Программа по экологии "Росинка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ерегина Светлана Владимировна

Кружок по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rosinka.docx70.22 КБ
Microsoft Office document icon otsenka_individualnogo_razvitiya_detey_kruzhok.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  

города  Калининграда  детский  сад № 124

Рассмотрена  и  одобрена                                                                          Утверждаю:

на педагогическом совете № ___                          Заведующий  МАДОУ д/с № 124

от «___» _______ 201    г.                                         Бортник  Н.В. ______________

                        «___»______________ 201    г.

Дополнительная  общеразвивающая  программа

 «Росинка»

для   воспитанников   МАДОУ  д/с  №  124

Возраст детей: 5-7 лет

Объем программы: 72 занятия

Срок реализации программы: 2 года

.

Разработчик:

Ерегина С.В.

воспитатель  МАДОУ  д/с № 124

г. Калининград 2017

1. Пояснительная записка.

            Дополнительная общеразвивающая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом   «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г., Положением о дополнительной общеразвивающей  программе МАДОУ д/с № 124 и утверждена  Н.В. Бортник - заведующим МАДОУ д/с № 124            

            Программа    «Росинка»  разработана на основе  программы  С.Н. Николаевой  «Юный  эколог»  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

           Программа актуальна, так как образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения».

           Новизна   Программы заключается в практической направленности деятельности воспитанников детского сада, участие дошкольников в изучении и охране природы позволяет формировать у них не только глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе. Программа педагогически целесообразна, так как часто  именно в такой работе у детей закладываются основы  практических умений и навыков.   Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие дошкольников в изучении природной среды поднимает природоохранительную  работу детей на качественно более высокий уровень.

         Внимание детей  концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления – эта отличительная особенность Программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований.  На занятиях осуществляется интеграция образовательных областей: художественно - эстетической, речевой, познавательной, физическое развитие.

        Программа педагогически целесообразна, так как способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности дошкольников, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

        Экологическое воспитание является важнейшей частью нравственного воспитания и должно помочь ребенку понять себя в окружающем мире и принять окружающий мир, в частности, природу как данность, имеющую право на существование.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, достижение экологической воспитанности   дошкольников.

Задачи:

  • Формирование навыков по уходу за животными и растениями на основе полученных знаний в результате экспериментов и наблюдений;
  • Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, развивать связную речь, учить рассказывать в соответствии с полученными результатами при наблюдении, при проведении опытов в природе;
  • Воспитание у детей чувства любви к представителям животного и растительного мира через трудовую деятельность детей.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа  предназначена  для детей старшего дошкольного возраста  

  1. лет) для обучения в старшей  и подготовительной группе.

  1. Объем и срок реализации Программы

    Объем  Программы  состоит из 72 занятий со сроком реализации  - 2 учебных года.

  1. Формы и режим занятий

       Организация  образовательной деятельности проходит в форме занятий  1 раз в неделю,  4 занятия в месяц, 36 занятий в год.

       Длительность занятия – 25 мин. в старшей группе и 30 мин в подготовительной группе.

Формы и режим занятий:

     Занятия кружка проводятся в форме:

- бесед;

- наблюдений;

- экскурсий;

- целевых прогулок;

- опытнической работы;

- в виде творческих заданий и проблемных ситуаций с использованием  дидактических и подвижных игр.

5.1 Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы: 

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: 

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы: 

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Направления реализации программы: 

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

 Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

        В результате освоения Программы достижения ребенка  5 – 7 лет  выражаются в следующем:

  1. Ребёнок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует на них (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
  2. Любопытен, многократно задаёт вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.
  3. Эмоционально реагирует на красивое и некрасивое.
  4. Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.
  5. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.
  6. Включается в деятельность взрослых по  уходу за растениями и животными.
  7. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить сам.
  8. Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным.

        

Условия для успешной реализации

  •   личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе  освоения  содержания;
  •   постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;
  •  построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  •   активное участие родителей в воспитательном процессе;
  • установление педагогом связей с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

I год  обучения

7. Учебно – тематический  план

Таблица 1

п/п

Наименование разделов        

Тема

Объем

(мин)

Теоретических

(мин)

Практических

(мин)

1

Раздел 1

«Неживая природа – среда жизни растений, животных и человека»

№1,2,4,16,

15,17,33

175

75

100

2

Раздел 2

«Жизнь растений и животных в сообществе»

№5,6,7,8,9,

10,11,12,

13,14,18,

19,20,21,

23,26,27,

28,30

475

200

275

3

Раздел 3

«Взаимодействие человека с природой»

№1,2,3,4,

17,21,22,24,

29,31,32

275

100

125

4

Диагностика

№1,2,

35,36

100

60

40

Итого:

900

435

465


8. Содержание Программы  I года обучения

8.1. Календарно – тематическое планирование

                                                                                                                                                                                                                              Таблица 2

Тема занятия

Программное содержание

Методы и приемы

Источник

Объем

1

Земля - наш общий дом.

Формировать представление о Земле, как планете.

Познакомить с понятием экология.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр

  1. стр.8
  2. стр. 105

25 минут

2

 Про воздух

Формировать представление детям о воздухе.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями (между загрязнением воздуха и гибелью растений и птиц)

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей (опыты с воздухом)

  1. стр. 25

4.  стр. 98

25 минут

3

Берегите воду

Учить детей беречь водопроводную воду.

Познакомить детей с удивительным миром воды.

Подвести детей к пониманию того, что воды на Земле больше, чем суши.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей (опыты с водой)

1. стр. 36

25 минут

4

Живая и

неживая

природа

Учить детей составлять обобщённое представление о живой и неживой природе.

Развивать связную речь детей, расширять их словарный запас.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

4. стр. 101

25 минут

5

Лекарственные растения

Учить детей бережно относиться к богатствам природы.

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. Рассказать, в чём заключаются их лекарственные свойства.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

оформление гербария растений, плодов

  1. стр. 49

     4.  стр. 89

25 минут

6

Золотая

осень

(экскурсия)

Расширять знания детей о разных периодах осени.

Развивать у детей связную речь.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, оформление гербария растений, плодов

2. стр. 126

25 минут

7

Птицы

Учить детей сравнивать и находить признаки различия в строении и поведении птиц.

Расширить и закрепить знания детей о водоплавающих птицах.

Запомнить их характерные признаки.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

5 стр.44

25 минут

8

Домашние птицы

Учить выделять места обитания, выделить основные различия между птицами и животными.

Формировать обобщённое

представление о птицах. Познакомить со строением птицы. Формирование грамматически правильной речи.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 10

4. стр. 75, 77,    120

25 минут

9

Этажи леса

Учить детей работать творческими группами, выбирать партнёра по виду деятельности, принимать самостоятельные решения путём решения творческих задач.

Формировать представление о лесе, как об экосистеме.

Закрепить знания об обитателях леса.

Закрепить нравственные позиции по охране окружающей среды, пользе природы для человека.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 41

3. стр. 58

25 минут

10

Рябинка (составление рассказа по картине И.Э.Грабаря)

Рассматривание картин, беседа. Закрепить основные приметы осени. Составление рассказа. Аппликация. Практическая деятельность: «Ветка рябины». Сбор ягод рябины для подкормки птиц, практическое задание.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

1. стр.93

5. стр. 51

25 минут

11

Подводный мир

Формировать понятие о характерных особенностях рыб и морских обитателях.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр

  1. стр. 36, 61

 5.  стр. 20

25 минут

12

Домашние животные

Рассматривание детьми картины «Корова в сарае зимой», «Коза в сарае зимой». Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Создание проблемной ситуации: какую пользу приносят домашние животные?

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

2. стр. 145

25 минут

13

Дикие животные (по типу питания)

Учить выявлять общие характерные черты диких животных, выделять родовые, видовые взаимосвязи. Уточнить различия по типу питания и проживания.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

1. стр. 54

25 минут

14

Дикие животные (по типу проживания)

Учить выявлять зависимость между цветом шерсти и средой обитания.

Закрепить понятия: хищник и травоядное.

Уточнить с детьми как приспосабливаются звери к зиме.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

1. стр.52, 60

25 минут

15

Здравствуй, зимушка-зима!

Расширить знание детей о разных периодах зимы, закрепить три месяца зимы.

Развивать связную речь детей.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 56

6.  стр. 18

25 минут

16

Как узнать зиму

Опыты: со снегом (цвет, запах, при комнатной температуре тает, при морозе хрустит). Снег нечистый, при таянии видна грязь. П/и (снежки), «снежная баба».

Практическая деятельность: расчистить дорожки от снега на участке.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 67

6. стр. 22

25 минут

17

Именинница – елка

Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

4. стр. 106

25 минут

18

Зимующие птицы

Закрепить обобщенное представление о птицах.

Практическая деятельность – кормление птиц.

Беседа, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 95

4.  стр. 107

25 минут

19

Жизнь в морях и океанах

Обратить внимание детей на необычную красоту подводного мира. Формировать понятие о том. что в подводном мире растения и животные помогают друг другу.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 24
  1. стр. 80

6   стр. 29

25 минут

20

Где живут морские птицы

Дать детям представление о том, что морские птицы хотя и летают на сотни миль от берега в поисках корма, большинство из них возвращается на сушу на ночлег.

Расширить и закрепить знания детей о водоплавающих птицах, Запомнить их характерные признаки.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 76, 85

4.  стр. 109

25 минут

21

Рыбная ловля (экскурсия на озеро)

Учить детей бережно относиться к богатствам природы

Закрепить понятие "Рыбы", выявить основные признаки рыб.

Наблюдение за рыболовами П/И "Ловись рыбка большая и маленькая, "Караси и щука". Загадки.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

1. стр. 80

25 минут

22

Любите землю-матушку.

Формировать у детей понятие о том,  что только любовь к земле и труд дает возможность людям выращивать в достатке продукты питания.

Сообщить детям наиболее обычные приемы земледелия исключающие

загрязнение почвы химическими веществами

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 84

4.  стр. 93

25 минут

23

Какие бывают насекомые

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по различным признакам: особенности внешнего вида.

Выделить различия насекомых по способу передвижения, месту обитания.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

1. стр. 88

25 минут

24

Верные помощники земледельца

Учить детей бережно относиться к полезным животным.

Познакомить детей с животными, которые помогают человеку истребить вредителей культурных растений.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

2. стр. 65

25 минут

25

Рассматривание картины

И. Ромадина «Март»

Учить отвечать на вопросы по Беседа о приметах весны, пословицы. Сладков «Весенние радости», №6, картине с изображением пейзажа. Чтение И. Сладкова «Весенние картина И. Ромадина «Март». стр. Формировать грамматически радости», п/и «Горелки».

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

1. стр. 99, 138

25 минут

26

Лес чудес

Формировать у детей культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что растет и живет.

Напомнить детям о разных дарах, которые дает лес человеку. Закрепить понятие "Этажи леса".

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений

1. стр. 104

25 минут

27

Цветы

Научить классифицировать их. Закрепить знание детьми строение цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.

Сформировать понятие, что цветы бывают луговые, садовые, комнатные,

лесные.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, Сбор гербария.

  1. стр. 105

4.  стр. 116

25 минут

28

Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики

Учить детей бережно относиться к полезным насекомым.

Формировать у детей понятие, что насекомые маленькие живые существа.

Расширить представление о способах передвижения. Рассказать о пользе некоторых насекомых.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

1. стр. 120

25 минут

29

Декоративные птицы

Наблюдение за попугаем: как клюёт зерно, купается в ванночке, пьёт из поилки, смотрит в зеркало, как сидит на жёрдочке.

Проблемная ситуация: «Почему у попугаев так расположены коготки?» П/и «Клетка». Кормление попугая, уборка в клетке.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 115
  1. стр. 52
  2. стр. 37

25 минут

30

Муравьи, которые всё помнят

Учить бережно относиться ко всему живому на Земле

Познакомить детей с образом жизни муравьев.

Создать ситуацию к непринужденному речевому общению.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

1. стр.122

25 минут

31

Природная аптека

Учить детей бережно относиться к богатствам природы

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. Рассказать, в чём заключаются их лекарственные свойства.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, сбор гербария.

1. стр. 132

25 минут

32

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Формирование культуры здорового образа жизни.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, проведение викторин, конкурсов

  1. стр. 184

4.  стр. 99

25 минут

33-36

Диагностика.

Выявить уровень освоения программы.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

2. стр.182

100 мин

Всего 32 занятия по темам и 4 диагностических занятия.

ИТОГО:

900 мин

       


II год  обучения

9. Учебно – тематический  план

Таблица 3

п/п

Наименование разделов        

Тема

Объем

(мин)

Теоретических

(мин)

Практических

(мин)

1

Раздел 1

«Неживая природа – среда жизни растений, животных и человека»

№1,№2,

№4,№16,

№15,№17,

№33

200

110

90

2

Раздел 2

«Жизнь растений и животных в сообществе»

№5,№ 6,

№7,№8,

№9,№10,

№11,№12,

№13,№14,

№18,№19,

№20,№21,

№23,№26,

№27,№28,

№30

350

200

150

3

Раздел 3

«Взаимодействие человека с природой»

№1,№2,

№3,№4,

№17,№21,

№22,№24,

№29,№31,

№32

250

150

100

4

Диагностика

№33-36

100

60

40

Итого:

900

520

380


10. Содержание Программы II года обучения

10.1. Календарно – тематическое планирование

                                                                                                                                                                       Таблица 4

занятия

Тема

занятия

Цель, задачи

Методы и приемы

Источник

Кол-во часов

1

Наблюдение за сезонными изменениями

Формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, постановка сказок, отрывков литературных произведений, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр.8
  2. стр. 105

30 минут

2

Наблюдение за рябиной

Наблюдать за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей ,сбор гербария.

  1. стр. 25

4.  стр. 98

30 минут

3

Солнце – источник тепла и света

Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

1. стр. 36

30 минут

4

Наблюдение за специальным транспортом

Расширять знания о специальном транспорте; обогащать словарный запас.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

4. стр. 101

30 минут

5

Листопад

Расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 49

     4.  стр. 89

30 минут

6

Птицы разных стран

Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

2. стр. 126

30 минут

7

Золотая осень

Провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

5 стр.44

30 минут

8

Гуманное отношение к природе

Расширить представление детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, изготовление с детьми наглядных пособий.

  1. стр. 10

4. стр. 75, 77,    120

30 минут

9

Подарки осени

Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность,  творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, изготовление с детьми наглядных пособий.

  1. стр. 41

3. стр. 58

30 минут

10

Природная стихия - огонь

Углубить представление детей о роли огня в жизни человека; закрепить знание правил пожарной безопасности; формировать образные представления, нравственные понятия, уважительно отношение к труду пожарных; развивать речь детей, воображение, наблюдательность.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, изготовление с детьми наглядных пособий.

1. стр.93

5. стр. 51

30 минут

11

Наблюдение за воробьем осенью

Закрепить знания о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 36, 61

 5.  стр. 20

30 минут

12

Перелетные птицы

Развитие логического мышления – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях; расширение представлений о перелетных птицах; знакомство с народными приметами и литературными произведениями о птицах; развитие речи детей; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

2. стр. 145

30 минут

13

Кто главный в лесу? Живые цепочки

Уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

1. стр. 54

30 минут

14

Что мы сажаем, сажая леса?

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном); объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу; систематизировать представление о лесе как об экосистеме; совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность; воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

1. стр.52, 60

30 минут

15

Корабль пустыни

Расширить знания детей о животном и растительном мире пустыни; развивать фантазию, воображение, активизировать мыслительную деятельность; создать условия для свободного выражения мыслей; воспитывать экологическую культуру.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 56

6.  стр. 18

30 минут

16

Зимушка-зима

Обобщить знание детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 67

6. стр. 22

30 минут

17

Жизнь птиц зимой

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создать эмоциональный настрой детей; воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде – оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей,проведение викторин, конкурсов

4. стр. 106

30 минут

18

КВН «Мы друзья природы»

Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

проведение викторин, конкурсов

  1. стр. 95

4.  стр. 107

30 минут

19

Следы птиц на снегу

Закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 24
  1. стр. 80

6   стр. 29

30 минут

20

Зимовье зверей

Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 76, 85

4.  стр. 109

30 минут

21

Волшебница-зима

Учить детей воспринимать поэтический образах зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

1. стр. 80

30 минут

22

В гостях у морского царя

Познакомить детей с хищным морским животным актинией, внешним видом, образом жизни; учить воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности; обогащать словарный запас (щупальца, актиния); воспитывать экологическую культуру; показать многообразие, красоту и парадоксальность окружающего мира.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

  1. стр. 84

4.  стр. 93

30 минут

23

Родной край

Выявить знания детей о растительном и животном мире родного края, дать сведения о равнинах, холмах, оврагах, возвышенностях, о главных реках, о полезных ископаемых; познакомить с заповедниками, природными достопримечательностями региона; развивать интерес к изучению родного края, речь, умение делать выводы; воспитывать чувство гордости за родную природу родного края, бережного отношения к ней.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

1. стр. 88

30 минут

24

В гостях у солнышка

Дать детям понятие о солнечной системе, планетах, входящих в нее, о солнце как об источнике жизни на Земле; через решение проблемных вопросов помочь осознать уникальность возникновения жизни на Земле; вызвать желание защищать и оберегать все живущее на нашей планете; воспитывать чувства любви, доброты по отношению к окружающему миру.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей.

2. стр. 65

30 минут

25

Что где растет, кто где живет?

Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов (растение-растение, растение-животное, растение-человек, животное-животное, животное-человек); развивать речь, мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей, проведение викторин, конкурсов

1. стр. 99, 138

30 минут

26

Викторина о лесе

Расширить знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать экологическую культуру детей; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

проведение викторин, конкурсов

1. стр. 104

30 минут

27

Растения – легкие Земли

Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 105

4.  стр. 116

30 минут

28

Где растения любят жить?

Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

1. стр. 120

30 минут

29

Весна-красна

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок , проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 115
  1. стр. 52
  2. стр. 37

30 минут

30

КВН «Природа вокруг нас»

Развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

проведение викторин, конкурсов

1. стр.122

30 минут

31

Птицы нашего края

Развивать интерес и любить детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; учить детей давать ответы на вопросы; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы); учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

проведение викторин, конкурсов

1. стр. 132

30 минут

32

Лес весной. Весенние первоцветы

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

  1. стр. 184

4.  стр. 99

30 минут

33 - 36

Диагностика.

Выявить характеристики освоения программы.

Беседа, показ иллюстраций, проведение дидактических игр, организация продуктивной деятельности детей

2. стр.182

120 мин

Всего 32 занятия по темам и 4 диагностических занятия.

ИТОГО:

1080 мин


11. Методическое обеспечение

11.1. Основное  

Таблица 3        

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Мини-лаборатория в группе

паспорт мини-лаборатории,

«Правила поведения в лаборатории», «Правила безопасности при проведении опытов», описание опытов,

микроскопы, увеличительные стёкла, пробирки,

воронки, тазики, ёмкости, образцы  почв (песок, земля, галька), образцы  различных материалов (дерево,  пластмасса, металл),

природный материал (семена, шишки, горох, зёрна, пр.)

оборудование для игр с водой и песком,

наглядные модели, султанчики

2.

Уголок природы

паспорт растений, комнатные растения (в соответствии с перечнем рекомендуемых растений),

«Правила безопасного наблюдения за растениями и животными», сезонный «огород на подоконнике»,

инвентарь для ухода за растениями (лейки, клеёнки, щёточки, тряпочки, тазы,  лопаточки, совочки, палочки для рыхления земли, фартуки), природный, бросовый материал, дидактические игры экологического содержания, наглядный материал, литература (таблица 6),

картотека с описанием опытов с растениями уголка природы, календарь природы

3.

Мини-музей моря

паспорт мини-музея: коллекции ракушек,

макет морского дна, иллюстрации с изображением подводного мира, рыб, набор открыток «Обитатели моря», тематическая литература, муляжи и фигурки рыб,

морские пейзажи, фотоальбом «Профессия - рыбак»,

литература по краеведению (о Балтийском море, Куршской косе)

4.

Комната любознательных

паспорт комнаты любознательных,

оборудование для игр с водой и песком,

оборудование для опытнической деятельности,

картотека опытов и экспериментов,

картотека игр экологического содержания,

гербарии, коллекции природных материалов,

макет природных зон, муляжи овощей, фруктов,

макет «Ферма», фигурки домашних и диких животных

фотоальбом «Природа родного края»

11.2. Дополнительное

Таблица 4

Картины, картинки,  

силуэтные фигурки, муляжи

 

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

1.Набор картинок серии «Окружающий мир»

 - Растения ближайшего окружения;

- Дикие животные;

- Животные и детёныши;

- Овощи;   Фрукты;

- Домашние животные;

- Птицы;

- Животные Арктики и Антарктиды;

- Живой уголок;

- Перелетные птицы;

- Насекомые;

- Ядовитые грибы;

- Садовые ягоды;

- Животные России;

- Обитатели морей и океанов;

- Деревья;

2. Набор открыток:  «Цветы», «Деревья»,

«Кустарники».

3. Тематические фотоальбомы

4.Силуэтные фигурки «Животные домашние и дикие».

5. Фигурки животных, рыб; муляжи овощей, фруктов

1. Модели:

«Части растений»,

«Признаки животных»,

«Времена года»;

«Кто во что одет»,

«Фазы развития растения»

2. Алгоритм для составления описательного рассказа;

3. Сигнальные карточки:

«Опасности в природе»,

«Уход за комнатными растениями»

1. Энциклопе-дии

2. Детская художе-ственная литература о природе, животных:

В.Бианки,

Е. Чарушина,

М.

Пришвина,

Н.Сладкова,

К.

Паустовского,

С.Аксакова и др.

   

11.3. Перечень произведений детской художественной литературы

о природе, животных и  растениях

Таблица 5

№ п/п

Автор

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Аким А.

Александрова Т.  Барто А.

Байрамов Н.

Берг Лейла

Бианки В.

Блок А.

Бунин И.

Екимцев Л. Калинкина Н. Маршак С. Я.

Майков А.

Прокофьев С.

Соколов-Микитов И. Сутеев В.

Токмакова И.

Толстой А.

Толстой Л.Н. Ушинский К.

Фет А.

Чарушин В.

Шим Э.

«Осинка»

«На солнышке согрелась ель», «Одуванчик»

«Птичка», «Снег», «Кто как кричит»

«Рыбка»

«Рыбка»

«Холодно в лесу зимой»

«Зайчик»

«Ясным утром»

«Чего хочется рыбке»

«Как Вася ловил рыбу»

«Усатый-полосатый», «Весенняя песенка»

«Осень»

«Снегири»

«Ёж», «Белка», «Беляк»

«Кто сказал мяу»

«Где спит рыбка», «Осинка», «Ели», «Дуб», «Как на горке снег, снег…»

«Осень. Осыпается наш бедный сад»

«Спала кошка на крыше», «Пришла весна»

«Васька»

«Лист сухой валится…»

«Волк», «Заяц», «Лиса», «Яшка»

«Кто как идёт»

Загадки о животных, природе

11.4. Игры экологического содержания

Таблица 7

Игры дидактические

Игры сюжетно-ролевые

Игры подвижные,

игровые упражнения

«Ботаническое лото»,

«Сложи картинку»,

«Где спряталась рыбка»,

«Угадай растение по описанию»,

«Что сажают в огороде»

«Третий лишний», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты),

«Угадай, что в руке»,

«Кто во что одет»,

«Кто где живёт»,

«Найди листок, как покажу»,

«Узнай по вкусу»,

«Узнай по запаху»

«Зоопарк»,

«Зоомагазин»,

«Выставка животных»,

«Цирк зверей»,

«На ферме»

«Воробушки и кот»,

«Наседка и цыплята»,

«Кот и мыши»,

«Лиса и зайцы»,

«Зайка серенький

сидит»,

«Птичка и автомобиль»,

«Вороны»,

«Солнышко и дождик»,

«Лохматый пёс»,

«Птички в гнёздышках»,

«Уточка»

12. Материально – техническое  обеспечение

12.1. Специализированные учебные помещения и участки

Таблица 8

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Групповое помещение

56,1

25

2.

Участок группы

120

25

3.

Территория  детского сада

11467

4.

Музыкальный  зал

62,5

25

12.2. Основное  оборудование

        Таблица 9

№ п/п

Наименование

Наименование специализиро-ванных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Магнитная доска (двухсторонняя)

В группе

2.

Магнитофон

В группе, музыкальном зале

3.

Коврограф  Воскобовича

В группе

4.

Дезар

В группе

5.

Переносная мультимедийная установка

В группе

6.

Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения природного материала)

В группе

12.3. Основное  оснащение

                                                                                                                                       Таблица 10

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Глобус

1

2.

Зоологическая карта мира

1

3.

Детский микроскоп

1

4.

Лупы

10

5.

Емкости для опытно – исследовательской деятельности

10

6.

Модели природных зон: леса; пустыни.

2

7.

Набор по уходу за растениями (лейка, лопаточки для рыхления)

2

13. Список  используемой  литературы

13.1. Основная  литература

Таблица 11

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

С.Н. Николаева

«Методика экологического воспитания в детском саду.

Москва «Просвещение»2005.

Программа

1

2.

С.Н Николаева.

«Юный эколог»

Москва «Мозаика-синтез» 2002

Научно-методическое пособие

1

3

А.И.Иванова

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Москва.»ТЦ Сфера». 2004.236стр.

Методиче-ское пособие

1

4.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада.»

Воронеж. ТЦ»Учитель».2004год, 130стр.

Практическое пособие

1

13.2. Дополнительная литература

Таблица 12

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания,

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

5.

Л.П.

Молодова

«Игровые экологические занятия с детьми»

Москва «Просвещение» 2000

Научно-метод.

пособие

1

6.

О.А.

Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологи-ческой культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2002 год,

Методическое пособие

1

7.

Н. Н. Кондратьева и др.

«Мы». Программа экологического

образования детей.

Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,

2000 год,

Учебно-методическое издание

1

8.

Черняко-ва В. Н.

Экологическая работа в ДОУ Методическое пособие

М.: ТЦ Сфера, 2008г.

Учебно-методическое издание

1

9.

Зенина Т. Н.

Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа)

М, Педагогическое общество России, 2006г.

Учебно-методическое издание

1



Предварительный просмотр:

Оценка индивидуального развития детей кружок "Росинка"

от 5 до 6 лет ______________________________

Фамилия,

имя ребенка

Знает название города, домашний адрес. Называет географические особенности города

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

Называет животных, обитающих в нашем крае

Называет растения, растущие в нашем крае

Называет времена года, последова-

тельность, названия месяцев

Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о знамении для здоровья утренней гимнастики, закаливание, соблюдения режима дня

Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

Итог

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

  1. 1

С  _____ чел. ______ %              В ______  чел.   _______ %                   Н______ чел.  ______%

Оценка индивидуального развития детей кружок "Росинка"

от 6 до 7 лет ______________________________

Фамилия,

имя ребенка

Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государст-

венные праздники и их значение в жизни граждан России

Различает герб и флаг города. Может назвать некоторые достопри-

мечатель -ности родного города

Может описать богатства своего рая

Называет природные ресурсы

Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся. земноводных, насекомых

Называет растения, растущие в нашем крае

Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать

Итог

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

Н.Г

К.Г.

  1. 1

С  _____ чел. ______ %              В ______  чел.   _______ %                   Н______ чел.  ______%

Диагностический инструментарий для детей 5 -7 лет по экологическому развитию.

1.Представления о природе. Выявить характер представлений ребѐнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребѐнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни. Выяснить, имеет ли ребѐнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания. Выяснить, знает ли ребѐнок части растений и их функции. Выяснить, имеет ли ребѐнок представления о стадиях роста растений. Выявить представление ребѐнка о многообразии животных и местах их обитания. Выявить представления ребѐнка о назначении основных частей тела животных.

2.Отношение к природе. Изучить особенности отношения ребѐнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе. Выявить умение ребѐнка осуществлять уход за растениями.

Высокий уровень. Ребѐнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщѐнный, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит еѐ красоту.

Средний уровень. Ребѐнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень.  Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...