Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologiya.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Выполнили
Воспитатели Тарабарина Г.Н.,
Булатова А.И.
Какое значение имеет уголок природы?
· Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
· Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
· Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
· Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
· Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
У каждой возрастной группы детского сада должен быть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения.
Растения, которые НЕЛЬЗЯ ставить в детской комнате, потому что они либо содержат ядовитый сок, либо имеют шипы:
акалифа, адениум, аламанда, бровалия, брунфельсия, кротон, диффенбахия, дипладения, молочай, пуансетгия, паслен ложно персчечный, гипеаструм, кактусы, пахиподиум.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы являются комнатные растения:
Младшая группа
При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части.
В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие:
- ярко выраженные основные части (стебель, листья, цветы), красиво, обильно и долго цветущие - бальзамин, бегония вечноцветущая, герань обыкновенная, азалия, фуксия;
- растения с пестроокрашенными листьями – колеус
Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями - фикус, кливия
Из предложенных растений воспитатель подбирает 3 – 4 вида.
Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.
Средняя группа
В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям), устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.
Ребята овладевают новыми приемами ухода:
- обливают из мелкосетчатой лейки,
- обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.
- опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями.
При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В уголке природы добавляются:
- фикус Бенджамина
- разные виды бегоний (лотосовидная, крапчатая)
Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений.
Старшая группа
Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Это требует внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть ранее живущих убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу) .
Уголок природы пополняется новыми растениями:
с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы:
- 2—3 вида традесканций,
- комнатный виноград,
- вьющийся плющ,
- фикус,
- зигокактус,
- эпифиллюм,
- цикламен,
- примула,
- амариллис.
В старшей группе в уголок природы размещают 5-6 видов растений
Подготовительная группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света).
В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений.
Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: размножение черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амариллис, размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).
Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющиеся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).
В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений
Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).
Для ухода за растениями требуется инвентарь:
- Лейки, щёточки, тряпочки, палочки для рыхления земли.
Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
«Огород на окне»
Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.
Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.
С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.
В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)
Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.
С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.
Дневники наблюдений за ростом и развитием растений
Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время , за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.
Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.
Календарь природы
Календарь природы 1 младшей группе состоит из картины с изображением текущего времени года и дидактической куклы одетой по сезону.
Во 2 младшей группе календарь природы состоит уже из 2-4 страниц:
1. картина с изображением времени года,
2. кармашек, где помещаются символы, обозначающие погоду (солнце, дождь, снег, радуга, ветер (наклоненное дерево), облака);
3. кармашек для картинок животных, за которыми наблюдали на прогулке (кошка, собака, птицы)
Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и располагают ее около календаря природы.
В средней группе:
Из четырех блоков:
- Картина сезона, модели года (времена года) и суток
- Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо) и указывающий на них передвигающейся стрелкой
- Наглядно-схематичесая модель наблюдений за птицами
- Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», «Что наблюдали сегодня на прогулке»
В старшей и подготовительной группе:
Из шести блоков:
- Картина сезона, модели года (времена года), суток, дни недели
- Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо т.п.) и указывающий на них передвигающейся стрелкой
- Календарь погоды на каждый месяц, где дети обозначают погоду ежедневно
- Наглядно-схематичесая модель наблюдений за птицами
- Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», «Что наблюдали сегодня на прогулке»
- Календарь фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, опытов, где схематически и рисунками обозначаются изменения при проведении опытов и наблюдений (н-р, за этапами роста растения, за опытом «Испарение воды» и др.)
Так же в уголке природы находится:
- Литература
- Игры по блокам: растительный мир, животный мир, труд людей, неживая природа.
- В младших группа уголок: «Игры с песком», куда входит: песок, формочки, леечки, стаканчики, тарелочки.
- В старших группах: «Лаборатория»
Список материалов для групповых мини – лабораторий:
- Прозрачные коробочки и баночки пластмассовые, стаканчики.
- Кусочки меха
- Фольга, копировальная бумага
- Лупы, бинокли
- Очки с разноцветными стеклами
- Коллекция семян, камешков, ракушек, шишек, веточек, орехов, коры.
- Микроскоп
- Воздушный змей
- Весы
- Зеркало
- Колокольчик
- Настольная лампа
- Образцы разных металлов, монетки.
- Пипетки, мел, вазелин, растительное масло, зелёнка, йод
- Камни: минералы, известняк, уголь, мрамор, гранит, кусочки красного и белого кирпича, керамзит.
Альбомы, наглядный материал:
Младшие группы | Средние группы |
Домашние животные Дикие звери Животные — домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы | Насекомые. Рыбы Деревья и листья. Дикие звери Домашние животные. Домашние птицы Животные — домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы |
Старшие, подготовительные группы: | |
Арктика и Антарктика. Высоко в горах. Деревья и листья. Домашние животные. Домашние птицы. Животные — домашние питомцы. Животные жарких стран. Животные средней полосы. Космос. Морские обитатели. Насекомые. Овощи. | Собаки—друзья и помощники. Фрукты. Цветы. Ягоды лесные. Ягоды садовые. Зима. Осень. Весна. Лето. Рыбы Птицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ...
"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"
Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....
"Организация уголка природы в детском саду".
Консультация для воспитателей "Организация уголка природы в детском саду"....
Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"
Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...
ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Статья посвящена значению и оформлению уголка природы в детском саду...
Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"
Организация уголка природы в детском саду.Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы...
Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"
Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...