НОД "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель мероприятия: способствовать развитию у детей речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению. На занятии использованы приемы мнемотехники, которые обеспечивают успешное запоминание и воспроизведение информации об особенностях объектов природы, окружающем мире. Данное событие является одним из мероприятий проекта «Жемчужина Сибири» по ознакомлению детей с достопримечательностью родного края - озером Байкал, его растительным и животным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР детский сад «Алёнушка»
Организованная образовательная деятельность
«Юные исследователи»
Старшая группа
Воспитатель:
Салихова С.В.
п. Селенгинск
2016 г.
«Юные исследователи»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи: - Познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни. - Систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле. - Расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи»; «голомянка». - Развивать связную речь, память, внимание, воображение, используя метод мнемотехники. - Развивать интерес к познанию природы, исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение. - Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Предварительная работа: Беседы о Байкале и его обитателях, чтение легенд и сказок из цикла «Байкальские сказки», заучивание стихотворений о Байкале, разучивание танцевальной композиции «О, Байкал!», рисование на байкальских камнях на тему «Природа нашего края», коллективная лепка «Ушканьи острова» (нерпа), сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Байкал», проведение развлечения «Приключения красавицы Ангары», создание уголка «Жемчужина Сибири».
Материал: Квадратная академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа об обитателях Байкала, мнемотаблицы для составления рассказа детьми; для экспериментирования: пластиковый стакан с водой, розетка с мелкими предметами (ракушки, камушки, пуговицы и др.) , шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром, влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.
Ход занятия Воспитатель приглашает детей пройти к стульчикам, на которых лежат квадратные академические шапочки. – Ребята, как вы думаете, люди какой профессии носят такие головные уборы?
– Такие головные уборы называются академические шапочки и носят их ученые. - Ребята, скажите, кто такие ученые-исследователи? - Правильно. Это очень умные люди, они много знают. Ученые наблюдают, размышляют, исследуют, испытывают, при помощи различных опытов узнают что-то новое об окружающем нас мире. Сегодня я предлагаю вам стать учеными-исследователями. Я буду руководить нашей исследовательской работой, а вы будете под моим руководством осваивать профессию ученого-исследователя. (Воспитатель предлагает детям надеть академические шапочки.) Итак, уважаемые коллеги, сейчас нам надо решить, что мы будем исследовать? (Предложения детей) Загадка о Байкале: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем, Как его мы назовем? ….
1 слайд (Байкал) - Ребята, вы знаете, что мы живем на территории уникальных мест и обладаем мировым сокровищем – озером Байкал. (Словарная работа: «уникальный» - редкий, необычный.) - Чем же уникален наш Байкал? 2 слайд (знак «Внимание!»): Озеро Байкал – одно из самых древних озер в мире. Возможно, именно поэтому в нем обитает много уникальных растений и животных, которых называют эндемиками. Эндемики Байкала – обитатели, которые живут только в озере Байкал. (Словарная работа) Давайте договоримся, что этот знак будет означать, что речь об обитателе, который является эндемиком Байкала. 3 слайд: - Сейчас я хочу вам рассказать о необычной байкальской рыбке, которую называют байкальским чудом. Бледно-розова, нежна, Студеная вода нужна. Что за рыбка-невеличка - Меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыба-иностранка? Рыбка эта – голомянка. (Словарная работа)
4 слайд:
- Голомянка – байкальская рыбка, которая всегда держится на большой глубине. Солнечные лучи для голомянки очень опасны, так как тело голомянки состоит наполовину из жира, поэтому она предпочитает плавать в прохладной глубине Байкала. Голомянка так жирна, что если ее в жаркий день положить на лист бумаги, то через некоторое время от эндемика останется маленький скелет, а вокруг будет жирное пятно.
5 слайд:
У голомянок нет плавательного пузыря, поэтому если бы голомянка не была такой жирной, то лежала бы на дне как байкальские бычки. Имея жир, который легче воды, голомянка прекрасно плавает.
6 слайд:
- Байкал – это единственное озеро на Земле, где обитает голомянка. Поэтому она является ….. (эндемиком Байкала - закрепление)
Выглядит голомянка необычно – полупрозрачное тело без чешуи. Люди ее называют «стеклянная рыбка».
7 слайд:
- Огромные нежные грудные плавники совершенно прозрачны, точно сотканы из паутины. Расправив широченные плавники, голомянка словно парит на парашюте в толще вод Байкала вверх-вниз. Плавает голомянка, головой вверх, открыв огромный рот в ожидании проплывающего корма.
8 слайд:
- Голомянка - единственная рыбка в Байкале, которая не мечет икру, а производит на свет живых мальков – уже готовеньких крохотных рыбок-личинок.
9 слайд:
- Голомянка питается подплывающими к ней рачками и собственными мальками.
10 слайд:
- Однако без голомянки в Байкале не могли бы существовать нерпа и омуль, так как голомянка – это их основная пища.
11 слайд (мнемотаблица «Расскажи о голомянке) …
- Мы узнали о самом необычном обитателе Байкала – голомянке. Однако, вы знаете, что очень многие обитатели озера являются эндемиками. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком эндемике идет речь?
Загадка про нерпу:
В снежном логове родятся, Простудиться не боятся. Подрастут, начнут нырять, Шубки белые менять. Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка сами! … 12 слайд (нерпа)
13 слайд (мнемотаблица «Расскажи о нерпе»)
14 слайд (Охрана Байкала – беседа): - Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить вкусной студеной водицы. Это уникальное творение природы, наша гордость и сокровище России. Как вы думаете, почему и от кого надо охранять озеро и его обитателей? …. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? Давайте будем беречь голубую жемчужину с названием Байкал.
Физминутка: Рыбки плавают, ныряют в Байкальской чистенькой воде, То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке. А мы к озеру спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!
- Ну, а сейчас, уважаемые коллеги, мы пройдем в лабораторию, чтобы с помощью экспериментов подтвердить наши предположения о том, что жир в жизни голомянки играет огромную роль. Дети проходят за столы с материалом для экспериментирования. – Мы узнали, что у голомянки нет плавательного пузыря, и все же она плавает. А помогает ей держаться в воде …….? жир, из которого состоит тело голомянки. Сейчас при помощи эксперимента, мы убедимся, так ли это на самом деле?
Эксперимент 1 Воспитатель предлагает опустить в стакан с водой поочередно: ракушку, пуговицу, бусину. Наблюдение, вывод: все предметы тонут. Затем воспитатель предлагает опустить в стакан с водой шарик из жира. Наблюдение, вывод: жир не тонет, значит, он на самом деле помогает голомянке держаться в воде и плавать.
Воспитатель предлагает вспомнить детям, почему голомянка плавает в глубинах Байкала, и предположить, что с ней может произойти, если во время шторма ее выбросит на берег.
Эксперимент 2 Воспитатель предлагает разогреть ладони рук: - Давайте представим, что наши ладони – это нагретые солнцем байкальские камушки, а эта зубочистка с жиром – «голомянка». Сейчас мы положим на одну ладонь бумажную салфетку, на салфетку – зубочистку с жиром и сожмем ладонь в кулак. Пока согревается «голомянка», дети предполагают, что произойдет с салфеткой и с «голомянкой». – Итак, раскрываем ладонь. Наблюдение, вывод: на салфетке осталось жирное пятно и зубочистка – косточки «голомянки». Так как жир в тепле тает, а голомянка наполовину состоит из жира, то тепло для нее опасно. Итог: - Мы сегодня очень хорошо поработали и отлично справились с ролью ученых. Мне хотелось бы знать, что больше всего вам понравилось и запомнилось.
- Я считаю, что с сегодняшнего вы достойны носить звание «Юные исследователи». Вручение эмблем «Юный исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...