НОД "Где спрятался воздух?" старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гелездинова Юлия Валентиновна

Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx104.98 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «отделение дошкольного образование детей»

ГБОУ школы№338 Невского района СПб.

Конспект НОД

Познавательное развитие.

Исследовательская деятельность.

Старшая группа.

Тема: «Где спрятался воздух?»

                                                                                          Подготовила и провела

                                                                                         Воспитатель

                                                                                        высшей квалификационной категории

                                                                                       Гелездинова Ю.В.

Санкт – Петербург

2017 год.

Длительность проведения занятий

Основная образовательная область.

Интеграция образовательных областей.

Формы работы.

Формы организации детей.

До 25 мин.

Познавательное развитие.

-развитие познавательно -исследовательской деятельности.

Речевое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

-Чтение стихотворения о воздухе.

- Беседа о воздухе.

-Проведение опытов с воздухом.

-Рассматривание слайдов о состоянии воздуха.

-Подготовительный.

-Индивидуальная.

Цель: Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:                

Проводить вместе с детьми элементарные и доступные опыты, познакомить со свойствами воздуха: бесцветный, не имеет запаха, легкий..

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность, мыслительную деятельность, познавательный интерес в процессе  экспериментирования.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке, беседы о воздухе,

эксперименты с воздухом.

Оборудование:

Полиэтиленовые пакеты

Стаканчики с водой, трубочки

Мыльные пузыри

Игрушки, баночки и др.

2 Подноса

Игрушка «Домовёнок  Кузя»

Кораблики из пенопласта

Сосуд – «Море» для корабликов

Салфетки бумажные, веера

Апельсин, чеснок

Воздушные шары

Краски разведённые с водой, трубочки

Музыкальные инструменты

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Подготови-тельный.

Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.

Стук в дверь. Заходит грустный медведь.

Медведь: Здравствуйте дети! Мне подарили  шарик. А почему он не круглый? Не такой как я его себе представлял?

Дети: Его надо надуть.

Медведь: Как надуть? Чем надуть?

Дети: Воздухом ! (Дети надувают шарик).

Опыт с шаром?

Медведь: А что такое воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята видели?

Дети: Воздух не виден, но он вокруг нас.

Медведь: Как это? Невидимый?

Дети: Он прозрачный, бесцветный, поэтому он невидимый.

Медведь: Значит, воздух все-таки есть? Интересно, а поймать его можно?

Дети: Можно!

Медведь обращает внимание на столы, где приготовлены разнообразные предметы (пакеты, стаканы, трубочки, салфетки).  

Медведь: А, как? Чем поймать?

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Дети: Воздух можно поймать пакетом.

Медведь: Он пуст, если я его сложу в несколько раз, он будет тоненький. Смотрите, какой он тоненький, как же в него можно поймать воздух?

Дети: (раскрывают пакет, и объясняют Медведю, что в раскрытом  пакете уже есть воздух)

Медведь: (раскрывает пакет) У меня тоже в пакете есть воздух? Но я его не вижу? Как определить, что он там есть?

Дети: Надо закрутить пакет.

Медведь: Пакет полон воздуха! Он похож на подушку!

Дети:

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Д: В нём нет воздуха.

В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

В:  Конечно ! Ведь воздух легче воды!

 Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Опыт 3. С салфеткой.

В: А с салфеткой видно?

ДДа.

В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

 Опыт 2. С трубочкой.

В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

ДВыходят пузырьки.

ВВот  видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята , а какие пузырьки можно ещё пускать?

ДМыльные.

ВДавайте и мыльные пузыри попускаем.

Дидактическая  игра «Где спрятался воздух?».

В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

 А  как вы думаете ребята внутри человека воздух есть?

ДДа

В:  Давайте проверим?

 Игра  « Кораблики».

В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Физкультминутка «Мыльные пузыри » (под музыку).

В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей?

Д: Конечно мыло!

В Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

 Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дчерез нос

В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Д: Нет

Опыт 4. С веером.

В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

ДВ лицо дует ветерок.

ВСмотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Кузя:  Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.

ВЧто ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено?

Д: Кляксография.

В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек.

Опыт 6. «Не  дышу».

В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Заключительная часть  

Как много мы узнали сегодня о воздухе:

(ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации)

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1)

Что воздух легче воды  (рис.2)

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей  (рис.3)

Без воздуха ничто живое не может жить  (рис.4)

Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.5)

Что ветер – это движение воздуха (рис.6)

В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут!(дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо,  ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Литература:

1.Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом»: Занимательные  эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2004. -192с.

2.Смирнов Ю.И. воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,1998.

3.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

4.Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1992.

5.Маленькие шаги в большой мир: Занятия по окружающему миру/ авт.-сост. В.Ю.Дьяченко, О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.

6.Белая К.Ю. Разноцветне игры.-М.:Линка-пресс, 2007.

7.Н.Г. Калегина :Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань-1994.

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Где спрятано здоровье?»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»,»Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике ОБЖ в старшей группе «Кто спрятал Колобка».

Сформировать представление детей о том, как образуется число 8. Дать понятия о поведении в лесу....

Конспект НОД в средней группе "Как Леший от Русалки воду спрятал"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошко...

Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...

Интегрированное занятие в средней группе: "Куда спрятались насекомые?"

Интегрированное занятие в средней группе:  « Куда спрятались насекомые?» Воспитатель: Максимова Нина Михайловна.Образовательные области:Художественная литература.Познание.Коммуникация.Художествен...

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе "Как зайка от лисы спрятался"

Этот конспект по художественно-эстетическому развитию поможет  в игровой форме научить детей методу рисования "тычок", позволит вызвать у них чувство сочувствия к тому, кто в беде. Через рассматр...