Конспект "Озорные горошинки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Зиновьева Юлия Сергеевна
Конспект НОД познавательно-исследовательская деятельность по методике Савенкова А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozonye_goroshinki.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Озорные горошинки» по методике А. И. Савенкова

       Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.

       Задачи: 

- развивать умение детей анализировать объект по этапам, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас, развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук. 

-упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «провести эксперименты», «понаблюдать»);

-проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – семена, карточки с символическим изображением «методов исследования»:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- провести эксперименты;

- понаблюдать.

Семена растений (фасоли, гороха, тыквы, подсолнечника, абрикоса);  увеличительные лупы,   карандаш, тарелочки, контейнеры с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», письмо  и посылка с камешками  от домовенка Кузи;    столы,  стулья,  мольберт, модель выращивания растений, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».

Ход занятия

  1. Мотивация  Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо  и небольшую посылку от Домовенка  Кузи. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Совсем скоро мне нужно будет садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я  никак  не могу понять. Вот собрал немного семян,  а каких не знаю?  Помогите мне ребята разобраться, а ответ -  вышлите письмом. С уважением,  Домовенок Кузя» (у воспитателя конверт, письмо, коробка с камешками)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Домовенку?  

Дети: - Да!

 

2. Постановка практической задачи, выдвижение гипотезы.

Воспитатель: -  Но сначала уточним, что такое семена? Для чего они нужны?   Откуда  берутся семена?

Воспитатель: Вы даете разные ответы на мои вопросы. Высказываете свои предположения.– Давайте проверим, так ли это.

Гипотезы: (предположения, которые будут проверятся)

- семена – камешки, из которых вырастают растения;

- они нужны чтоб выросли новые растения;

3. Выбор методов исследования и  планирование деятельности.

Составление плана исследования

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Посмотрите на доску, я построила для вас «паровозик из вагончиков», на котором мы с вами сейчас  отправимся в путешествие,  и узнаем много нового и интересного о семенах.

- А какие  вагончики нам в этом помогут, давайте вспомним,  как они называются?

( Подумать самостоятельно, спросить у взрослого,  посмотреть   в  книге, провести опыт, понаблюдать)

 Воспитатель:

-А что мы делаем,  когда узнаем  что-то новое? (Ответы детей)

(Дети): На листах бумаги   рисуем  рисунки или значки и складываем их в альбом.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно» (дети садятся в первый вагончик) 

Воспитатель: - Что же за семена  собрал Домовенок, давайте посмотрим?

(открывают посылку, там камешки)

Дети: - Это же камешки!

Воспитатель: Дети, вы сказали, что семена - это  камешки!

  - Действительно камешки похожи на семена.  А  если посадить в землю камешки, из них  вырастет растение?

Дети: - Нет

Воспитатель- Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет!

Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!»  и вспомнить, какие бывают семена.

Воспитатель: - Что это за фрукт?  (показ муляжа)

Дети: - Слива!

Воспитатель: - А у сливы есть семена?

Дети:- Да, это косточка!

Воспитатель: У сливы одна косточка или много?

Дети: - Одна.

Воспитатель: - А это что?

Дети: - Помидор!

Воспитатель: - А у помидора есть семена?

Дети: - Да, это семечки.

Воспитатель: - У помидора тоже одна семечка?

Дети: - Нет. У помидора много семечек.

Воспитатель: - А где же прячутся семена?

Воспитатель: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!

 

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

Воспитатель: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нам пригодятся энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (Ответы детей)

Воспитатель: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены семена. Затем попросить взрослого прочитать.

(На столах выложены книги по данной тематике).

(Дети работают с энциклопедиями, педагог читает детям информацию, найденную в книгах о семенах, по их просьбе.)

У всех растений есть семена. Семена бывают разные – большие и маленькие, гладкие и шершавые, разные по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратными при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодами, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать (рассказ сопровождается показом картинок или презентацией).

Воспитатель:- А сейчас мы проверим, все то, что узнали из книг.

 3. Третий метод наблюдений «Эксперимент».

Организация исследовательской деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить  опыты, исследовать разные предметы.  Посмотрите, что у вас лежит в формах  на столе?

Дети: - семена.

Воспитатель: - Правильно – это семена различных растений.

На столах выложены семена  (фасоли, гороха, тыквы, подсолнечника, абрикоса). 

Давайте поиграем в игру «Чье семечко?»  Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы будете искать его семена на тарелке.

 - Какой овощ на этой картинке?

Дети: - Тыква.

Воспитатель: - Правильно, давайте мы найдем  семена тыквы на тарелке?  У тыквы одна семечка или много?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Какого цвета семечка?

Дети: - Белая.

(Далее воспитатель показывает картинки: фасоль, абрикос, горох).

Воспитатель:  - Посмотрите все семена одинаковые?

Дети: -  нет. Есть семена большие и маленькие, белые и коричневые,  круглые, овальные.

Воспитатель:- Теперь возьмем листы бумаги и зарисуем, что у нас получилось                   

зарисовка: семена бывают разной формы (круглые, овальные), разного размера (большие и маленькие),  на ощупь-гладкие и шершавые, их модет быть много и одна (косточка).

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что лежит у вас в мелкой тарелке?

Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.

Воспитатель: -Дети,  обратите внимание на сухие семена гороха, какие они?  (сморщенные и маленькие), а замоченные (круглые, гладкие   и немного большего размера, потому что они напитались влаги). 

Воспитатель: - Как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?

Дети: - Чтобы быстрее взошли.

Воспитатель:- А что произошло с этой горошинкой, которую мы с вами поместили на мокрую тряпку несколько дней назад?

Дети: - У нее  появился росток!

Воспитатель: Значит совсем скоро можно высаживать росток в землю и появится горох.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам самим вырастить горох. Вы согласны?

- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!

Физминутка «Хороводная игра  «Горошина»

Дети идут по кругу,  «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась  и пропала

(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где - то  вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Организация трудовой деятельности:

Подготовка к трудовому процессу (дети проходят к столу для посадки гороха.)

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!

Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семечка гороха; материал — картинка емкости для посадки с землей; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки (2 разные картинки); результат труда — картинка проросшего гороха.

Воспитатель показывает приемы посадки:

Воспитатель:  -  Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.  

- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и  положим в нее горошинку (семена, замоченные за сутки до посадки).

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: - Полить.  

Воспитатель:- А теперь мы будем за ними ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

Анализ  (обобщение знаний детей по данной теме):

Воспитатель:- Ребята,  вам сегодня  было интересно в нашей лаборатории. Что больше всего заинтересовало?

Воспитатель: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Домовенка?

Дети: -  Да.

Воспитатель: - Где берутся семена?

Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.

Воспитатель:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений.

Воспитатель:  Ребята,   как можно вырастить растение?

Дети:- Посадить в землю, поливать  и ухаживать за ними.

Воспитатель:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, мы с вами зарисуем первый этап посадки гороха на своих листах, а потом будем зарисовывать дальше, когда он будет подрастать. Все ваши зарисовки мы поместим в этот конверт и отправим письмом Домовенку, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Домовенок будет  вам очень благодарен

Зарисовка опыта.

Воспитатель: - Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли?

Дети: - Поставить на светлое место, на окно.

 

 

 

   

 .

 

 

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танец-"Горошинки"

Музыка+ описание движений....

Перспективное планирование работы танцевального кружка "Горошинки" (дополнительные образовательные услуги ДОУ)

В нашем детском саду вот уже несколько лет введены дополнительные образовательные услуги. Одной из них является танцевальный кружок под моим руководством. Эти дополнительные услуги пользуются успехом ...

Программа танцевального кружка "Горошинки".

Образовательно-тематический план работы танцевального кружка....

Творческие работы детей группы "Горошинки"

Выставка творческих работ "Осенняя сказка"Выставка творческих работ "Моя любимая сказка"Выставка рисунков "Пусть всегда буду я!"...

сценарий праздника для средней группы "Весёлые горошинки"

дети становятся полукругом   Ведущий 1 Почему все изменилось? Почему все заискрилось?                        Засме...

«ГОРОШИНКИ НА ЗОНТИКЕ».

Закрепление знаний детей о характерных особенностях осенней погоды;Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;Учить детей наносить пальцем ритмические мазки только на поверхности...