Проект "Жизнь растений"
проект (средняя группа)

Фадина Елена Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_rasteniy.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

                    Познавательно – исследовательский проект

Автор разработки:

 Фадина Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ №39 , г. Канск

Возрастная категория детей: 4-5 лет

Тема проекта: «Жизнь Растений?»

Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.

 Задачи:

1. Развивать исследовательскую (поисковую) деятельность, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Развивать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости растений в жизни человека, сформировать представления детей о значении воды и света для жизни растений. Развивать экологическое сознание.

6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.

7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.

8. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.

Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.

Актуальность проекта.

 Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.

И исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

.

Ресурсы проекта:

Материальные:

  • Презентации о растениях;
  • Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
  • Уголок природы в группе;
  • Дидактические экологические игры;
  • Уголок экспериментирования в  группе;

Время реализации проекта: март – апрель 2018 года

 Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, понимание неразрывной связи человека с природой;
  2. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Будут уверенно отличать, и называть характерные признаки растений. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; Получат знания о целительной силы природы через ознакомление с лекарственными свойствами лука.
  • Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, все живые организмы имеют равное право на жизнь.
  • В природе все взаимосвязано.
  • В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  1. Научатся проводить простейшие опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  2. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Продукты проекта:  фотографии,  рисунки,  исследовательские работы, схемы, выставки,  дидактические экологические игры.

Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития?

Гипотезы:

  • «Корнями растение держится за землю и пьет из нее водичку»;
  • «Стебель проводит воду к листочкам»;
  • «Листья нужны для красоты»;
  • «Корнеплоды не живые, и поэтому росточков не дадут»;
  • «Растениям нужна вода, свет и тепло».

Этапы реализации проекта:

1 этап  Подготовительный.

  1. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

В уголке имеются:

  • Разнообразные сосуды из различных материалов: металла, пластмассы;
  • Лупы;
  • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы:  пипетки,  мерные ложечки,  резиновые груши,  вата, бинт;
  • Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.
  • Приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
  • Природный материал:  камешки, песок, ракушки, листья семена и  т.д.;
  • Утилизированный материал:  проволока,  кусочки кожи,  ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
  1. Обобщение и уточнение представлений детей о строении растений, о значении и функциях разных частей растений.
  2.  Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание растений в уголке природы.
  3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта.
  4.  Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома».
  5. Отображение цели и задач проекта.
  6. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

2 этап: основной. Организация работы над проектом.

  1. Теоретическая часть:
  • составление перспективно-тематического плана работы с детьми;
  • разработка конспектов и описание проведения опытов;
  • создание презентации «Мы исследователи»;
  • консультирование родителей по теме «Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

  1. Занятия по экологическому воспитанию.
  2. Игры-эксперименты по данной проблеме.
  3. Связь с другими видами деятельности:

-  игровая,  продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты);

- коммуникативная   (беседы, чтение художественной литературы).

3 этап: заключительный. «Презентация проекта».

  1. Представление результатов  «Как живут растения».
  2. Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о растениях».
  3. Выставка книг «Все о растениях».

Этапы и содержание  проекта «Улицы нашего города»

Мероприятия

Цели

Сроки    

 

1. Обобщение  и уточнение представление детей о частях растений и их функциях.

2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома».

3.Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

 4. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта.

I этап – подготовительный

  • Вызвать      у     родителей интерес        к        проекту, уточнить важность проектной деятельности в работе с дошкольниками;
  • Побудить у мам    и    пап воспитанников желание участвовать    вместе с детьми в опытно-экспериментальной деятельности;
  • Поддерживать интерес у родителей        и        детей к участию    в   проекте;
  • Дать детям представление представления о том, что растениям необходимы вода и свет для жизни.

март

1.Сбор     фотографий, иллюстраций, книг, энциклопедий, календарей, открыток с видами растений, сбор семян овощных культур.

II этап – основной

   Познакомить      детей      с проектом;

   Побудить детей собрать о растениях как можно больше информации через фотографии,     книги,        иллюстрации.

  1. март

Непосредственная образовательная и совместная деятельность педагога и воспитанников

2.«Посадка лука» в разных условиях ( без почвы, в опилки, камни, мох)

Закрепить представления о луке, об особенностях внешнего вида; учить находить «донце» с корнями и верхушку;

Дать знания об основных условиях, которые необходимы для роста и развития лука (вода, земля, свет и тепло);

Показ, как правильно сажать лук;

Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста лука.

март

3.Рисование «Ветки в вазе»

 Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.

4.«Рассматривание веточек березы и рябины»

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия;

Учить отражать увиденное в точном слове;

Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях.

5.Опытно-исследовательская деятельность

Опыты с луком

Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука.

Поместили две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну поставили в темное место, другую разместили на окне.

Поместили две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну поставили в теплое место, другую разместили в холодном месте между окон.

Поместили две головки лука в баночки, одну наполнили водой, другую нет.

Поместили одну луковицу в баночку с опилками, другую в камни с водой.

В тарелку с мхом поместили ещё одну луковицу.

«Растения и свет»

Проверить, повернется ли растение к свету.

Цветок повернули так, чтобы большая часть листьев «смотрела» влево, а окно было справа;

»Вода и растения»

Опыт с семенами овощных культур. В блюдцах разложили семена (  фасоли, огурцов) на мокрую вату и другую без воды.

6. «Как узнать растение» (обобщающая беседа с элементами трудовой деятельности)

Способствовать обобщению представлений детей о растениях;

Развивать умения доказательно строить суждения, используя опорные модели.

март

7. «Растения нашего уголка»

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;

Закреплять знания о строении растений, уходе за ними;

Учить описывать внешний вид растений, правильно называя их части;

   Воспитывать интерес к уходу за растениями,     любовь к ним.

8.Рисование «Мой любимый комнатный цветок»

Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости листа бумаги.

9. Посещение библиотеки.

Рассматривание иллюстраций в книгах о растениях;

Знакомство с энциклопедиями растений;

Отбор литературы о растениях.

10.Обсуждение ситуации «Что делать, если у растения сохнут листья?»

Учить понимать простейшие причинно-следственные связи;

Развивать связную речь детей;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

11. Опытно-исследовательская деятельность

«Для чего корешки?»

уточнить функцию корней растений

доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.

12.«Все нужны на земле» (проблемно – этическая беседа)

Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного экологически правильного отношения к природе, пониманию ценности жизни, значимости живых существ.

13. «Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины»

Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях.

Учить отражать увиденное в точном слове;

14. Объемная аппликация «Ветки березы в вазе»

Воплощение в художественной форме предмета наблюдения;

Познакомить с новыми способами аппликации;

Воспитывать аккуратность и точность выполнения.

15. Опытно-исследовательская деятельность с схематическими зарисовками.

«Вершки – корешки»

Выяснить, что раньше появляется из семени.

«Живой кусочек»

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений.

17. «Рассматривание всходов лука в разных условиях.

. Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях.

Развивать умение отражать увиденное в точном слове;

Уточнить связь между ростом и развитием растения, и его потребностью в необходимых условиях среды;

16.«Как растут растения»

Обобщить представления детей о росте и развитии растений;

Воспитывать внимательное и заботливое отношение к растениям

17.Обсуждение ситуации «Хорошо – плохо»

Закрепить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

Развитие у детей элементов экологического сознания;

18. «Как выращивали лук»

Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.

 Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.

19. Опытно-исследовательская деятельность

«Что внутри»

Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

 «Запасливые стебли»

Выявить, как стебли или стволы могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

 «Выпрямившийся стебель»        

Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

20.Рисование «Расцвели красивые цветы»

Учить рисовать букет цветов в плетеной корзине;

Помочь овладеть рисованием штрихов в разных направлениях и в несколько рядов.

21. Просмотр презентации «Растения нашего края»

Обогатить знания детей о растениях, произрастающих в нашем краю;

Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сохранить ее красоту.

22. Создание коллекции семян.

Обогатить знания детей о видах семян;

Последующее проращивание семян с целью создания огорода на подоконнике.

апрель

23. «Где растения любят жить»

Углубить представления о растениях, о их существовании в разных экосистемах;

Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

24. Рисование «Весенний букет в вазе»

Продолжать развивать умение изображать в вазе букет из тюльпанов, передавая характерные особенности формы цветков;

Красиво компоновать вазу и цветы на удлиненной форме листа бумаги.

25. Моделирование ситуации «В лес пришел человек - что будет?»

Формировать умение прогнозировать последствий своих и чужих действий;

Воспитывать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

26. «Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины»

Воспитывать умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдениях.

27. Опытно-исследовательская деятельность

      «Растение – насос»

    Доказать, что корешок растения всасывает воду и          стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

«Вверх к листочкам»

Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

 

28. Беседа: «Правила поведения на природе».

Формировать умение прогнозировать последствий своих и чужих действий;

Воспитывать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей.

29. «Уход за комнатными цветами» (обобщающая беседа)

Обобщить представления детей о способах ухода за комнатными цветами;

Закрепить знание детей об основных потребностях растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях растений;

30. Обсуждение ситуации «Что делать, если у дерева обломалась ветка»

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

31. Опытно-исследовательская деятельность

«Испарение влаги с листьев растений»

Проверить, куда исчезает вода.

«Почему меньше?»

Установить зависимость количества впитываемой растением воды от его величины.

 «Бережливые растения»

Установить зависимость между величиной  листа растения и потребностью его в воде.

32. Коллективная аппликация «Цветы луговые» (панорамная композиция)

Упражнять в умении вырезать ромашки.

33. «Растения легкие земли»

Дать представление о значении растений;

Показать зависимость всего живого от состояния растений;

Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

34.  «Что мы делали» (рассказы об опытах)

Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.

 Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.

Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.

35. Моделирование ситуации «Легко ли восстановить лес»

Воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь и сохранять ее.

36. Опытно-исследовательская деятельность

«Что изменилось»

Доказать, что при испарении воду с листьев происходит их охлаждение.

 «Что чувствуешь»

Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

37. Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники»

Формировать умение воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах, находить средства выразительности.

1. Оформление информационно-исследовательского проекта «Строение, значение и функции разных частей растении ».

2. Оформили выставку рисунков «Наши наблюдения».

3 этап - заключительный

Соотнесение итогов проекта с ожидаемыми результатами.

Уметь рассказать о своих опытах и наблюдениях;

Побудить детей и их родителей принять активное участие в оформлении;

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли

  • Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
  • Формированию экологических знаний у дошкольников.
  • После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей стойко сформировалось представление о строении, значении и функциях частей растений, о необходимых условиях для роста растений. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Такие проекты значимы и для общества, т.к. ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.

        В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.

Литература:

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИК»,2009.
  2. «Мы». Программа экологического образования детей/«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс»,2002
  3. Мир природы и ребенок/ под ред. Л.М. Маневуевой, П.Г. Саморуковой – СПб.; АКЦИДЕНТ,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....