НОД "Где спрятался воздух?" старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 104.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «отделение дошкольного образование детей»
ГБОУ школы№338 Невского района СПб.
Конспект НОД
Познавательное развитие.
Исследовательская деятельность.
Старшая группа.
Тема: «Где спрятался воздух?»
Подготовила и провела
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Гелездинова Ю.В.
Санкт – Петербург
2017 год.
Длительность проведения занятий | Основная образовательная область. | Интеграция образовательных областей. | Формы работы. | Формы организации детей. |
До 25 мин. | Познавательное развитие. -развитие познавательно -исследовательской деятельности. | Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. | -Чтение стихотворения о воздухе. - Беседа о воздухе. -Проведение опытов с воздухом. -Рассматривание слайдов о состоянии воздуха. | -Подготовительный. -Индивидуальная. |
Цель: Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Проводить вместе с детьми элементарные и доступные опыты, познакомить со свойствами воздуха: бесцветный, не имеет запаха, легкий..
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность, мыслительную деятельность, познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром на прогулке, беседы о воздухе,
эксперименты с воздухом.
Оборудование:
Полиэтиленовые пакеты
Стаканчики с водой, трубочки
Мыльные пузыри
Игрушки, баночки и др.
2 Подноса
Игрушка «Домовёнок Кузя»
Кораблики из пенопласта
Сосуд – «Море» для корабликов
Салфетки бумажные, веера
Апельсин, чеснок
Воздушные шары
Краски разведённые с водой, трубочки
Музыкальные инструменты
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Этапы | Действия воспитателя | Действия детей |
Подготови-тельный. |
Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.
Стук в дверь. Заходит грустный медведь.
Медведь: Здравствуйте дети! Мне подарили шарик. А почему он не круглый? Не такой как я его себе представлял?
Дети: Его надо надуть.
Медведь: Как надуть? Чем надуть?
Дети: Воздухом ! (Дети надувают шарик).
Опыт с шаром?
Медведь: А что такое воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята видели?
Дети: Воздух не виден, но он вокруг нас.
Медведь: Как это? Невидимый?
Дети: Он прозрачный, бесцветный, поэтому он невидимый.
Медведь: Значит, воздух все-таки есть? Интересно, а поймать его можно?
Дети: Можно!
Медведь обращает внимание на столы, где приготовлены разнообразные предметы (пакеты, стаканы, трубочки, салфетки).
Медведь: А, как? Чем поймать?
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Дети: Воздух можно поймать пакетом.
Медведь: Он пуст, если я его сложу в несколько раз, он будет тоненький. Смотрите, какой он тоненький, как же в него можно поймать воздух?
Дети: (раскрывают пакет, и объясняют Медведю, что в раскрытом пакете уже есть воздух)
Медведь: (раскрывает пакет) У меня тоже в пакете есть воздух? Но я его не вижу? Как определить, что он там есть?
Дети: Надо закрутить пакет.
Медведь: Пакет полон воздуха! Он похож на подушку!
Дети:
В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха.
В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
В: Конечно ! Ведь воздух легче воды!
Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Опыт 3. С салфеткой.
В: А с салфеткой видно?
Д: Да.
В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 2. С трубочкой.
В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Д: Выходят пузырьки.
В: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята , а какие пузырьки можно ещё пускать?
Д: Мыльные.
В: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?».
В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
А как вы думаете ребята внутри человека воздух есть?
Д: Да
В: Давайте проверим?
Игра « Кораблики».
В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Физкультминутка «Мыльные пузыри » (под музыку).
В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей?
Д: Конечно мыло!
В: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Д: через нос
В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Д: Нет
Опыт 4. С веером.
В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!
Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Д: В лицо дует ветерок.
В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Кузя: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.
В: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено?
Д: Кляксография.
В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек.
Опыт 6. «Не дышу».
В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Заключительная часть
Как много мы узнали сегодня о воздухе:
(ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1)
Что воздух легче воды (рис.2)
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей (рис.3)
Без воздуха ничто живое не может жить (рис.4)
Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.5)
Что ветер – это движение воздуха (рис.6)
В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Кузя: Я тут!(дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Литература:
1.Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом»: Занимательные эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2004. -192с.
2.Смирнов Ю.И. воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,1998.
3.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
4.Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1992.
5.Маленькие шаги в большой мир: Занятия по окружающему миру/ авт.-сост. В.Ю.Дьяченко, О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.
6.Белая К.Ю. Разноцветне игры.-М.:Линка-пресс, 2007.
7.Н.Г. Калегина :Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань-1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Где спрятано здоровье?»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»,»Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике ОБЖ в старшей группе «Кто спрятал Колобка».
Сформировать представление детей о том, как образуется число 8. Дать понятия о поведении в лесу....
Конспект НОД в средней группе "Как Леший от Русалки воду спрятал"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошко...
Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе
По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...
Интегрированное занятие в средней группе: "Куда спрятались насекомые?"
Интегрированное занятие в средней группе: « Куда спрятались насекомые?» Воспитатель: Максимова Нина Михайловна.Образовательные области:Художественная литература.Познание.Коммуникация.Художествен...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Где спряталось здоровье?"
Закрепление знаний детей о том, как сохранить здоровье....
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе "Как зайка от лисы спрятался"
Этот конспект по художественно-эстетическому развитию поможет в игровой форме научить детей методу рисования "тычок", позволит вызвать у них чувство сочувствия к тому, кто в беде. Через рассматр...