Экологический проект во второй младшей группе: «Здравствуй, дерево!»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_derevo_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект во второй младшей группе: «Здравствуй, дерево!»

Введение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Именно в этот период нужно знакомить детей с различными свойствами предметов, которые окружают ребенка, и как нельзя лучше это можно сделать на примере деревьев. Ребенок очень часто встречает их как на территории детского сада, так и просто при прогулке с родителями, но не обращает на них особого внимания, а воспринимает этих «зеленых великанов» как само собой разумеющееся. Дети сами могут проследить сезонные изменения, происходящие с деревьями, легко выявить общие характерные черты всех деревьев: ствол, листья, ветви, корни.

Тип проекта: информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный (2 недели - осень).

Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года).

Цели проекта:

для воспитателя:  Формирование у детей знаний о деревьях природоведческого характера через различные виды деятельности.

для детей: Приобретение новых знаний об особенностях деревьев, проявление интереса к исследовательской деятельности, бережное отношение к деревьям.

Задачи:

  •  Углублять знания детей о деревьях и их строении, необходимых для их жизни условий.
  • Формировать бережное отношение к деревьям.
  •  Закреплять умения отражать полученные знания в творческих работах.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  •  Развивать речь, фантазию, наблюдательность.

Материал и оборудование:

  • бутафорские деревья, яркие кленовые листья, капельки дождя, тучки,
  • пальчиковые краски, пластилин,
  • бумага формата А4 и ватман,
  • сюжетные картинки и картины с изображением деревьев,
  • кисточки, клей, цветная бумага,
  • плюшевый медвежонок Миша.

Сотрудничество педагогов:

Воспитатель – музыкальный руководитель:

Проводится комплексное музыкальное занятие «Осенняя прогулка».

Воспитатель – инструктор по физкультуре:

Проведение тематического физкультурного занятия на тему  «Деревце расти». Утренняя гимнастика с использованием тематики о деревьях.

Сотрудничество с родителями:

Дети в этом возрасте во многом берут пример со своих родителей. Поэтому воспитателю необходимо перед началом экологического проекта провести с ними беседы о том, как помочь детям узнать много нового о деревьях и правилах поведения с ними. Также мы предлагаем вывесить в уголке для родителей консультацию на тему «Деревья вокруг нас».

В ходе проекта воспитатель дает домашнее задание родителям, которое они выполняют вместе с детьми (поговорить во время прогулки о деревьях, об их строении, о разнообразии, о том, что деревья меняются в зависимости от времени года; можно предложить собрать букет из опавших листьев маме).

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей позволит формировать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде.

Методика работы с детьми основана на интеграции и деятельности:

  • Аппликация деревьев.
  • Рисование осеннего дерева с помощью пальчиковых красок, рисование с помощью кисточек листочков на заранее нарисованных деревьях.
  • Музыка: комплексное музыкальное занятие «Осенняя прогулка».
  • Труд: уборка листьев с помощью граблей.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдения во время прогулки.
  • Лепка веточек (раскатывание колбаски).
  • Беседы о деревьях.
  • Стихи, загадки.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (за неделю до начала проекта):
  • Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.
  • Формулируем цели и задачи проекта.
  • Подбор методической и художественной литературы, стихов, загадок, игр.
  • Пишем конспекты занятий и обсуждаем план работы с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.
  • Подбираем формы работы с семьей.
  • Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта медвежонком Мишей.

  1. Исследовательский этап:
  1. Наблюдение за деревом во время прогулки на участке детского сада.

Цель: Углублять знания детей о деревьях, их строении и свойствах.  Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.

В ходе занятия воспитатель с детьми и с медвежонком Мишей здороваются с деревом как с живым существом. Воспитатель объясняет медвежонку и детям, что у дерева тоже как и людей есть голова, руки, ноги. Ствол дерева - это голова. Руки это - веточки, листочки. Ноги – это корень. Само дерево большое, высокое, есть ствол, который растет от корня из земли. Вода с питательными веществами почвы поднимается по стволу и веточкам, затем к почкам. (Все части дерева показываем детям). Спрашиваем детей, что происходит с деревьями осенью (листья желтеют и опадают). Деревья готовятся к зимнему сну. В конце прогулки можно предложить собрать с детьми листья с помощью граблей, кому граблей не досталось, собирают веточки, которыми можно украсить группу (часть пойдет на занятие по лепке).

  1. Беседы о деревьях.

Цель: Закрепить знания, полученные детьми во время наблюдений на прогулках.

Дети располагаются либо полукругом на стульях, либо на удобных подушках на полу вокруг воспитателя. (Вопросы для обсуждения смотреть в приложении).

  1. Занятие по лепке веточек деревьев.

Цель: Учить детей раскатывать колбаску из пластилина (веточки). Развивать наблюдательность. Закрепить знания о веточках деревьев (тонкие, длинные).

В ходе занятия дети учатся раскатывать колбаску (веточки). В начале занятия воспитатель с медвежонком обращают внимание детей на собранные на прогулке веточки, обсуждают с детьми какие они длинные, тонкие и какого цвета. Во время занятия проводится физкультминутка (покачали руками как деревья ветвями). После занятия обсуждаем с детьми, как всё получилось, Мишка хвалит их.

  1. Рисование осенних деревьев с помощью пальчиковых красок.

Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиковыми красками. Закреплять названия цветов (коричневый и зеленый). Закрепить представления детей о деревьях по их отличительным признакам: дерево, на нем много листьев. Развивать мелкую моторику рук; формировать бытовые навыки. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

На занятие к детям пришел их старый знакомый – медвежонок Миша. Он просит детей нарисовать осеннее дерево, чтобы он мог показать какое оно красивое своим друзьям из теплых стран. Ребята рисуют пальчиками ствол дерева коричневой краской, ветви, и зеленой краской пальчиком рисуют кругленькие листочки. В конце занятия дети рассматривают свои шедевры вместе с Мишей.

  1. Рисование листочков с помощью кисточки.

Цель: Учить детей правильно держать кисточку, макать её в краску, снимать лишнюю краску с помощью примакивания, рисовать листочки уже на готовом дереве. (Остальные цели такие же как на предыдущем занятии).

  1. Аппликация «Деревья».

Цель: Закрепить знания детей, что такое крона деревьев и ствол. Продолжать учить пользоваться кисточкой и клеем, уметь находить центр листа. Пользоваться для аккуратности тряпочкой. Уметь убирать за собой рабочее место.

Ребята приклеивают заранее подготовленные воспитателем вырезанные стволы и кроны деревьев на лист. В конце занятия медвежонок Миша оценивает их работы.

  1. Чтение сказки о деревьях.

Цель: Развивать воображение детей. Дать экологические знания о том, для чего нужны деревья, через сказочный жанр. Развивать монологическую речь детей.

(Текст сказки смотреть в приложении). После прочтения сказки (сказку можно немного сократить, чтобы дети не устали, или разбить на части), обсуждаем её с детьми, где выдумка, а где правда. Обсуждаем, кто живет на деревьях.

Примечание: Как отдельное занятие можно предложить детям всем вместе сочинить собственную сказку о деревьях (один начинает, другой продолжает).

  1. Обобщающий этап:

  • Выставка продуктивной деятельности детей за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).
  • Творческая совместная работа «Нарисуем вместе чудо-дерево!» (работа выполняется всеми ребятами группы на одном ватмане, с помощью пальчиковых красок рисуем ладошками листья чудо - дерева).
  • Рассказы детей о деревьях, которые им понравились больше всего.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники:

  • проявляют интерес к деревьям,
  • обращают и далее внимание на их сезонные изменения,
  • знают все основные части деревьев, их отличительные особенности,
  • приобретают знания о том, что дерево живое и нуждается как и человек в воде,
  • дети бережно относятся к деревьям,
  • укрепляется сотрудничество детского сада и родителей.

Приложение.

Комплексное музыкальное занятие "Осенняя прогулка"

Задачи:

• расширять представления детей об окружающей природе;

• развивать художественное восприятие детей;

• развивать внимание;

• формировать певческие навыки, умение импровизировать на музыкальных инструментах;

• развивать навыки создания композиции (композиционное мышление);

• формировать умение работать в коллективе.

Ход занятия

Воспитатель: Зашумела листьями

                       Осень золотая,

                       Вьется над рябинкой

                       Тонкой паутинкой.    (М.Картушина)

- Давайте, ребята, мы споем песню про золотую осень.
Исполняется любая песенка об осени.

Воспитатель: Приглашаю всех ребят

                        В лес осенний погулять.

Игра «Здравствуй, говори». С.Коротаевой («Хрестоматия к методике музыкального воспитания в системе арт-терапии». О.Кацер Санкт-Петербург или любая игра по выбору муз.рук.)

  1. Зашагали ножки

По прямой дорожке.

А в конце дорожки,

Стали наши ножки.

Всем кто рядом

«Здравствуй» – говори.

«Здравствуй, здравствуй!»

– Снова повтори.           – шагают по залу поднимая коленки в рассыпную

                                         – останавливаются

                                         – кивают головкой вправо, затем влево

  1. Побежали ножки

По другой дорожке.

А в конце дорожки,

Стали наши ножки.

Всем кто рядом,

«Здравствуй»– говори.

«Здравствуй, здравствуй»

– Снова повтори.                   – бегут по залу в рассыпную

                                                – останавливаются

                                                – кивают головкой вправо, затем влево

  1. Поскакали ножки

По другой дорожке.

А в конце дорожки

Стали наши ножки.

Всем кто рядом,

«Здравствуй» – говори.

«Здравствуй, здравствуй»

– Снова повтори.          – скачут по залу в рассыпную

                                       – останавливаются        

                              – кивают головкой друг другу вправо, затем влево.

Воспитатель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять.

Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу? (показывает иллюстрацию «Дождик»).

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

- Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него. (садятся на стульчики).

Муз. руководитель: Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие).

– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап…  (выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие).

– А вы хотите поймать капельки?

Кап-кап, тук-тук,

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти,

Выставив ладошки.   (Г. Бойко)     Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом: «Кап, кап…»

Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише…

На прогулку дождик вышел».

Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик (педагог указывает на то, что дождик будет идти то, сильнее, то тише).

Значит, и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно.

«Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание.

«Дождик капает быстро» – играют подняв колокольчик над головой,

«Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке.

Звучит пьеса Любарского «Дождик» (дети изображают дождь игрой на колокольчиках вместе с воспитателем).

Воспитатель: Что-то дождик долго льет. Я попрошу его перестать.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.   (русская народная закличка)

– Давайте попрощаемся с дождиком. А что мы наденем на ножки, чтобы их не промочить? (ответы детей).

– Правильно, сапожки.

Нам одела мама

Красные сапожки,

Чтоб топали ножки

По мокрой дорожке.  ( М.Картушина)

– показывают, как одевают сапожки на ноги, поочередно топают ногами.

Воспитатель: Пойдемте в новых сапожках дальше гулять.

Танец «Сапожок» С.Коротаевой

Воспитатель: Вот и пришли мы в лес. А в лесу с деревьев облетают листья.

Падают, падают, листья.

В нашем саду – листопад.

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Проговаривая стихотворение воспитатель медленно разбрасывает листья. Предлагает детям выбрать для себя листочек.

С листьями осенними

Будем мы играть.

С листьями осенними

Будем танцевать. (М. Картушина)

Исполняется «Танец с листочками». В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.

Листопад, листопад –

Пенится тропинка.

И шумит, как водопад,

Каждая осинка!   (Т.Белозеров)

Аппликация «Листопад в парке».

На длинном листе бумаги уже нарисованы педагогом несколько деревьев (можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.

Для чего нужны деревья, польза от деревьев: 

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Вопросы про Дерево: 

Какие деревья, вы знаете? Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Кто (или что) им помогает расти? Чем их надо поливать: водой или молоком? (Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?

Загадки про Деревья:

***

Летом одевается,

Зимой раздевается. (Дерево.)

***

Летом вырастают,

А осенью опадают.   (Листья.)

***

Стоят столбики белены,

На них шапки зелены.  (Береза.)

***

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от ….  (Елки.) 

***

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, ее клюют.  (Рябина.)

***

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.  (Ива)

  Стихи о деревьях:

Нежная бормочет Ива:

«Я немножечко плаксива,

Но зачем во всяком случае

Называть меня плакучею?»

«Я вовсе не завистница,-

Заявляет Лиственница:

Что под именем таким?

Это просто псевдоним.»

Клён гордится: «Все дорожки

Глажу я своей ладошкой.

Даже к флагу, случай был,

Я ладошку приложил!»

Дуб корой покрыт шершавой.

Ель корой, как чешуёй.

У берёзоньки кудрявой

Ствол покрытый берестой.

Этот плод нельзя на зуб –

жёлудь с ветки кинул дуб.

Не страшна зимой метель

вся в иголках это - ель.

 

 

 

Сказка о деревьях.

Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:

- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

- Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.

- Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.

- И я тоже, - поддержала Березу Ель.

- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложила Яблоня.

- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!

- Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.

- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

И они заплакали.

- Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.

Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.

                                                        Автор: Шакирова Элеонора (Илария).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"

Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...

МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Проект во второй младшей группе «Здравствуй, Лето красное» Новожилова Алевтина Сергеевна

МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида  №5 «Золотая рыбка»Проект во второй младшей группе«Здравствуй, Лето красное»...

Экологический проект во 2 младшей группе «Солнышко» «Деревья — наши друзья»

1.    Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.2.    Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственн...

Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский Вид проекта: Краткосрочный Участники: Дети (3-4 лет), родители, воспитатели Актуальность проекта: Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режи...

Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!»

Экологический проект во второй младшей группе  «Здравствуй, лето!» Тип проекта: Познавательно-исследовательскийВид проекта: КраткосрочныйУчастники: Дети (3-4 лет), родители, восп...

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»Продолжительность проекта: (долгосрочный).Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: групповой.Возраст: ...