НОД Художественно-эстетическое развитие "Как Незнайка был художником" (средняя/старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Конспект занятия (НОД) по художественно-эстетическому развитию (с интеграцией - познавательное развитие) в средней /старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2018.docx | 40.76 КБ |
shemy.docx | 297.73 КБ |
neznayka_1.pptx | 2.94 МБ |
neznayka_2.pptx | 2.43 МБ |
neznayka_3.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ
Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми
по художественно-эстетическому развитию на основе интегрированного подхода
в средней группе детского сада (4 – 5 лет)
Цель:
Формирование представления о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков; знакомство детей с понятиями «пейзаж», «оттенок», с приспособлением для смешивания красок – палитрой.
Задачи:
Приоритетная образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства;
- Познакомить детей с понятием оттенок (разновидность какого-либо цвета);
- Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета, показать опытным путем, как можно получить новые цвета и оттенки спектра путем смешивания основных цветов, показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом;
- Закрепить знания о цветах спектра;
- Формировать эстетический интерес к окружающей действительности;
- Удовлетворять потребность дошкольника в самовыражении;
- Познакомить детей с приспособлением для смешивания красок – палитрой;
- Обогащать сенсорный опыт, формировать представление о том, что при смешивании красок можно получить другой цвет или оттенок исходного;
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов (картин известных художников;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Образовательные области в интеграции
«Познавательное развитие»:
- Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью экспериментов, делать выводы на основе практических опытов;
- Учить наблюдать, делать выводы;
- Расширять представление о времени года – осень, ее отличительных особенностях;
- стимулировать любознательность, активность в познании окружающего мира;
- Формировать первичное представление о профессии художника;
- Поддерживать у детей интерес к экспериментальной и изобразительной деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать желание оказывать кому-либо помощь;
- развивать любознательность;
- способствовать проявлению сочувствия;
- развивать умение работать в малых группах;
- развивать способность планировать и анализировать свои действия;
- способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников;
- побуждать детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- ввести в словарь детей новые слова: пейзаж, оттенок, палитра;
- развивать связную речь, продолжать формировать умение детей отвечать на вопрос;
- закреплять в речи детей названия основных цветов, формировать умение образовывать составные слова, обозначающие цвет, из двух известных (красно-оранжевый, желто-оранжевый);
- активизировать в речи синонимы словам «оранжевый» и «золотой» - такие как: апельсинный, мандариновый, морковный, цвет осенней листвы, золотистый, рыжий, рыжеватый;
- формировать интерес к чтению художественной литературы.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развивать мелкую моторику рук;
- Закреплять навык правильного держания кисточки и нанесения мазков методом тычка;
- Предупреждать утомление;
- Снимать психо-эмоциональное напряжение;
- Развивать зрительную память, внимание;
- Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Предварительная работа:
- знакомство с цветами спектра;
- чтение произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)
Оборудование и материалы:
- ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация;
- краски – гуашь (желтая и красная), кисти;
- прозрачные стаканчики, бумажные салфетки;
- палитры, листы белой бумаги, поролоновые губки, стаканчики с водой;
- карточка – схема смешивания цветов.
- Планируемые результаты НОД:
- у ребенка развито желание участвовать в коллективной деятельности;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
- ребенок эмоционально откликается на переживания персонажей, имеет соответствующие возрасту представления об окружающем мире, различает условную и реальную ситуацию, умеет фантазировать;
- ребенок владеет устной речью, способен составлять высказывания во время беседы; может следовать правилам в разных видах деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;
- познавательные – умение работать по заданному алгоритму;
- регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- личностные – симпатизировать героям, стремиться оказать помощь, сострадать, умение оценивать собственную деятельность.
Цель применения ИКТ в НОД:
- поддержание мотивационной линии на протяжении занятия;
- внесение разнообразия в образовательную деятельность;
- использование яркой, интересной, современной формы демонстрационного материала.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
Вводный этап (2 мин) | |
Цель: привлечь внимание детей; замотивировать на познавательную активность; вовлечь детей в групповую деятельность. | Цель: Узнать, для чего в группе находится экран и проектор |
Дети заходят в группу, где находится экран и проектор. | |
- Здравствуйте, ребята. | - Здравствуйте! |
- Как вы смогли заметить, вас встречает волшебный экран. Чтобы это значило? | - Будет что-то интересное. |
- Верно, располагайтесь поудобнее и внимательно слушайте. - Сегодня я пригласила к нам в гости известного персонажа. | Располагаются на ковре, на диванчике, на стульях (кому как удобно) - Кого? |
- Чтобы это узнать, отгадайте загадку: Шляпа голубая, Жёлтые штанишки, В городе Цветочном - Главный хвастунишка Рифмовать пытался Коротышка этот, Только вот не стал он Истинным поэтом. Много приключений С ним происходило, Но признаться стоит, Этот мальчик милый. Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут... | Ответ детей: - Незнайка! |
- Совершенно верно. Мы с вами, ребята, уже знакомы с Незнайкой. Какие истории про него нам уже известны? Воспитатель обобщает ответы детей. - Да, мы читали истории про то, как Незнайка был поэтом и музыкантом, смотрели мультфильм про приключения Незнайки в Солнечном городе. А сегодня я хочу рассказать вам, как Незнайка был художником. | Ответы детей: - как Незнайка был поэтом, как Незнайка был музыкантом, приключения Незнайки в Солнечном городе. |
Основной этап (15 мин) | |
Цель: возбудить у детей желание участвовать в экспериментальной деятельности по смешиванию цветов | Цель: помочь Незнайке стать художником |
Слайд 1. - Однажды Незнайка пришёл к художнику Тюбику и сказал: «Хочу быть художником!» «И что же ты будешь делать?», - поинтересовался Тюбик. «Да как ты, Тюбик, - ответил Незнайка, - художничать, или как там это у вас называется». Тюбик немного обиделся: «У нас это называется рисовать. Мы, художники, дарим людям красоту». «Я понял, понял. Буду рисовать», - успокоил его Незнайка. «А что же ты будешь рисовать?», - спросил Тюбик. «Природу. Осень. Ведь сейчас на дворе осень, ее и буду рисовать», - ответил Незнайка. «Это называется пейзаж, - пояснил Тюбик, - вот, смотри». И Тюбик показал Незнайке несколько осенних пейзажей. Вот они, ребята, посмотрите. | Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю. |
Слайды 2 – 7. - Во время просмотра слайдов воспитатель обращает внимание детей на объекты изображения и цветовую гамму. Примерные вопросы – Какое время года изображено? Что изображено на картине (какие объекты)? Какие краски использовал художник? Какое настроение создает у вас эта картина? | Рассматривают предложенные пейзажи, повторяют за воспитателем новое слово - пейзаж, отвечают на вопросы по картинам. |
Воспитатель обобщает ответы детей, заканчивая фразой: «Мы рассматривали пейзажи на тему «Золотая осень»». - Кстати, на эту тему есть стихотворение. Вставайте и повторяйте за мной движения. | |
Физкультминутка «Золотая песенка» | |
- Как хорошо в гостях у осени Среди березок золотых... Подольше б золота не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих. Почаще б солнышко усталое Гостило в золотом лесу, Чтоб защитить от ветра шалого Лесную позднюю красу. | Дети выполняют движения по показу воспитателя: Кружение на месте влево и вправо Остановиться, плавные махи руками вверх-вниз, влево-вправо Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо Повороты туловища влево-вправо |
Слайд 8. - Читаем дальше. «Вот это здорово, - воскликнул Незнайка, - я буду рисовать осенний пейзаж! Дай-ка мне, Тюбик, самые яркие краски. Пожалуй, желтую и красную». «Я думаю, - заметил Тюбик, - что этих красок тебе будет маловато…» «Ерунда, и этих мне вполне хватит! Я же настоящий художник», - почти обиделся Незнайка. Итак, Незнайка закрепил на мольберте лист бумаги и начал рисовать… В это время в комнату вошел Знайка. | Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю. |
Слайд 9. - «Здравствуй, Незнайка. Ого! Я вижу, ты рисуешь? А что именно?» «Осенний пейзаж», - гордо произнес Незнайка, ведь он узнал новое слово – пейзаж – и очень хотел этим похвастаться. «Интересно, интересно. Судя по твоим краскам, ты рисуешь «золотую» осень», - сделал вывод Знайка. «Какую, какую? Золотую? Это что еще за цвет? Что-то я не знаю такого…», - Незнайка был очень удивлен. «Ну, ка тебе объяснить? Золотой – это такой желтовато-красноватый, рыжий, что-ли. Ну, примерно, как твоя рубашка!», - пояснил Знайка. Незнайка возмутился: «Да ты что! Все знают, что моя рубашка апельсинового цвета!» | Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают историю. |
Слайд 10. Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы к слову «оранжевый»: ребята, может быть, мы с вами поможем Незнайке подобрать разные названия цвета его рубашки? | Дети соглашаются помочь. Ответы детей: - оранжевый, рыжий, апельсиновый, мандариновый, морковный, цвет осенней листвы, золотой, золотистый и т.д. |
- Незнайка совсем расстроился: «Ну вот, а такую краску я у Тюбика и не взял. Что же теперь делать?» На что Знайка ответил: «Да не расстраивайся, Незнайка. Я знаю, как эту краску получить, и думаю, что ребята нам в этом помогут? Ведь так, ребята? | Ответы детей: - Да, поможем. Конечно. Надо смешать желтую и красную краски. |
Слайд 11. - Ребята, Знайка предлагает нам с вами попробовать очень интересный способ смешивания красок. В один стаканчик надо налить красную краску, в другой – желтую. Из бумажных салфеток сделать жгутики – мостики, по которым цветная вода перебежит в третий (пустой) стаканчик, и там перемешается. Но, прежде чем вы начнете экспериментировать, я предлагаю выполнить несколько движений вместе с Незнайкой. | Рассматривают иллюстрацию на слайде, слушают объяснения воспитателя. |
Физкультминутка «Незнайка» | |
Наш Незнайка потянулся. Руки в боки, и нагнулся. Встал, присел и снова встал. На носочки встал легонько. И за стол он сел тихонько. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя. Руки вверх, поднять на носочки Руки на пояс, наклоны в стороны Приседания Встать на носочки Сесть за столы |
Контролирует выполнение детьми опыта, дает необходимые рекомендации. | Выполняют опыт (работа в малых группах – по 3 – 4 человека): подкрашивают воду в стаканчиках гуашью в красный и желтый цвета, скручивают жгутики из бумажных салфеток, опускают концы салфеток в стаканчики с подкрашенной водой и в пустой стаканчик, как показано на слайде 15. |
- Молодцы! Все справились с заданием Знайки. Но воде нужно время, чтобы перебраться из одного стаканчика в другой. Поэтому предлагаю оставить на время…. И посмотреть, что же для нас приготовил художник Тюбик. | |
Слайд 12. - Посмотрите, ребята, у Тюбика в руках приспособление, которое называется палитра. На палитре художники смешивают краски. Такие же палитры Тюбик прислал вам и предлагает попробовать смешать красную и оранжевую краски. Воспитатель контролирует работу детей, при необходимости – помогает советами. | Дети рассматривают иллюстрацию на слайде, повторяют за воспитателем новое слово – палитра. Затем садятся за столы и экспериментируют со смешиванием красок. |
- Ну что же, опыт удался. Оранжевую краску все смогли получить. Но у каждой краски есть еще и оттенок – это цвет, чуть-чуть отличается от основного (например, немного светлее или темнее, ярче или бледнее). | Повторяют за воспитателем новое слово – оттенок. |
Слайд 13. - Чтобы получить оттенки оранжевого цвета нужно к нему добавить немного красной или немного желтой краски. Попробуйте сами. Воспитатель контролирует деятельность детей. - Теперь скажите, какие оттенки у вас получились? Выслушивает ответы детей, подводя их к пониманию того, как образовать новые прилагательные, обозначающие оттенки цвета, из известных детям ранее. | Рассматривают иллюстрацию на слайде. Смешивают оранжевую краску с красной и желтой, получая новые оттенки. Отвечают на вопрос: - красно-оранжевый и желто-оранжевый. |
- Посмотрите-ка, пока мы с вами смешивали краски на палитре, наш первый опыт завершился. Цветная вода из стаканчиков перетекла в пустой и смешалась. Какой цвет получился в итоге? - Как вы думаете, почему в пустом стаканчике оказалась вода? | Ответы детей: - Оранжевый. - Потому что бумага впитывает воду, а если воды много, бумага ее «отдает». |
Слайд 14. - Абсолютно верно. И Знайка тоже заметил, ребята, что в смешивании красок всегда помогает вода. Поэтому он предлагает вам смешать краски сразу на бумаге, но сначала эту бумагу намочить. Хотите попробовать? | Ответы детей: - Да, хотим. |
Воспитатель объясняет алгоритм действий при рисовании по-мокрому: - Для начала мы возьмем губку, смочим ее в воде и увлажним лист бумаги. Затем с помощью кисточки наберем красную краску и нанесем ее на мокрую бумагу мазками (или способом примакивания). Тоже самое проделаем с желтой краской. И понаблюдаем, что же произойдет. - Но перед этим вспомним, как правильно действовать с кисточкой. | Слушают инструкцию воспитателя. |
Пальчиковая гимнастика «Кисточка» | |
Держим кисточку вот так, Это трудно? Нет, пустяк! Вправо, влево, вверх и вниз Побежала наша кисть Закружилась как волчок. За тычком идет тычок. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя. Взять кисточки тремя пальцами Движения кистями вправо, влево, вверх и вниз Круговые движения кистями Имитация тычка |
- А теперь приступайте к работе. Не спешите, делайте все аккуратно. Не забывайте промывать кисть перед тем, как набрать краску другого цвета. Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает советами. | Дети рисуют по-мокрому, наблюдают за смешением красок на бумаге. |
По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться рисунками друг друга, отмечает особенности, достоинства каждого рисунка, обязательно дает положительную оценку работе каждого ребенка. | Рассматривают рисунки друг друга, дают свои комментарии. |
Заключительный этап (3 мин) | |
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников; способствовать самооценке детской деятельности и закреплению полученных знаний и умений. | Цель: получить положительную оценку своей деятельности, закрепить полученные знания и умения. |
Слайд 15. Воспитатель подводит итоги. Примерные вопросы: - Как вы думаете, ребята, мы помогли сегодня Незнайке? - Как мы помогали Незнайке? - Что нового вы узнали сегодня? - Какие новые слова вы узнали? - Кому что запомнилось больше всего? Что получилось? А что было немного трудно? - Подумайте, какие еще цвет можно смешивать и какой цвет получится в итоге? | Ответы детей: - Да, помогли. -Научили Незнайку получать оранжевый цвет, подобрали слова, похожие по значение на слово «оранжевый». - Узнали способы смешивания красок. - Пейзаж, палитра, оттенок. - личные ответы… |
- Я уверена, коротышкам из Цветочного города очень у нас понравилось. Незнайка, Знайка и Тюбик прощаются с вами и на прощание Тюбик дарит нам вот эту схему смешивания цветов. (показывает схему – приложение 1) - Вы сможете поэкспериментировать со смешиванием красок в удобное для вас время. Эту схему мы расположим в уголке творчества. | Рассматривают схему. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада
В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа
Конспект интегрированной ОД в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ, который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...
«Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»» Непрерывная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию ( ознакомление с художественной литературой) в средней группе
Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова). Прививать любовь к русским народным сказкам....
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие (лепка)" Тема: «Лучики для солнышка» Возрастная группа I младшая группа
Цель: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина; различать и называть желтый цвет.Задачи: Образовательные: учить проявлять интерес к окружающему миру природы.Формировать навыки сплющив...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Лепка» Тема: «Плюшки завитушки» Возрастная группа: средняя группа
развивать интерес детей к лепке из пластилина....
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...