Экологический проект во второй младшей группе: «Здравствуй, дерево!»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdravstvuy_derevo_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект во второй младшей группе: «Здравствуй, дерево!»
Введение.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Именно в этот период нужно знакомить детей с различными свойствами предметов, которые окружают ребенка, и как нельзя лучше это можно сделать на примере деревьев. Ребенок очень часто встречает их как на территории детского сада, так и просто при прогулке с родителями, но не обращает на них особого внимания, а воспринимает этих «зеленых великанов» как само собой разумеющееся. Дети сами могут проследить сезонные изменения, происходящие с деревьями, легко выявить общие характерные черты всех деревьев: ствол, листья, ветви, корни.
Тип проекта: информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный (2 недели - осень).
Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года).
Цели проекта:
для воспитателя: Формирование у детей знаний о деревьях природоведческого характера через различные виды деятельности.
для детей: Приобретение новых знаний об особенностях деревьев, проявление интереса к исследовательской деятельности, бережное отношение к деревьям.
Задачи:
- Углублять знания детей о деревьях и их строении, необходимых для их жизни условий.
- Формировать бережное отношение к деревьям.
- Закреплять умения отражать полученные знания в творческих работах.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
Материал и оборудование:
- бутафорские деревья, яркие кленовые листья, капельки дождя, тучки,
- пальчиковые краски, пластилин,
- бумага формата А4 и ватман,
- сюжетные картинки и картины с изображением деревьев,
- кисточки, клей, цветная бумага,
- плюшевый медвежонок Миша.
Сотрудничество педагогов:
Воспитатель – музыкальный руководитель:
Проводится комплексное музыкальное занятие «Осенняя прогулка».
Воспитатель – инструктор по физкультуре:
Проведение тематического физкультурного занятия на тему «Деревце расти». Утренняя гимнастика с использованием тематики о деревьях.
Сотрудничество с родителями:
Дети в этом возрасте во многом берут пример со своих родителей. Поэтому воспитателю необходимо перед началом экологического проекта провести с ними беседы о том, как помочь детям узнать много нового о деревьях и правилах поведения с ними. Также мы предлагаем вывесить в уголке для родителей консультацию на тему «Деревья вокруг нас».
В ходе проекта воспитатель дает домашнее задание родителям, которое они выполняют вместе с детьми (поговорить во время прогулки о деревьях, об их строении, о разнообразии, о том, что деревья меняются в зависимости от времени года; можно предложить собрать букет из опавших листьев маме).
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде.
Методика работы с детьми основана на интеграции и деятельности:
- Аппликация деревьев.
- Рисование осеннего дерева с помощью пальчиковых красок, рисование с помощью кисточек листочков на заранее нарисованных деревьях.
- Музыка: комплексное музыкальное занятие «Осенняя прогулка».
- Труд: уборка листьев с помощью граблей.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения во время прогулки.
- Лепка веточек (раскатывание колбаски).
- Беседы о деревьях.
- Стихи, загадки.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап (за неделю до начала проекта):
- Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.
- Формулируем цели и задачи проекта.
- Подбор методической и художественной литературы, стихов, загадок, игр.
- Пишем конспекты занятий и обсуждаем план работы с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.
- Подбираем формы работы с семьей.
- Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта медвежонком Мишей.
- Исследовательский этап:
- Наблюдение за деревом во время прогулки на участке детского сада.
Цель: Углублять знания детей о деревьях, их строении и свойствах. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.
В ходе занятия воспитатель с детьми и с медвежонком Мишей здороваются с деревом как с живым существом. Воспитатель объясняет медвежонку и детям, что у дерева тоже как и людей есть голова, руки, ноги. Ствол дерева - это голова. Руки это - веточки, листочки. Ноги – это корень. Само дерево большое, высокое, есть ствол, который растет от корня из земли. Вода с питательными веществами почвы поднимается по стволу и веточкам, затем к почкам. (Все части дерева показываем детям). Спрашиваем детей, что происходит с деревьями осенью (листья желтеют и опадают). Деревья готовятся к зимнему сну. В конце прогулки можно предложить собрать с детьми листья с помощью граблей, кому граблей не досталось, собирают веточки, которыми можно украсить группу (часть пойдет на занятие по лепке).
- Беседы о деревьях.
Цель: Закрепить знания, полученные детьми во время наблюдений на прогулках.
Дети располагаются либо полукругом на стульях, либо на удобных подушках на полу вокруг воспитателя. (Вопросы для обсуждения смотреть в приложении).
- Занятие по лепке веточек деревьев.
Цель: Учить детей раскатывать колбаску из пластилина (веточки). Развивать наблюдательность. Закрепить знания о веточках деревьев (тонкие, длинные).
В ходе занятия дети учатся раскатывать колбаску (веточки). В начале занятия воспитатель с медвежонком обращают внимание детей на собранные на прогулке веточки, обсуждают с детьми какие они длинные, тонкие и какого цвета. Во время занятия проводится физкультминутка (покачали руками как деревья ветвями). После занятия обсуждаем с детьми, как всё получилось, Мишка хвалит их.
- Рисование осенних деревьев с помощью пальчиковых красок.
Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиковыми красками. Закреплять названия цветов (коричневый и зеленый). Закрепить представления детей о деревьях по их отличительным признакам: дерево, на нем много листьев. Развивать мелкую моторику рук; формировать бытовые навыки. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
На занятие к детям пришел их старый знакомый – медвежонок Миша. Он просит детей нарисовать осеннее дерево, чтобы он мог показать какое оно красивое своим друзьям из теплых стран. Ребята рисуют пальчиками ствол дерева коричневой краской, ветви, и зеленой краской пальчиком рисуют кругленькие листочки. В конце занятия дети рассматривают свои шедевры вместе с Мишей.
- Рисование листочков с помощью кисточки.
Цель: Учить детей правильно держать кисточку, макать её в краску, снимать лишнюю краску с помощью примакивания, рисовать листочки уже на готовом дереве. (Остальные цели такие же как на предыдущем занятии).
- Аппликация «Деревья».
Цель: Закрепить знания детей, что такое крона деревьев и ствол. Продолжать учить пользоваться кисточкой и клеем, уметь находить центр листа. Пользоваться для аккуратности тряпочкой. Уметь убирать за собой рабочее место.
Ребята приклеивают заранее подготовленные воспитателем вырезанные стволы и кроны деревьев на лист. В конце занятия медвежонок Миша оценивает их работы.
- Чтение сказки о деревьях.
Цель: Развивать воображение детей. Дать экологические знания о том, для чего нужны деревья, через сказочный жанр. Развивать монологическую речь детей.
(Текст сказки смотреть в приложении). После прочтения сказки (сказку можно немного сократить, чтобы дети не устали, или разбить на части), обсуждаем её с детьми, где выдумка, а где правда. Обсуждаем, кто живет на деревьях.
Примечание: Как отдельное занятие можно предложить детям всем вместе сочинить собственную сказку о деревьях (один начинает, другой продолжает).
- Обобщающий этап:
- Выставка продуктивной деятельности детей за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).
- Творческая совместная работа «Нарисуем вместе чудо-дерево!» (работа выполняется всеми ребятами группы на одном ватмане, с помощью пальчиковых красок рисуем ладошками листья чудо - дерева).
- Рассказы детей о деревьях, которые им понравились больше всего.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники:
- проявляют интерес к деревьям,
- обращают и далее внимание на их сезонные изменения,
- знают все основные части деревьев, их отличительные особенности,
- приобретают знания о том, что дерево живое и нуждается как и человек в воде,
- дети бережно относятся к деревьям,
- укрепляется сотрудничество детского сада и родителей.
Приложение.
Комплексное музыкальное занятие "Осенняя прогулка"
Задачи:
• расширять представления детей об окружающей природе;
• развивать художественное восприятие детей;
• развивать внимание;
• формировать певческие навыки, умение импровизировать на музыкальных инструментах;
• развивать навыки создания композиции (композиционное мышление);
• формировать умение работать в коллективе.
Ход занятия
Воспитатель: Зашумела листьями
Осень золотая,
Вьется над рябинкой
Тонкой паутинкой. (М.Картушина)
- Давайте, ребята, мы споем песню про золотую осень.
Исполняется любая песенка об осени.
Воспитатель: Приглашаю всех ребят
В лес осенний погулять.
Игра «Здравствуй, говори». С.Коротаевой («Хрестоматия к методике музыкального воспитания в системе арт-терапии». О.Кацер Санкт-Петербург или любая игра по выбору муз.рук.)
- Зашагали ножки
По прямой дорожке.
А в конце дорожки,
Стали наши ножки.
Всем кто рядом
«Здравствуй» – говори.
«Здравствуй, здравствуй!»
– Снова повтори. – шагают по залу поднимая коленки в рассыпную
– останавливаются
– кивают головкой вправо, затем влево
- Побежали ножки
По другой дорожке.
А в конце дорожки,
Стали наши ножки.
Всем кто рядом,
«Здравствуй»– говори.
«Здравствуй, здравствуй»
– Снова повтори. – бегут по залу в рассыпную
– останавливаются
– кивают головкой вправо, затем влево
- Поскакали ножки
По другой дорожке.
А в конце дорожки
Стали наши ножки.
Всем кто рядом,
«Здравствуй» – говори.
«Здравствуй, здравствуй»
– Снова повтори. – скачут по залу в рассыпную
– останавливаются
– кивают головкой друг другу вправо, затем влево.
Воспитатель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять.
Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу? (показывает иллюстрацию «Дождик»).
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
- Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него. (садятся на стульчики).
Муз. руководитель: Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие).
– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап… (выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие).
– А вы хотите поймать капельки?
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки. (Г. Бойко) Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом: «Кап, кап…»
Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.
Капли просят: «Тише, тише…
На прогулку дождик вышел».
Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик (педагог указывает на то, что дождик будет идти то, сильнее, то тише).
Значит, и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно.
«Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание.
«Дождик капает быстро» – играют подняв колокольчик над головой,
«Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке.
Звучит пьеса Любарского «Дождик» (дети изображают дождь игрой на колокольчиках вместе с воспитателем).
Воспитатель: Что-то дождик долго льет. Я попрошу его перестать.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить. (русская народная закличка)
– Давайте попрощаемся с дождиком. А что мы наденем на ножки, чтобы их не промочить? (ответы детей).
– Правильно, сапожки.
Нам одела мама
Красные сапожки,
Чтоб топали ножки
По мокрой дорожке. ( М.Картушина)
– показывают, как одевают сапожки на ноги, поочередно топают ногами.
Воспитатель: Пойдемте в новых сапожках дальше гулять.
Танец «Сапожок» С.Коротаевой
Воспитатель: Вот и пришли мы в лес. А в лесу с деревьев облетают листья.
Падают, падают, листья.
В нашем саду – листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
Проговаривая стихотворение воспитатель медленно разбрасывает листья. Предлагает детям выбрать для себя листочек.
С листьями осенними
Будем мы играть.
С листьями осенними
Будем танцевать. (М. Картушина)
Исполняется «Танец с листочками». В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.
Листопад, листопад –
Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка! (Т.Белозеров)
Аппликация «Листопад в парке».
На длинном листе бумаги уже нарисованы педагогом несколько деревьев (можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.
Для чего нужны деревья, польза от деревьев:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Вопросы про Дерево:
Какие деревья, вы знаете? Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Кто (или что) им помогает расти? Чем их надо поливать: водой или молоком? (Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?
Загадки про Деревья:
***
Летом одевается,
Зимой раздевается. (Дерево.)
***
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
***
Стоят столбики белены,
На них шапки зелены. (Береза.)
***
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (Елки.)
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, ее клюют. (Рябина.)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Стихи о деревьях:
Нежная бормочет Ива:
«Я немножечко плаксива,
Но зачем во всяком случае
Называть меня плакучею?»
«Я вовсе не завистница,-
Заявляет Лиственница:
Что под именем таким?
Это просто псевдоним.»
Клён гордится: «Все дорожки
Глажу я своей ладошкой.
Даже к флагу, случай был,
Я ладошку приложил!»
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
Этот плод нельзя на зуб –
жёлудь с ветки кинул дуб.
Не страшна зимой метель
вся в иголках это - ель.
Сказка о деревьях.
Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:
- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!
- Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.
- Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.
- И я тоже, - поддержала Березу Ель.
- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложила Яблоня.
- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:
- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!
- Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.
- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.
- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.
И они заплакали.
- Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.
А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.
Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.
Автор: Шакирова Элеонора (Илария).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"
Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...
МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Проект во второй младшей группе «Здравствуй, Лето красное» Новожилова Алевтина Сергеевна
МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»Проект во второй младшей группе«Здравствуй, Лето красное»...
Экологический проект во 2 младшей группе «Солнышко» «Деревья — наши друзья»
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственн...
Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!»
Тип проекта: Познавательно-исследовательский Вид проекта: Краткосрочный Участники: Дети (3-4 лет), родители, воспитатели Актуальность проекта: Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режи...
Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!»
Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!» Тип проекта: Познавательно-исследовательскийВид проекта: КраткосрочныйУчастники: Дети (3-4 лет), родители, восп...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»Продолжительность проекта: (долгосрочный).Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: групповой.Возраст: ...