история появления уголка природы в детском саду.
материал по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Е.Н.

    В связи с тем, что не только в нашей стране, но и на всей планете ухудшилась экологическая обстановка, особое значение в воспитании подрастающего покаления заняло экологическое образование. С нежного возраста необходимо приучать детей бережно относиться к окружающему миру. В этом деле первыми помошниками в учебных заведениях становятся уголки природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

История появления уголков природы в образовательных учреждениях

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Это заметила ещё в конце девятнадцатого, начале двадцатого века известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Елизавета Ивановна Тихеева. Она внесла существенный вклад  в разработку содержания и методов знакомства детей дошкольного возраста с природой.

Тихеева подчёркивала, что воспитательное значение природы наиболее естественно и могущественно. Природа рассматривалась ею как среда для ребёнка.

«Природа—это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е. И. Тихеева особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его представлений, почерпнутых с помощью внешних чувств» [5].

Мы особо отметим значение, которое придает Е. И. Тихеева природе в развитии внешних чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используются для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» (1923 г.) Е. И. Тихеева рассматривает роль наблюдения для развития языка ребенка. Вслед за К. Д. Ушинским Е. И. Тихеева справедливо утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Использование природы Е. И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в этическом развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, — пишет Е. И. Тихеева, — живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств» [5]. Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа» [5]. Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Тихеева подчеркивает значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой — чувство, «обуславливающее... пышный расцвет всех лучших сторон детской души». Следует признать, что Е. И. Тихеева права, указывая на впечатления детей о природе как на один (но отнюдь не единственный) источник детской радости, значение которой неоспоримо.

Считая, что природа — естественное условие для воспитания ребенка, Е. И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе, к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те времена одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача — в комнатах создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Елизавета Ивановна и ее сотрудники подробно разрабатывают содержание «уголков природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Елизавета Ивановна и ее сотрудники подробно разрабатывают содержание «уголков природы», труд и наблюдения детей в них. В них (уголках природы) детей знакомили с природой, так как они позволяют сузить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Е. И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (например, земляная и водная культура луковичных, растения на свету и в темноте).

Представление Е.И. Тихеевой о значении «уголка природы» и на сегодняшний день актуально. Современному воспитателю очень важно знать программу, разработанную известным русским и советским педагогом прошлого тысячелетия, так как всё что было в то время предложено к использованию и сейчас является актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ ...

"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....

"Организация уголка природы в детском саду".

Консультация для воспитателей "Организация уголка природы в детском саду"....

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья посвящена значению и оформлению уголка природы в детском саду...

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Организация уголка природы в детском саду.Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы...