Педагогическая находка на конкурс "Воспитатель года - 2019"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Истомина Анжелика Петровна

Конспект НОД "Летим в космос" (разработка на конкурс "Воспитатель года - 2019) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_vospitatelya_goda.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Классика» города Нерюнгри

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Игра – путешествие «Летим в космос»

В группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет

Воспитатель:

Истомина

Анжелика Петровна

Нерюнгри, 2019 г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности игра – путешествие «Летим в космос»

Тип НОД: интегрированная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель НОД: обобщить и систематизировать знания детей о космосе.

Задачи НОД:

  1. Образовательные: Продолжить знакомить детей с Солнечной системой и ее планетами, дать знания о профессии космонавта. Продолжить знакомить детей с объектами неживой природы через экспериментирование.
  2. Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания, связную речь, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки речевого общения. Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость. Развивать общую моторику, координацию движений.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за великую страну, которая занимается исследованием космоса.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, книг, журналов о космосе и звездах; чтение стихов и рассказов о космонавтах; знакомство с новыми словарными словами «спутники Марса (Деймос  и Фобос)»; просмотр презентаций и документальных фильмов о космосе, космонавтах.  

Характер познавательной деятельности детей:

  • Проблемное изложение
  • Частично – поисковый
  • Эвристический

Методы и приемы:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические
  • Игровые
  • Проблемное изложение

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук, мольберт, материал для опытов, космическая музыка, воздушные шары, макет дерева, листики желтые и зеленые; телефонограмма, соль, сахар, молоко, шарики, сосуды с водой;
  • Для детей: мешочки с песком, стаканы с водой, шарики;
  • Наглядные пособия: макеты спутников, планет, репродукции, схемы, таблицы, ребусы.

Организация детей на занятии: игра – путешествие.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (мотивационный этап) - 5 минут.
  1. Загадывание загадки о ветре;
  2. Чтение зашифрованного письма;
  3. Словесная игра «Вставь пропущенные буквы» (расшифровка слов, относящихся к солнечной системе);
  4. Разгадывание ребуса «Отгадай название планеты ПО ЦИФРАМ»;
  1. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)- 23 минуты.
  1. Беседа о солнечной системе;
  2. Рассматривание расположения планет;
  3. Обсуждение плана путешествия в космос;
  4. Спортивная эстафета;
  5. Рассматривание чертежей, посторонние космического корабля, путешествие в космос;
  6. Словесная игра «Похожие слова»;
  7. Беседа о планете Земля;
  8. Эксперименты со свойствами воды;
  9. Возвращение на планету Земля;
  1. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
  1. Анализ собственной и коллективной деятельности детей в процессе НОД;
  2. рефлексия (если понравилось путешествие, предлагается украсить дерево зелеными листочками, а если не совсем, то желтыми).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть (мотивационный этап).
  • Ребята, я хочу загадать вам загадку о невидимке, с которым мы встречаемся почти каждый день:
  • Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обрывает –

Так порою он сердит,

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде.            (Ветер)

  • Так вот, когда я утром открыла окно, чтобы проветрить группу, подул ветерок, и в группе оказалось зашифрованное письмо.
  • Давайте, попробуем расшифровать слова, которые здесь написаны. А слова эти относятся к Солнечной системе.
  • Словесная игра «Вставь пропущенные буквы».

 С

 

 Л

 Н

Е

  • Ребус «Отгадай название планеты ПО ЦИФРАМ».

  О       К        М         А

                       1          2

     С          Р             Л

      4           3

 Ю      Р          Т                Л

 

  • Правильно, слова эти: «Солнце» и «Марс»

Ответы детей:

Это ветер!

Рассуждают

(тем, кто затрудняется, педагог оказывает индивидуальную помощь)

Дети называют буквы: о, ц.

(дети читают слова)

Получилось слово  «солнце» и «Марс»

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

  • Скажите, сколько всего планет в Солнечной системе?
  • Есть там Земля, Венера, Марс,

И может в мелкой части пепла

Есть жизнь.

Как будто огненное сопло

Красуется там в центре Солнце.

И освещает все вокруг.

  • Мы с вами живем на одной из девяти планет, которые вращаются вокруг Солнца. Как называется наша планета?  
  • Движение всех небесных тел в Солнечной системе происходит в одном направлении. Вы знаете, что планеты по отношению к Солнцу расположены в строгом порядке.
  • Попробуйте назвать их по порядку.
  • Мы с вами сегодня будем космонавтами.

Физминутка «Влево, вправо повернись……»

  • Наш отряд космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет к Марсу и попробуем узнать есть ли на планете вода?
  • Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, посетить Луну, Затем мы совершим посадку на двух спутниках Марса (Деймос  и Фобос), и затем приземлимся на Марсе, после проведения исследовательской работы, вернемся на Землю.
  • Наш отряд юных космонавтов состоит из двух экипажей по четыре человека, в каждом из которых свой командир, я предлагаю командирам представиться.
  • Прежде, чем отправиться в полет, проверим, насколько вы ловкие, тренированные, выносливые. Проведем спортивные эстафеты. А нашим девизом будет: /все/

  • Проводится эстафета для равновесия:  дети по очереди проходят по гимнастической скамейке, оббегают мяч и возвращаются к своей команде
  • Но, ребята, космический корабль должен был построить Незнайка, а он как всегда что – то напутал.
  • Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

  • Давайте рассмотрим его чертежи. И построим космический корабль, но нужно быть предельно внимательными, какая- то деталь может оказаться лишней Воспитатель: Наш корабль готов, займите свои места.

  • Летит в космические дали

Наш космонавт вокруг Земли

Хоть в корабле малы окошки,

Все видит он как на ладошке.

  • Отгадайте дети, к какому космическому телу мы приближаемся:

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня….

  • А вот и Луна (рисунок на мольберте).
  • Ребята, кто-то,  что-нибудь знает про Луну?

  • Молодцы! Так, давайте, и мы немного погостим на Луне и поиграем в игру: «Похожие слова» (по командам)
  • Космос

  • Луна

  • Земля

  • Дети, слышите, посторонний звук? (барабанная дробь).
  • Это метеоритный дождь. Метеориты могут пробить обшивку нашего корабля, нужно их уничтожить.

  • Ребята, скорее  садимся в космический корабль, отправляемся дальше.

  • А вот и спутник Марса - Деймос. Да тут целый зоопарк космических животных.

  • Я предлагаю каждому экипажу сфотографировать космическое животное и растение (придумать и нарисовать), а потом  рассказать, как питается это животное, как называется, где обитает. Назвать растение. Ну, а теперь мы отправляемся к следующему спутнику Марса.

  • Что вы видите в окна иллюминатора?
  • А какие бывают звезды по цвету?

  • Кто из вас знает, что такое звезды?
  • Красные звезды, какие?
  • Желтые?

  • Белые?
  • А самые горячие?

  • Вот перед нами Фобос. Это спутник Марса, чуть больше Деймоса.
  • Ребята, но  на борт нашего корабля пришла телеграмма - ребус, наверное, от инопланетян.

  • Молодцы, разгадали и спаслись! Я совсем забыла вам сказать, что в переводе с греческого языка названия спутников Марса переводятся как: «ужас» и «страх». Давайте не будем рисковать и лучше совершим посадку на Марс.  Марс – четвертая планета от Солнца.
  • Ребята, нас встречает местный житель- Марсианин. Он нас приветствует, и что - то хочет от нас узнать. Попробуем разобрать его слова.

Марсианин: Я, Марсианин, я вас приветствую Земляне. Я никогда не был на вашей планете. Расскажите мне о ней.

Марсианин: На нашей планете тоже есть вода, но ее очень мало. А можете вы рассказать о свойствах вашей воды.

  • Мы не только можем тебе рассказать, дорогой марсианин, о нашей воде, но и показать какая она может быть, У нас есть с собой запас воды (проходят в лабораторию, приготовленную заранее).
  • Вода - одно из удивительных и загадочных веществ на  Земле. Чтобы узнать о свойствах воды, я вам всем и нашему гостю предлагаю взять в руки стаканчик с водой, посмотреть на нее и рассказать, какая же вода?
  • А какой у нее запах?
  • А какая она на вкус.
  • Правильно, без запаха и вкуса, а что может помочь воде изменить или приобрести вкус?
  • Я приготовила для вас белый порошок. Возьмите его немножко и опустите в стакан с водой, размешайте. Попробуйте ее теперь на вкус, Какая теперь стала вода?

Марсианин: И у меня сладкая.

  • Что произошло с белым веществом?
  • А что произошло с водой?

Марсианин: У нее появился вкус.

  • Возьмите шарик, опустите в стакан, Что вы видите?
  • Значит, вода, какая?
  • А теперь я опускаю шарик в стакан с молоком. Видно шарик?
  • Это означает, что молоко какое?
  • А теперь подойдите к сосуду с водой. Опускаем предмет и посмотрим, виден он или нет? А как же, дети, нам сделать воду непрозрачной?

Марсианин: А можно мне сказать? Надо ее закрасить.

  • А как же нам это сделать, дети.
  • Ну, что, дорогой марсианин, узнал о свойствах нашей  земной воды?

Марсианин: наша марсианская вода не такая, вот прилечу к вам на Землю, и так же подробно расскажу о нашей воде.

  • Ну, что ж, нам пора возвращаться. Ждем тебя в гости. До свидания.
  • Ребята, занимайте места в ракете, пора возвращаться

Всего в Солнечной системе девять планет.

Наша планета называется Земля

Дети по очереди называют планеты. Предполагаемые ответы детей: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн

Рассматривают карту, рассуждают

Дети - командиры называют свое имя и фамилию

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня - космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным быть и ловким

  • Ждет нас быстрая ракета
  • Для полета на планету.
  • Отправляемся на Марс
  • Звезды в гости ждите нас.

Работа детей, согласно общего чертежа Незнайки. Дети из разных деталей выкладывают космический корабль, одну деталь убирают.

Предполагаемые ответы детей: это луна.

Рассказ ребенка 1 команды: Луна – это спутник Земли. Это маленькая планета. Там нет жизни, там одни камни.

Ребенок 2й команды: Луна как бы привязана к Земле и не может сама двигаться.

Там все предметы легкие. А еще на Луне уже побывали люди.

Дети называют слова:

Космический, Космодром, Космонавт

Луноход, Лунатик, Прилунился

Земной, Землянин, Подземный, Земляника

Дети пытаются мешочками с песком попасть по мячам, которые запускает помощник  воспитателя.

У детей должен быть четкий развернутый рассказ.

Рассказывают:

Мы видим звезды.

Звезды бывают красные, белые, желтые, голубые.

Это  шары из раскаленного газа, как наше солнце.

Холодные

Как наше Солнце – горячие.

Белые еще горячее.

А самые горячие – голубые!

Дети отгадывают ребус с запрещающими знаками: «Внимание! Посадка невозможна, спасайтесь!».

Наша планета Земля, это очень красивая планета, она третья от Солнца. Солнце обогревает нашу планету, оно ласковое, теплое весной и летом и холодное зимой. На планете есть воздух, суша и вода.

Чистая, прозрачная

(нюхают) Она без запаха.

(пробуют) Безвкусная.

Соль, сахар.

Сладкая, соленая (у всех по разному)

Рассуждают: оно растворилось.

Мы видим шарик, значит вода прозрачная

Шарик не видно, значит молоко не прозрачное.

Ответы детей и выполнение (надо капнуть немного краски)

Кончен путь. Приземлилась ракета,

Перед нами леса и поля…

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

  • Наше путешествие закончено. С какими свойствами воды вы познакомились?
  • А что вам запомнилось в нашем путешествии?
  • И мне понравилось, как слажено, дружно  работали оба экипажа.
  • Если вам понравилось путешествие, и вы рады, что снова вернулись на Землю, я предлагаю украсить наше дерево зелеными листочками, а если не совсем, то пусть ваши листочки будут – желтые.

Ответы детей

Украшение дерева листочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка Сценарий праздника "Шагаа-2019"

Этот материал предназначен для детей старшей и подготовительной группы для сохранения традиций и обычаев тувинцев-тоджинцев к празднованию Шагаа...

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Методическая разработка "Педагогическая находка". Участница конкурса "Воспитатель года -2019".

Содержание образовательной деятельности носит интегрированный характер, объединяет образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &laq...

Педагогическая находка к конкурсу "Воспитатель года\'2019"

Методическая разработка посвящена формированию звуковой культуры дошкольника. В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит общения с родителями. Следствием этого является плохая ...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА 2023

ООД по ОО Социально-коммуникативное развитие,  младшая группа....