем обитателей моря.

Вот мы и побывали на дне морском. Пора нам на берег. Давайте закроем глаза. (Звучит музыка, шум моря стихает).

Тигрёнок: Море это конечно очень хорошо. Но наш край славится и водоёмами. Самое известное озеро называется ………

Ответы детей: Ханка.31 слайд.

Воспитатель: Это самый крупный водоём в крае. Расположено оно на границе с Китаем. В озеро впадает 23 реки, в том числе и китайские. В озере обитает огромное количество рыбы. Встречаются разные животные, птицы,32 слайд такие как дальневосточная черепаха, ондатра, белый аист, японский журавль. По берегам озера гнездятся птицы. Озеро знаменито лотосами. 33 слайд.

Это необычной формы и яркости цветок занесен в Красную книгу.

Давайте представим с вами , что мы  лотосы и покажем, как они  раскрываются.

Психологическая игра: « Растёт лотос».

Наши розовые цветы, распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши розовые цветы, закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель:В настоящее время наш край является одним из красивейших уголков нашей Родины. К нам приезжает, очень много гостей из разных стран. Даже человеку, выросшему в Приморье, трудно увидеть глазами всю красоту нашего края, ведь наш край огромен!

Ребёнок читает стихотворение: « Наше Приморье».

Богат наш край дальневосточный

Волшебным лесом и углём,

Фруктовым садом, рисом сочным,

 В тайге  таится тигр могучий.

Пятнистый шествует олень.

Цветёт и царствует женьшень.

 В морях лосось пирует тучный.

А над простором  наших водорослей

Висит , как символ неотлучный,

Парящих чаек хоровод.

Ты малой частью всей природы

Себя почувствуй человек..

Воспитатель:Действительно, очень красив и богат наш край, и поэтому все мы должны беречь и охранять богатства и природу нашего края.

Воспитатель: Вот и закончилось наше небольшое путешествие по Приморскому краю.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как называется наш край?

Какое животное является символом Приморского края?

Что такое тайга?

Что такое заповедник?

Чем знаменито озеро Ханка?

Воспитатель: Молодцы ,ребята.

 Мы все должны гордиться, что живём в таком красивом крае.

Наше с вами путешествие, мне бы хотелось закончить замечательными словами: Край мой любимый с туманными далями,

                     С шумной тайгою с болотными рясками….

                     Сколько бы разных земель не видали мы.

               Нет тебя лучше, красивей и ласковей.

Тигрёнок вручает детям медали «Знатоки», угощает детей. Прощается.



                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы гордимся тобой родной край

Воспитание у детей любви к родному краю, городу, к своей малой Родине. Учить видеть красоту природы родного края; развивать познавательный интерес к истории малой Родины и гордость за свою родную земл...

ПРОЕКТ «ГОРДИМСЯ ТОБОЙ МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Познакомить детей с малой родиной. Развивать умение видеть красоту окружающей природы, прививать любовь к природе....

«ГОРДИМСЯ ТОБОЙ, МОЙ ГОРОД РОДНОЙ» Игра – путешествие в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР)

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Деятельность, описанная в конспекте позволяет в игровой форме закрепить полученные ранее знания о городе Пушкин....

Гордимся тобой, Воронеж родной! ©Слова и музыка Деревенских Л.В. Аранжировка Н.М. Зелепукин

Песня напсана для фестиваля хоровой музыки, посвященной празднованию 73-й годовщины освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков....

«Мы гордимся тобой родной Междуреченск».

Интегрированное занятие для старшей группы...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию "Родная Смоленщина мы гордимся тобой"

Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Сформировать знания о Смоленском крае в годы Великой Отечест...

Квест-игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Край наш родной, мы гордимся тобой!»

Квест-игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста«Край наш родной, мы гордимся тобой!» Тема: Край наш родной, мы гордимся тобой!Цель: формирование представлений о Хаба...