Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Выполнили

Воспитатели Тарабарина Г.Н.,

Булатова А.И.

Какое значение имеет уголок природы?

·         Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

·         Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

·         Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

·         Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

·         Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

У каждой возрастной группы детского сада должен быть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения.

Растения, которые НЕЛЬЗЯ ставить в детской комнате, потому что они либо содержат ядовитый сок, либо имеют шипы:

акалифа, адениум, аламанда, бровалия, брунфельсия, кротон, диффенбахия, дипладения, молочай, пуансетгия, паслен ложно персчечный, гипеаструм, кактусы, пахиподиум.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы являются комнатные растения:

Младшая группа

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие:

- ярко выраженные основные части (стебель, листья, цветы), красиво, обильно и долго цветущие - бальзамин, бегония вечноцветущая, герань обыкновенная, азалия, фуксия;

- растения с пестроокрашенными листьями – колеус

Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями - фикус, кливия

Из предложенных растений воспитатель подбирает 3 – 4 вида.

Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Средняя группа

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям), устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

Ребята овладевают новыми приемами ухода:

  • обливают из мелкосетчатой лейки,
  • обтирают влажной кисточкой или  щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.
  • опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями.

При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В уголке природы добавляются:

- фикус Бенджамина

- разные виды бегоний (лотосовидная, крапчатая)

Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений.

Старшая группа

Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений.

Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Это требует внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть ранее живущих убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу) .

   Уголок природы пополняется новыми растениями:

     с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы:

     - 2—3 вида традесканций,

     - комнатный виноград,

     - вьющийся плющ,

     - фикус,

     - зигокактус,

     - эпифиллюм,

     - цикламен,

     - примула,

     - амариллис.

В старшей группе в уголок природы размещают 5-6 видов растений

Подготовительная группа

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света).

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: размножение черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амариллис, размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющиеся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Для ухода за растениями требуется инвентарь: 

  • Лейки, щёточки, тряпочки, палочки для рыхления земли.

Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

«Огород на окне»

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время , за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.

Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Календарь природы 

Календарь природы  1 младшей группе  состоит из картины  с изображением  текущего времени года и дидактической куклы одетой  по сезону.

Во 2 младшей группе календарь природы состоит уже из 2-4 страниц:

1. картина с изображением времени года,

2. кармашек, где помещаются символы, обозначающие погоду (солнце, дождь, снег, радуга, ветер (наклоненное дерево), облака);

3. кармашек для картинок животных, за которыми наблюдали на прогулке (кошка, собака, птицы)

Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и располагают ее около  календаря природы.

В средней группе:

Из четырех блоков:

  1. Картина сезона, модели года (времена года) и суток
  2. Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо) и указывающий на них передвигающейся стрелкой
  3. Наглядно-схематичесая модель наблюдений за птицами
  4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», «Что наблюдали сегодня на прогулке»

В старшей и подготовительной группе:

Из шести блоков:

  1. Картина сезона, модели года (времена года), суток, дни недели
  2. Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо  т.п.) и указывающий на них передвигающейся стрелкой
  3. Календарь погоды на каждый месяц, где дети обозначают погоду ежедневно
  4. Наглядно-схематичесая модель наблюдений за птицами
  5. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», «Что наблюдали сегодня на прогулке»
  6. Календарь фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, опытов, где схематически и рисунками обозначаются изменения при проведении опытов и наблюдений (н-р, за этапами роста растения, за опытом «Испарение воды» и др.)

Так же в уголке природы находится:

  • Литература
  • Игры по блокам: растительный мир, животный мир, труд людей, неживая природа.
  •  В младших группа уголок: «Игры с песком», куда входит: песок, формочки, леечки, стаканчики, тарелочки.
  •  В старших группах: «Лаборатория»

Список материалов для групповых мини – лабораторий:

  • Прозрачные коробочки и баночки пластмассовые, стаканчики.
  •  Кусочки меха
  • Фольга, копировальная бумага
  •  Лупы, бинокли
  •  Очки с разноцветными стеклами
  • Коллекция семян, камешков, ракушек, шишек, веточек, орехов, коры.
  • Микроскоп
  •  Воздушный змей
  •  Весы
  •  Зеркало
  • Колокольчик
  • Настольная лампа
  • Образцы разных металлов, монетки.
  •  Пипетки, мел, вазелин, растительное масло, зелёнка, йод
  •  Камни: минералы, известняк, уголь, мрамор, гранит, кусочки красного и белого кирпича, керамзит.

Альбомы, наглядный материал:

Младшие группы

Средние группы

Домашние животные

Дикие звери

Животные — домашние питомцы.

Овощи.

Фрукты.

Зима.

Осень.

Весна.

Лето.

Птицы

Насекомые.

Рыбы

Деревья и листья.

Дикие звери

Домашние животные.

Домашние птицы

Животные — домашние питомцы.

Овощи.

Фрукты.

Зима.

Осень.

Весна.

Лето.

Птицы

Старшие, подготовительные  группы:

Арктика и Антарктика.

Высоко в горах.

Деревья и листья.

Домашние животные.

Домашние птицы.

Животные — домашние питомцы.

Животные жарких стран.

Животные средней полосы.

Космос.

Морские обитатели.

Насекомые.

Овощи.

Собаки—друзья и помощники.

Фрукты.

Цветы.

Ягоды лесные.

Ягоды садовые.

Зима.

Осень.

Весна.

Лето.

Рыбы

Птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ ...

"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....

"Организация уголка природы в детском саду".

Консультация для воспитателей "Организация уголка природы в детском саду"....

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья посвящена значению и оформлению уголка природы в детском саду...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Организация уголка природы в детском саду.Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...