НОД Художественно-эстетическое развитие "Как Незнайка был художником" (средняя/старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Костоправова Светлана Геннадьевна

Конспект занятия (НОД) по художественно-эстетическому развитию (с интеграцией - познавательное развитие) в средней /старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2018.docx40.76 КБ
Файл shemy.docx297.73 КБ
Файл neznayka_1.pptx2.94 МБ
Файл neznayka_2.pptx2.43 МБ
Файл neznayka_3.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ

Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми

по художественно-эстетическому развитию на основе интегрированного подхода

в средней группе детского сада (4 – 5 лет)

Цель:

Формирование представления о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков; знакомство детей с понятиями «пейзаж», «оттенок», с приспособлением для смешивания красок – палитрой.

Задачи:

Приоритетная образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства;
  • Познакомить детей с понятием оттенок (разновидность какого-либо цвета);
  • Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета, показать опытным путем, как можно получить новые цвета и оттенки спектра путем смешивания основных цветов, показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом;
  • Закрепить знания о цветах спектра;
  • Формировать эстетический интерес к окружающей действительности;
  • Удовлетворять потребность дошкольника в самовыражении;
  • Познакомить детей с приспособлением для смешивания красок – палитрой;
  • Обогащать сенсорный опыт, формировать представление о том, что при смешивании красок можно получить другой цвет или оттенок исходного;
  • Развивать эстетическое восприятие художественных образов (картин известных художников;
  • Развивать творчество, воображение, фантазию;
  • Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Образовательные области в интеграции

«Познавательное развитие»:

  • Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью экспериментов, делать выводы на основе практических опытов;
  • Учить наблюдать, делать выводы;
  • Расширять представление о времени года – осень, ее отличительных особенностях;
  • стимулировать любознательность, активность в познании окружающего мира;
  • Формировать первичное представление о профессии художника;
  • Поддерживать у детей интерес к экспериментальной и  изобразительной деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • воспитывать желание оказывать кому-либо помощь;
  • развивать любознательность;
  • способствовать проявлению сочувствия;
  • развивать умение работать в малых группах;
  • развивать способность планировать и анализировать свои действия;
  • способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников;
  • побуждать детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • ввести в словарь детей новые слова: пейзаж, оттенок, палитра;
  • развивать связную речь, продолжать формировать умение  детей отвечать на вопрос;
  • закреплять в речи детей названия основных цветов, формировать умение образовывать составные слова, обозначающие цвет, из двух известных (красно-оранжевый, желто-оранжевый);
  • активизировать в речи синонимы словам «оранжевый» и «золотой» - такие как: апельсинный, мандариновый, морковный, цвет осенней листвы, золотистый, рыжий, рыжеватый;
  • формировать интерес к чтению художественной литературы.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Закреплять навык правильного держания кисточки и нанесения мазков методом тычка;
  • Предупреждать утомление;
  • Снимать психо-эмоциональное напряжение;
  • Развивать зрительную память, внимание;
  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Предварительная работа:

  • знакомство с цветами спектра;
  • чтение произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)

Оборудование и материалы:

  • ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация;
  • краски – гуашь (желтая и красная), кисти;
  • прозрачные стаканчики, бумажные салфетки;
  • палитры, листы белой бумаги, поролоновые губки, стаканчики с водой;
  • карточка – схема смешивания цветов.
  • Планируемые результаты НОД:
  • у ребенка развито желание участвовать в коллективной деятельности;
  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
  • ребенок эмоционально откликается на переживания персонажей, имеет соответствующие возрасту представления об окружающем мире, различает условную и реальную ситуацию, умеет фантазировать;
  • ребенок владеет устной речью, способен составлять высказывания во время беседы; может следовать правилам в разных видах деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: 

  • Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;
  • познавательные – умение работать по заданному алгоритму;
  •  регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • личностные – симпатизировать героям, стремиться оказать помощь, сострадать, умение оценивать собственную деятельность.

Цель применения ИКТ в НОД: 

  • поддержание мотивационной линии на протяжении занятия;
  •  внесение разнообразия в образовательную деятельность;
  • использование яркой, интересной, современной формы демонстрационного материала.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Вводный этап (2 мин)

Цель: привлечь внимание  детей; замотивировать на познавательную активность; вовлечь детей в групповую деятельность.

Цель: Узнать, для чего в группе находится экран и проектор

Дети заходят в группу, где находится экран и проектор.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте!

- Как вы смогли заметить, вас встречает волшебный экран. Чтобы это значило?

- Будет что-то интересное.

- Верно, располагайтесь поудобнее и внимательно слушайте.

- Сегодня я пригласила к нам в гости известного персонажа.

Располагаются на ковре, на диванчике, на стульях (кому как удобно)

- Кого?

- Чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном -

Главный хвастунишка

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут...

Ответ детей:

- Незнайка!

- Совершенно верно. Мы с вами, ребята, уже знакомы с Незнайкой. Какие истории про него нам уже известны?

Воспитатель обобщает ответы детей.

- Да, мы читали истории про то, как Незнайка был поэтом и музыкантом, смотрели мультфильм про приключения Незнайки в Солнечном городе. А сегодня я хочу рассказать вам, как Незнайка был художником.

Ответы детей:

- как Незнайка был поэтом, как Незнайка был музыкантом, приключения Незнайки в Солнечном городе.

Основной этап (15 мин)

Цель: возбудить у детей желание участвовать в экспериментальной деятельности по смешиванию цветов

Цель: помочь Незнайке стать художником

Слайд 1. 

- Однажды Незнайка пришёл к художнику Тюбику и сказал: «Хочу быть художником!»

«И что же ты будешь делать?», - поинтересовался Тюбик. «Да как ты, Тюбик, - ответил Незнайка, - художничать, или как там это у вас называется». Тюбик немного обиделся: «У нас это называется рисовать. Мы, художники, дарим людям красоту». «Я понял, понял. Буду рисовать», - успокоил его Незнайка. «А что же ты будешь рисовать?», - спросил Тюбик. «Природу. Осень. Ведь сейчас на дворе осень, ее и буду рисовать», - ответил Незнайка. «Это называется пейзаж, - пояснил Тюбик, - вот, смотри». И Тюбик показал Незнайке несколько осенних пейзажей. Вот они, ребята, посмотрите.

Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю.

Слайды 2 – 7.

- Во время просмотра слайдов воспитатель обращает внимание детей на объекты изображения и цветовую гамму. Примерные вопросы – Какое время года изображено? Что изображено на картине (какие объекты)? Какие краски использовал художник? Какое настроение создает у вас эта картина?

Рассматривают предложенные пейзажи, повторяют за воспитателем новое слово - пейзаж, отвечают на вопросы по картинам.

Воспитатель обобщает ответы детей, заканчивая фразой: «Мы рассматривали пейзажи на тему «Золотая осень»».

- Кстати, на эту тему есть стихотворение. Вставайте и повторяйте за мной движения.

Физкультминутка «Золотая песенка»

- Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых...

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Дети выполняют движения по показу воспитателя:

Кружение на месте влево и вправо

Остановиться, плавные махи руками вверх-вниз, влево-вправо

Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо

Повороты туловища влево-вправо

Слайд 8.

- Читаем дальше.

«Вот это здорово, - воскликнул Незнайка, - я буду рисовать осенний пейзаж! Дай-ка мне, Тюбик, самые яркие краски. Пожалуй, желтую и красную». «Я думаю, - заметил Тюбик, - что этих красок тебе будет маловато…» «Ерунда, и этих мне вполне хватит! Я же настоящий художник», - почти обиделся Незнайка.

Итак, Незнайка закрепил на мольберте лист бумаги и начал рисовать…

В это время в комнату вошел Знайка.

Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю.

Слайд 9.

- «Здравствуй, Незнайка. Ого! Я вижу, ты рисуешь? А что именно?» «Осенний пейзаж», - гордо произнес Незнайка, ведь он узнал новое слово – пейзаж – и очень хотел этим похвастаться. «Интересно, интересно. Судя по твоим краскам, ты рисуешь «золотую» осень», - сделал вывод Знайка. «Какую, какую? Золотую? Это что еще за цвет? Что-то я не знаю такого…», - Незнайка был очень удивлен.

«Ну, ка тебе объяснить? Золотой – это такой желтовато-красноватый, рыжий, что-ли. Ну, примерно, как твоя рубашка!», - пояснил Знайка. Незнайка возмутился: «Да ты что! Все знают, что моя рубашка апельсинового цвета!»

Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю.

Слайд 10.

Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы к слову «оранжевый»: ребята, может быть, мы с вами поможем Незнайке подобрать разные названия цвета его рубашки?

Дети соглашаются помочь.

Ответы детей:

- оранжевый, рыжий, апельсиновый, мандариновый, морковный, цвет осенней листвы, золотой, золотистый и т.д.

- Незнайка совсем расстроился: «Ну вот, а такую краску я у Тюбика и не взял. Что же теперь делать?» На что Знайка ответил: «Да не расстраивайся, Незнайка. Я знаю, как эту краску получить, и думаю, что ребята нам в этом помогут? Ведь так, ребята?

Ответы детей:

- Да, поможем. Конечно. Надо смешать желтую и красную краски.

Слайд 11.

- Ребята, Знайка предлагает нам с вами попробовать очень интересный способ смешивания красок. В один стаканчик надо налить красную краску, в другой – желтую. Из бумажных салфеток сделать жгутики – мостики, по которым цветная вода перебежит в третий (пустой) стаканчик, и там перемешается.

Но, прежде чем вы начнете экспериментировать, я предлагаю выполнить несколько движений вместе с Незнайкой.

Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают объяснения воспитателя.

Физкультминутка «Незнайка»

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол он сел тихонько.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя.

Руки вверх, поднять на носочки

Руки на пояс, наклоны в стороны

Приседания

Встать на носочки

Сесть за столы

Контролирует выполнение детьми опыта, дает необходимые рекомендации.

Выполняют опыт (работа в малых группах – по 3 – 4 человека): подкрашивают воду в стаканчиках гуашью в красный и желтый цвета, скручивают жгутики из бумажных салфеток, опускают концы салфеток в стаканчики с подкрашенной водой и в пустой стаканчик, как показано на слайде 15.

- Молодцы! Все справились с заданием Знайки. Но воде нужно время, чтобы перебраться из одного стаканчика в другой. Поэтому предлагаю оставить на время…. И посмотреть, что же для нас приготовил художник Тюбик.

Слайд 12.

- Посмотрите, ребята, у Тюбика в руках приспособление, которое называется палитра. На палитре художники смешивают краски. Такие же палитры Тюбик прислал вам и предлагает попробовать смешать красную и оранжевую краски.

Воспитатель контролирует работу детей, при необходимости – помогает советами.

Дети рассматривают иллюстрацию на слайде, повторяют за воспитателем новое слово – палитра. Затем садятся за столы и экспериментируют со смешиванием красок.

- Ну что же, опыт удался. Оранжевую краску все смогли получить. Но у каждой краски есть еще и оттенок – это цвет, чуть-чуть отличается от основного (например, немного светлее или темнее, ярче или бледнее).

Повторяют за воспитателем новое слово – оттенок.

Слайд 13.

- Чтобы получить оттенки оранжевого цвета нужно к нему добавить немного красной или немного желтой краски. Попробуйте сами.

Воспитатель контролирует деятельность детей. 

- Теперь скажите, какие оттенки у вас получились?

Выслушивает ответы детей, подводя их к пониманию того, как образовать новые прилагательные, обозначающие оттенки цвета, из известных детям ранее.

Рассматривают иллюстрацию на слайде. Смешивают оранжевую краску с красной и желтой, получая новые оттенки.

Отвечают на вопрос:

- красно-оранжевый и желто-оранжевый.

- Посмотрите-ка, пока мы с вами смешивали краски на палитре, наш первый опыт завершился. Цветная вода из стаканчиков перетекла в пустой и смешалась. Какой цвет получился в итоге?

- Как вы думаете, почему в пустом стаканчике оказалась вода?

Ответы детей:

- Оранжевый.

- Потому что бумага впитывает воду, а если воды много, бумага ее «отдает».

Слайд 14.

- Абсолютно верно. И Знайка тоже заметил, ребята, что в смешивании красок всегда помогает вода. Поэтому он предлагает вам смешать краски сразу на бумаге, но сначала эту бумагу намочить. Хотите попробовать?

Ответы детей:

- Да, хотим.

Воспитатель объясняет алгоритм действий при рисовании по-мокрому:

- Для начала мы возьмем губку, смочим ее в воде и увлажним лист бумаги. Затем с помощью кисточки наберем красную краску и нанесем ее на мокрую бумагу мазками (или способом примакивания). Тоже самое проделаем с желтой краской. И понаблюдаем, что же произойдет.

- Но перед этим вспомним, как правильно действовать с кисточкой.

Слушают инструкцию воспитателя.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка»

Держим  кисточку  вот так,

Это  трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх  и вниз

Побежала  наша  кисть

Закружилась как волчок.

За тычком  идет  тычок.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя.

Взять кисточки тремя пальцами

Движения кистями вправо, влево, вверх и вниз

Круговые движения кистями

Имитация тычка

- А теперь приступайте к работе. Не спешите, делайте все аккуратно. Не забывайте промывать кисть перед тем, как набрать краску другого цвета.

Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает советами.

Дети рисуют по-мокрому, наблюдают за смешением красок на бумаге.

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться рисунками друг друга, отмечает особенности, достоинства каждого рисунка, обязательно дает положительную оценку работе каждого ребенка.

Рассматривают рисунки друг друга, дают свои комментарии.

Заключительный этап (3 мин)

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников; способствовать самооценке детской деятельности и закреплению полученных знаний и умений.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности, закрепить полученные знания и умения.

Слайд 15.

Воспитатель подводит итоги. Примерные вопросы:

- Как вы думаете, ребята, мы помогли сегодня Незнайке?

- Как мы помогали Незнайке?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие новые слова вы узнали?

- Кому что запомнилось больше всего? Что получилось? А что было немного трудно?

- Подумайте, какие еще цвет можно смешивать и какой цвет получится в итоге?

Ответы детей:

- Да, помогли.

-Научили Незнайку получать оранжевый цвет, подобрали слова, похожие по значение на слово «оранжевый».

- Узнали способы смешивания красок.

- Пейзаж, палитра, оттенок.

- личные ответы…

- Я уверена, коротышкам из Цветочного города очень у нас понравилось. Незнайка, Знайка и Тюбик прощаются с вами и  на прощание Тюбик дарит нам вот эту схему смешивания цветов. (показывает схему – приложение 1)

- Вы сможете поэкспериментировать со смешиванием красок в удобное для вас время. Эту схему мы расположим в уголке творчества.

Рассматривают схему.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа

Конспект интегрированной ОД  в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ,  который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие (лепка)" Тема: «Лучики для солнышка» Возрастная группа I младшая группа

Цель: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина; различать и называть желтый цвет.Задачи:  Образовательные: учить проявлять интерес к окружающему миру природы.Формировать навыки сплющив...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...