Картотека прогулок "Осень"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Ламан Екатерина Александровна

Картотека составлена для педагогов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_na_osen.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПРОГУЛОК

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Осень

Прогулка № 1.  «Наблюдение за погодой».

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Воспитатель читает стихотворение про осень:

«В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек». С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы:

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча)

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером… (лужа)

- Какие произошли в природе изменения?

- Какое стало небо?

- Как часто светит солнце?

- Идет ли дождь?

Трудовая деятельность«Уборка осенних листьев».

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры«Мы - листочки»«Солнечные зайчики»;

Цели: учить детей двигаться в разных направлениях; ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра«Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту внимания.

Индивидуальная работа«Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении.

Прогулка 2. «Наблюдение за деревьями (береза)».

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения:

 Воспитатель подводит детей к березе для беседы, задает вопросы:

- Какое это дерево?

- Покажите ствол березы.

- Какой он — толстый или тонкий?

- Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?

- Погладьте ствол березы.

- Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

- Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

- Какие изменения произошли с березой?

- Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

- Где лежат листочки? Почему?

Предложить поднять листья и отметить, что на земле они уже завяли и потемнели.

- Какое сейчас время года? Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Трудовая деятельность«Уборка территории».

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

 

Подвижные игры«Пробеги тихо».

Цель:  формировать умение бесшумно двигаться, останавливаться на сигнал.

«Кот и мыши».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.

Дидактическая игра«Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Индивидуальная работа«С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.

Прогулка 3. «Наблюдение за птицами (воробьями)».

Цели: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения: 

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какую птицу мы часто видим на нашем участке? (воробья).

- Чем все воробьи похожи друг на друга?

- В чем их различие?

- Чем питаются воробьи?

Воспитатель говорит:

«Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распустил».

Трудовая деятельность: Предложить детям собрать песок в песочницу. 

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижные игры«Карусель»«Солнышко и дождик».

Цель: продолжать учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции (дождик – дети прячутся под зонтик, солнышко- идут гулять).

Дидактическая игра«Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Индивидуальная работа«Кто дальше бросит?».

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

Прогулка 4. «Наблюдение за транспортом».

Цели: формировать умение различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.

Ход наблюдения:

Рассмотреть с детьми стоящий поблизости транспорт. Определить цвет машин, посчитать колеса. Рассказать, что транспорт бывает грузовой и легковой, напомнить о его назначении.

Воспитатель читает стихотворение:

«Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные, срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна!» К. Чолиев

Вопросы к детям:

Какие марки машин грузовых вам знакомы? (дети перечисляют). А легковых машин? (дети называют марки машин). У кого из родителей есть свой транспорт? Для чего он нужен? (дети делятся впечатлениями из своего опыта).

Подвижная игра«Солнышко и дождик»«Курица и цыплята».

Цель: продолжать учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции (дождик – дети прячутся под зонтик, солнышко- идут гулять).

Дидактическая игра«Как гудит машина?» - по заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произносят согласные звуки.

Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.

Индивидуальная работа: пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)

Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.

Трудовая деятельность«Собери  игрушки в корзину».

Цель: учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.

Прогулка 5. «Наблюдение за состоянием погоды».

Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения:

Осенью над лесом и болотом

«Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая».

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какое небо во время тумана?

- Как вам дышится?

- Какой воздух — влажный или сухой?

- Густой ли туман?

- Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Трудовая деятельность«Уборка мусора на участке».

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры«Мы - листочки»«Солнечные зайчики»;

Цели: учить детей двигаться в разных направлениях; ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра«Где сидит птица?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.

Индивидуальная работа«Изобрази настроение».

Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения.

Прогулка 6. «Наблюдение за деревьями (рябина)».

Цель: познакомить детей с деревом - с рябиной, рассмотреть ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

«Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют». (Рябина.)

У рябины листопад —

 Под ветвями листьев клад.

 Облетели листья,

Но остались кисти

 Красные, яркие —

Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, на дела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Трудовая деятельность: Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.

Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры«Беги к дереву, которое назову».

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, учить действовать по сигналу взрослого.

Малоподвижная игра в кругу: «Деревья и кустарники».

Цель: развивать внимание детей, совершенствовать умение изображать растение с помощью движений.

Дидактическая игра«Доскажи слово».

Цель: Развивать слуховое внимание; учить отчетливо, произносить многосложные слова громко.

Индивидуальная работа«Брось дальше!»«Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели: учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега.

Прогулка 7. «Наблюдение за домашними животными (кошка)».

Цель: формировать умение различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.

Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?

«Целый день у нас работа:

Ищем мы кота Федота.

Не пришел к обеду кот.

Где ты прячешься, Федот?»

Г. Лагздынь

Загадать загадку:

Глазище, усище, хвостище,

Когтищи, а моется всех чище. (Кошка)

Подвижная игра: хоровод «Кот Васька».

Цель: продолжать совершенствовать умение детей брать на себя роль ведущего, выполнять правила игры, упражнять в умении двигаться по кругу в одну сторону, развивать быстроту реакции.

Подвижная игра: «Котята и щенята».

Цель: упражнять детей в перелезании через препятствие, совершенствовать умение бегать по сигналу взрослого.

Дидактическая игра«Как кричат?» (животные)

Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные слова.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: упражнять в умение прыгать на двух ногах.

Трудовая деятельность: сбор листьев около растений, укрывание корней.

Цель: прививать детям желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.

Прогулка 8. «Наблюдение за трудом шофера».

Цели: продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какие это машины?

- Как вы догадались?

- Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

- Для чего нужны фары?

- Кто управляет автомобилем?

Давайте вспомним и споём песни о транспортных средствах.

Трудовая деятельность«Сбор камешков на участке».

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Подвижные игры«Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Цели: совершенствовать умение двигаться самостоятельно по площадке, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве, двигательную активность, внимание.

Дидактическая игра«Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе)

Индивидуальная работа«Развитие движений».

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Прогулка 9. «Наблюдение за небом, солнцем».

Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения:

 Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.

Вопросы:

- Почему солнце не блестит?

-А греет ли солнце?

Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного.

«Осень, осень, подожди

Из воды плесни дожди

Туча солнце не бодай,

Голубое небо дай».

Л. Андреева.

Подвижная игра«Солнце, дерево, камень».

Цели: упражнять детей в умении выполнять действия по сигналу взрослого, показывать образ с помощью движений (солнце-стоя, руки в стороны; дерево-стоя, руки вверху; камень-присесть), развивать внимание.

 «Бездомный заяц».

Цель: учить детей быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра«Да или нет».

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Индивидуальная работа: лазанье, под дугу группируясь «в комочек».

Цель: упражнять в лазанье под дугу, учить группироваться «в комочек», не задевая дугу.

Трудовая деятельность: очистить клумбы от сухоцвета.

Цель: прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым. Самостоятельная деятельность детей.

Прогулка 10. «Наблюдение за растениями (кустами)».

Цель: учить детей различать строение дерева и куста, сравнивать их между собой по высоте, внешнему виду. Активизировать в речи слово: кустарник.

Ход наблюдения: рассматривание веток, листьев, коры кустарника. Обратить внимание детей, что у кустарника нет такого толстого ствола, как у любого дерева.

Загадать загадки:

«Падают с ветки золотые монетки». (Листья)

«Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это когда бывает?» (Осенью)

Подвижная игра«Листья»

Листья осенние тихо кружаться, (Кружатся на цыпочках)

Листья нам под ноги тихо ложаться (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками в стороны)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся).

Дидактическая игра«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сопоставлять предметы, подходящие под это определение.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча друг другу.

Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.

Трудовая деятельность: собрать красивые листья для аппликации.

Цель: учить доводить начатое дело до конца.

Прогулка 11. «Наблюдение за птицами (сорока)».

Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход наблюдения:

«Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой».

Воспитатель задает детям вопросы:

- Как выглядит сорока?

- Чем она питается?

- Как стрекочет?

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Трудовая деятельность«Сбор осенних листьев».

Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

 «Самолеты»

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Дидактическая игра«Прятки».

Цель: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Индивидуальная работа«Развитие движений».

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Прогулка 12. «Наблюдение за пешеходом».

Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.

Ход наблюдения: рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?

«Должен помнить пешеход:

 Зеленый свет открыл дорогу:

Есть сигналы светофора –

Переходить ребята могут!

Подчиняйся им без спора!

Красный свет нам говорит: -

Желтый свет – предупреждает:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Жди сигнала для движения!»

Подвижная игра«Красный, жёлтый, зелёный»

Цель: развивать внимание, упражнять детей действовать по сигналу, развивать ориентировку на местности, видеть ориентир.

«Перебежки»

Цель: совершенствовать умение детей двигаться в одну сторону по сигналу, не толкаясь, перебегать за линию, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра«Загадай, мы отгадаем».

Цель: уточнять знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Индивидуальная работа: допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Цель: упражнять детей прыгать вверх с силой отталкиваясь от земли.

Трудовая деятельность«Просеивание песка».

Цель: привлекать детей к трудовым поручениям взрослого, формировать умение выполнять действия с ситом.

Прогулка 13. «Наблюдение за увядающими растениями (цветы)».

Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем, а другие начинают только цвести, это осенние цветы.

«Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях».

А. Плещеев

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

 «Охотник и зайцы»(с мячом).

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Дидактическая игра«Выложи узор».

Цель: учить выкладывать узор из камушков, травинок, семян клена. Развивать фантазию.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.

Цель: упражнять в прокатывание мяча.

Трудовая деятельность«Собрать сухую траву в цветнике».

Цель: учить детей трудиться, помогать взрослым в уборке территории.

Прогулка 14. «Наблюдение за насекомыми».

Цель: познакомить детей с жизнью насекомых осенью. Развивать любознательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Куда они исчезли? Напомнить детям, что насекомые осенью прячутся в щели домов, в норки, под опавшими листьями, потому, что на улице стало холодно. Они там спят до весны, тревожить их нельзя, они могут погибнуть.

«На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом».

Л. Гулыга.

Подвижная игра

 «Жмурки».

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

 «Удочка».

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Дидактическая игра«Угадай насекомое по описанию».

Цель: развивать внимание, память, обогащать словарь детей.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.

Цель: развивать ловкость, выносливость, внимание.

Трудовая деятельность: собрать веточки и палочки на участке.

Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.

Прогулка 15. «Наблюдение за ветром».

Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!»

Я. Аким

Подвижная игра

 «Кто скорее до флажка?»

Цель: развивать быстрый бег, ловкость.

 «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Дидактическая игра«Найди такой листок».

Цель: учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.

Индивидуальная работа: запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность: собрать веточки и палочки на участке.

Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.

Прогулка 16. «Наблюдение за осенними листьями».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.

«Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…»

М. Ивенсен

Подвижная игра

 « Не попадись!»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.

 « Ловишки»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Дидактическое упражнение«Сдуй листок со ладошки»

Цель: развивать речевое дыхание.

Индивидуальная работа: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Цель: развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.

Трудовая деятельность: собрать букет из листьев.

Цель: развивать эстетические чувства.

Прогулка 17. «Наблюдение за перелетными птицами».

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения:

«Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края».

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какие птицы улетают в теплые края?

- Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Улетают утки, гуси, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

- Воробей маленький, а баклан... (большой).

- Утка серая, а лебедь… (белый).

Трудовая деятельность«Сбор ягод рябины».

Цель: привлекать детей к сбору ягод и закреплять название деревьев.

Подвижная игра

 «К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

 «Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Дидактическая игра«Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Индивидуальная работа«Развитие движений».

Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Прогулка № 18. «Наблюдение за льдом на лужах».

Цель: развивать у детей наблюдательность, рассмотреть какие изменения происходят с наступлением осенних холодов (вода замерзает в лужах).

Ход наблюдения:

«Что такое лужа? Лужа - это море!
В ней кусочек солнца, небо, облака.
И сегодня мама пусть со мной не спорит,
Мы уходим в плаванье к далёким берегам.
Но смеялись папы над игрою нашей,
Рассердились мамы, увели нас мыть.
И пришла с метлою дворник тётя Паша,
Чтобы наше, наше море в люке утопить.
Только по секрету вам скажу, ребята,
В дальнюю разведку уходил я сам.
Во дворе напротив, прямо у ограды,
Ждёт нас, неоткрытый, целый Тихий океан.»
А. Крупицкая 

Вопросы к детям:

- Какие осадки мы с вами наблюдаем осенью?

- Что появляется на асфальте после дождя?

- А что мы видим на лужах?

 -Почему на лужах появился лед?

Взять лёд в руки рассмотреть его, обратить внимание какой он тонкий и прозрачный. Предложить посмотреть через льдинку на предметы.

Подвижные игры:

 «Пилоты», «Цветные автомобили».

Цели: упражнять детей в движении на местности, закреплять правила игр, развивать ориентировку в пространстве, использовать звукоподражание.

Дидактическая игра«Скажи наоборот».

Цель: развивать внимание, упражнять детей в ловле мяча и подборе слов-антонимов.

Индивидуальная работа«Покажи животное, какое назову».

Цель: имитация движений животных; упражнение в равновесии.

Трудовая деятельность: уборка участка от листьев.

Прогулка № 19. «Наблюдение за осадками (дождём)».

Цель: знакомство детей с осадками (дождём), развивать слуховое внимание, активизировать словарный запас (ливень, моросит).

Ход наблюдения:

«Ходит осень по дорожке,

Промочила осень ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Да и солнце скрылось где-то».

Вопросы:

- Тёплый осенний дождь или холодный? (предложить подставить ручки).

- Сильный или слабый?

- Что бывает на асфальте после дождя?

- Во что одеты люди в холодную, дождливую погоду осенью?

Подвижные игры:

 «Мяч через сетку».

Цель: упражнять детей в перебрасывании мяча через сетку двумя руками, развитие глазомера, меткости.

«Поймай листик» (прыжки).

Цель: упражнять детей в подпрыгивании в высоту на двух ногах, ловле предметов, развивать двигательную активность.

Дидактическая игра«Назови, какого цвета окружающие предметы».

Цель: развивать внимание, закреплять знания цветовой гаммы.

Индивидуальная работа«Мяч лови двумя руками».

Цель: упражнять детей в ловле мяча на расстоянии двумя руками; повторить с детьми стихи ранее выученные.

Трудовая деятельность: подмести веранду.

Цель: формировать интерес к выполнению поручений взрослого, трудовые навыки.

Прогулка № 20. «Наблюдение за небом в ясную погоду».

Цель: продолжать развивать интерес к наблюдениям в неживой природе, рассмотреть небо, небесные тела, устанавливать причинно-следственную связь (облака плывут по небу в ясную погоду).

 

Ход наблюдения:

«Сначала плавно, еле-еле

Они по воздуху летели,

Потом быстрей, быстрей поплыли.

Как их зовут, вы не забыли?» (Облака.)

Вопросы к детям:

- Есть на небе облака?

-Если есть, на что они похожи?

Только в ясную, солнечную погоду небо чистое и голубое.

Подвижные игры:

 Поисковая игра «Найди, где спрятано».

Цель: упражнять детей в умении находить предметы, спрятанные на территории участка, развивать внимание, двигательную активность.

«Гуси-гуси».

Цель: развитие двигательной активности, совершенствовать умение действовать по сигналу, бежать в одном направлении, перебегая через ориентир на земле.

Дидактическая игра«Маленькие-большие».

Цель: развивать речевую активность, упражнять в подборе существительных уменьшительного значения.

Индивидуальная работаигра «Сбей кеглю», «Найди, где спрятано».

Цель: упражнять детей в прокатывании мяча в цель, развитие глазомера, внимания.

Трудовая деятельность: помочь малышам собрать игрушки после прогулки.

Цель: формировать интерес к выполнению поручений взрослого, воспитывать чувство взаимопомощи.

Прогулка № 21. «Наблюдение за увяданием травы».

Цель: продолжать развивать интерес к наблюдениям за покровом земли, изменениями, происходящими с растениями осенью; рассмотреть некоторые травы, которые остаются зелеными даже с приходом холодов, сравнить их с другими.

Ход наблюдения:

Воспитатель просит посмотреть на травянистый газон на участке и спрашивает детей: «Что происходит с травой осенью? Почему? Вся ли трава высохла?»

 Объяснить, что подорожник, мокрица не боятся осенних холодов и зеленеют до поздней осени.

«Ты найдёшь его всегда
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!»

Подвижные игры:

 «Подбрось-поймай».

Цель: совершенствовать умение детей подбрасывать мяч двумя руками вверх и ловить, не уронив на землю, развивать ловкость.

Эстафета «Кто первый добежит?»

Цель: упражнять детей в умении бегать по сигналу взрослого до названного ориентира, развивать быстроту реакции.

Дидактическая игра«Найди такое же растение».

Цель: развивать познавательные способности детей, внимание, зрительную память.

Индивидуальная работаигра «Назови осенние признаки».

Цель: упражнять детей в умении называть признаки осени, развивать наблюдательность, память.

Трудовая деятельность: окапывание деревьев и кустарников.

Цель: формировать интерес к выполнению поручений взрослого, продолжать расширять знания детей о том, как ухаживать за растениями в осенний период.

Прогулка 22. «Наблюдение за трудом дворника».

Цель: продолжать знакомство с профессиями взрослых, познакомить с работой сотрудника детского сада-дворника, его трудовыми обязанностями, орудиями труда, воспитывать уважение к труду других.

Ход наблюдения:

Кто у нас на территории детского сада следит за чистотой? Кто убирает листья? Как зовут нашего дворника? А что еще делает наш дворник? Какие предметы-помощники ему помогают с работой?


«Чтоб вокруг красиво было,
Дворник подметает двор.
Без шампуня и без мыла,
Убирает грязь и сор.

Когда детям спать охота,
Когда сладко спится нам,
Дворник трудную работу
Выполняет по утрам.

Он, ворчливо повторяя,
Учит маленьких ребят:
«Грязно там - где убирают,
Чисто там - где не сорят». 
Карамышев А.

Подвижные игры:

 «Медведь и пчелы».

Цель: развивать у детей двигательную активность, упражнять в умении действовать по сигналу, закреплять правила подвижной игры, развивать ориентировку в пространстве.

 «Такси».

Цель: упражнять детей в умении двигаться по площадке, соблюдая правила дорожного движения, объединяться в пары, развивать внимание.

Дидактическая игра«Загадки-отгадки».

Цель: развивать воображение, упражнять в умении отгадывать по показу взрослого или детей предметы окружения.

Индивидуальная работа: «Рисование на песке геометрических фигур».

Цель: развивать у детей интерес к творчеству, закреплять знание геометрических фигур.

Трудовая деятельность: поможем дворнику.

Цель: воспитывать интерес к труду, чувство взаимопомощи.

Прогулка № 23. «Наблюдение за деревьями (берёза)».

Цель: рассказать детям о том «как деревья готовятся к зиме» на примере берёзы, показать детям, что берёза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Ход наблюдения:

    Воспитатель приглашает детей подойти к знакомому дереву - берёзе и рассказывает:

«Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и, таким образом, защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнёт и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух. Это очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают её плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Подвижные игры:

 Малоподвижная игра в кругу «Угадай, кто позвал».

Цель: развивать у детей слуховое внимание, упражнять в отгадывании знакомого голоса сверстников.

 «Такси».

Цель: упражнять детей в умении двигаться по площадке, соблюдая правила дорожного движения, объединяться в пары, развивать внимание.

Дидактическая игра«Большие  и маленькие».

Цель: развивать внимание, упражнять детей в классификации предметов (камушков) по размеру.

Индивидуальная работа: «Чудо-цифры».

Цель: развивать у детей интерес к творчеству, упражнять в выкладывании цифр из палочек.

Трудовая деятельность: поможем дворнику прорядить песок на участке.

Цель: воспитывать интерес к труду, чувство взаимопомощи.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...