Статья «Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
статья по окружающему миру

Шарина Надежда Семеновна

 Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»

Шарина Надежда Семеновна

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

 Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание по существу – новое видение мира. В настоящее время господствующей является такая точка зрения на природу как его собственность, отношение к природе как объекту воздействий, преобразований и использования. Экологически ориентированное сознание акцентирует единство, неотчужденность человека и природы. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция.

Экологическое образование должно решать три основные задачи:

1. Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;

2. Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

3. Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себе как части природы.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Экологическое воспитание дошкольника выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, т.к. в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства должны развиваться.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного. взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества детского сада и семейного воспитания.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Степанова Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.- 112с.

2. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2002 – 240с.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.

4. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор-сост. С.Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста « Все мы друзья природы»

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понят...

Статья «Важность экологического воспитания»

Краткая статья простыми словами о важности экологической грамотности подрастающего поколения....

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Экология - это состояние окружающей среды, наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы. И это состояние ухудшается каждый день. В статье выделены экологические проблемы и как мо...