Проект "Жизнь растений"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
Автор разработки:
Фадина Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ №39 , г. Канск
Возрастная категория детей: 4-5 лет
Тема проекта: «Жизнь Растений?»
Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи:
1. Развивать исследовательскую (поисковую) деятельность, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Развивать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости растений в жизни человека, сформировать представления детей о значении воды и света для жизни растений. Развивать экологическое сознание.
6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.
7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.
8. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.
Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.
И исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
.
Ресурсы проекта:
Материальные:
- Презентации о растениях;
- Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
- Уголок природы в группе;
- Дидактические экологические игры;
- Уголок экспериментирования в группе;
Время реализации проекта: март – апрель 2018 года
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, понимание неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Будут уверенно отличать, и называть характерные признаки растений. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; Получат знания о целительной силы природы через ознакомление с лекарственными свойствами лука.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- В природе все взаимосвязано.
- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Научатся проводить простейшие опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Продукты проекта: фотографии, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, дидактические экологические игры.
Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития?
Гипотезы:
- «Корнями растение держится за землю и пьет из нее водичку»;
- «Стебель проводит воду к листочкам»;
- «Листья нужны для красоты»;
- «Корнеплоды не живые, и поэтому росточков не дадут»;
- «Растениям нужна вода, свет и тепло».
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный.
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
В уголке имеются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов: металла, пластмассы;
- Лупы;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, мерные ложечки, резиновые груши, вата, бинт;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
- Приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
- Природный материал: камешки, песок, ракушки, листья семена и т.д.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
- Обобщение и уточнение представлений детей о строении растений, о значении и функциях разных частей растений.
- Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание растений в уголке природы.
- Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта.
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома».
- Отображение цели и задач проекта.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2 этап: основной. Организация работы над проектом.
- Теоретическая часть:
- составление перспективно-тематического плана работы с детьми;
- разработка конспектов и описание проведения опытов;
- создание презентации «Мы исследователи»;
- консультирование родителей по теме «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
- Занятия по экологическому воспитанию.
- Игры-эксперименты по данной проблеме.
- Связь с другими видами деятельности:
- игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты);
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
- Представление результатов «Как живут растения».
- Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о растениях».
- Выставка книг «Все о растениях».
Этапы и содержание проекта «Улицы нашего города»
Мероприятия | Цели | Сроки
| ||
1. Обобщение и уточнение представление детей о частях растений и их функциях. 2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома». 3.Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. 4. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта. | I этап – подготовительный
| март | ||
1.Сбор фотографий, иллюстраций, книг, энциклопедий, календарей, открыток с видами растений, сбор семян овощных культур. | II этап – основной Познакомить детей с проектом; Побудить детей собрать о растениях как можно больше информации через фотографии, книги, иллюстрации. |
| ||
Непосредственная образовательная и совместная деятельность педагога и воспитанников 2.«Посадка лука» в разных условиях ( без почвы, в опилки, камни, мох) | Закрепить представления о луке, об особенностях внешнего вида; учить находить «донце» с корнями и верхушку; Дать знания об основных условиях, которые необходимы для роста и развития лука (вода, земля, свет и тепло); Показ, как правильно сажать лук; Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста лука. | март | ||
3.Рисование «Ветки в вазе» | Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. | |||
4.«Рассматривание веточек березы и рябины» | Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия; Учить отражать увиденное в точном слове; Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях. | |||
5.Опытно-исследовательская деятельность | Опыты с луком Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука. Поместили две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну поставили в темное место, другую разместили на окне. Поместили две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну поставили в теплое место, другую разместили в холодном месте между окон. Поместили две головки лука в баночки, одну наполнили водой, другую нет. Поместили одну луковицу в баночку с опилками, другую в камни с водой. В тарелку с мхом поместили ещё одну луковицу. «Растения и свет» Проверить, повернется ли растение к свету. Цветок повернули так, чтобы большая часть листьев «смотрела» влево, а окно было справа; »Вода и растения» Опыт с семенами овощных культур. В блюдцах разложили семена ( фасоли, огурцов) на мокрую вату и другую без воды. | |||
6. «Как узнать растение» (обобщающая беседа с элементами трудовой деятельности) | Способствовать обобщению представлений детей о растениях; Развивать умения доказательно строить суждения, используя опорные модели. | март | ||
7. «Растения нашего уголка» | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; Закреплять знания о строении растений, уходе за ними; Учить описывать внешний вид растений, правильно называя их части; Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. | |||
8.Рисование «Мой любимый комнатный цветок» | Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости листа бумаги. | |||
9. Посещение библиотеки. | Рассматривание иллюстраций в книгах о растениях; Знакомство с энциклопедиями растений; Отбор литературы о растениях. | |||
10.Обсуждение ситуации «Что делать, если у растения сохнут листья?» | Учить понимать простейшие причинно-следственные связи; Развивать связную речь детей; Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. | |||
11. Опытно-исследовательская деятельность | «Для чего корешки?» уточнить функцию корней растений доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения. «Как увидеть движение воды через корешки?» доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения. | |||
12.«Все нужны на земле» (проблемно – этическая беседа) | Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного экологически правильного отношения к природе, пониманию ценности жизни, значимости живых существ. | |||
13. «Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины» | Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях. Учить отражать увиденное в точном слове; | |||
14. Объемная аппликация «Ветки березы в вазе» | Воплощение в художественной форме предмета наблюдения; Познакомить с новыми способами аппликации; Воспитывать аккуратность и точность выполнения. | |||
15. Опытно-исследовательская деятельность с схематическими зарисовками. | «Вершки – корешки» Выяснить, что раньше появляется из семени. «Живой кусочек» Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений. | |||
17. «Рассматривание всходов лука в разных условиях. | . Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях. Развивать умение отражать увиденное в точном слове; Уточнить связь между ростом и развитием растения, и его потребностью в необходимых условиях среды; | |||
16.«Как растут растения» | Обобщить представления детей о росте и развитии растений; Воспитывать внимательное и заботливое отношение к растениям | |||
17.Обсуждение ситуации «Хорошо – плохо» | Закрепить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений; Развитие у детей элементов экологического сознания; | |||
18. «Как выращивали лук» | Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента. | |||
19. Опытно-исследовательская деятельность | «Что внутри» Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. «Запасливые стебли» Выявить, как стебли или стволы могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. «Выпрямившийся стебель» Доказать, что стебель проводит воду к листьям. | |||
20.Рисование «Расцвели красивые цветы» | Учить рисовать букет цветов в плетеной корзине; Помочь овладеть рисованием штрихов в разных направлениях и в несколько рядов. | |||
21. Просмотр презентации «Растения нашего края» | Обогатить знания детей о растениях, произрастающих в нашем краю; Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сохранить ее красоту. | |||
22. Создание коллекции семян. | Обогатить знания детей о видах семян; Последующее проращивание семян с целью создания огорода на подоконнике. | апрель | ||
23. «Где растения любят жить» | Углубить представления о растениях, о их существовании в разных экосистемах; Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | |||
24. Рисование «Весенний букет в вазе» | Продолжать развивать умение изображать в вазе букет из тюльпанов, передавая характерные особенности формы цветков; Красиво компоновать вазу и цветы на удлиненной форме листа бумаги. | |||
25. Моделирование ситуации «В лес пришел человек - что будет?» | Формировать умение прогнозировать последствий своих и чужих действий; Воспитывать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе. | |||
26. «Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины» | Воспитывать умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях. | |||
27. Опытно-исследовательская деятельность | «Растение – насос» Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. «Вверх к листочкам» Доказать, что стебель проводит воду к листьям.
| |||
28. Беседа: «Правила поведения на природе». | Формировать умение прогнозировать последствий своих и чужих действий; Воспитывать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей. | |||
29. «Уход за комнатными цветами» (обобщающая беседа) | Обобщить представления детей о способах ухода за комнатными цветами; Закрепить знание детей об основных потребностях растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях растений; | |||
30. Обсуждение ситуации «Что делать, если у дерева обломалась ветка» | Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | |||
31. Опытно-исследовательская деятельность | «Испарение влаги с листьев растений» Проверить, куда исчезает вода. «Почему меньше?» Установить зависимость количества впитываемой растением воды от его величины. «Бережливые растения» Установить зависимость между величиной листа растения и потребностью его в воде. | |||
32. Коллективная аппликация «Цветы луговые» (панорамная композиция) | Упражнять в умении вырезать ромашки. | |||
33. «Растения легкие земли» | Дать представление о значении растений; Показать зависимость всего живого от состояния растений; Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. | |||
34. «Что мы делали» (рассказы об опытах) | Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания. | |||
35. Моделирование ситуации «Легко ли восстановить лес» | Воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь и сохранять ее. | |||
36. Опытно-исследовательская деятельность | «Что изменилось» Доказать, что при испарении воду с листьев происходит их охлаждение. «Что чувствуешь» Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев. | |||
37. Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники» | Формировать умение воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах, находить средства выразительности. | |||
1. Оформление информационно-исследовательского проекта «Строение, значение и функции разных частей растении ». 2. Оформили выставку рисунков «Наши наблюдения». | 3 этап - заключительный Соотнесение итогов проекта с ожидаемыми результатами. Уметь рассказать о своих опытах и наблюдениях; Побудить детей и их родителей принять активное участие в оформлении; |
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли
- Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
- Формированию экологических знаний у дошкольников.
- После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей стойко сформировалось представление о строении, значении и функциях частей растений, о необходимых условиях для роста растений. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Такие проекты значимы и для общества, т.к. ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.
Литература:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИК»,2009.
- «Мы». Программа экологического образования детей/«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс»,2002
- Мир природы и ребенок/ под ред. Л.М. Маневуевой, П.Г. Саморуковой – СПб.; АКЦИДЕНТ,1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....