«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» « Кто в муравейнике живёт?»
проект по окружающему миру

Мартын Наталья Викторовна
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» « Кто в муравейнике живёт?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-t_kto_v_muraveynike_zhivet.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

        

 «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

« Кто в муравейнике живёт?»

Вид проекта:   групповой (старшая подгруппа),  краткосрочный, исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта:  2 недели.

Образовательная область: познавательная  (экологическое воспитание)

Актуальность:

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обитатели природы. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют их в своей жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к жизни насекомых, но имеют недостаточно знаний. На участке нашего  детского сада в укромном местечке жили муравьи, у них был прекрасный муравейник. Дети проявляли интерес к жизни муравьёв, но, к сожалению, в разрушительном смысле. Часто на прогулке я  наблюдала поведение детей по отношению к насекомым -  одни дети топтали муравьёв ногами, другие  пугались и старались быстро их уничтожить. В итоге муравьи покинули свой дом.  В беседе детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудное и  у детей накопилось  много вопросов о жизни муравьёв, Нужны ли нам и природе муравьи? Какую пользу и вред они приносят? ответы на все эти вопросы мы вместе с детьми сталь искать в книгах, энциклопедиях.

Цель проекта:

Развивать познавательный интерес и  бережное отношение детей к представителям мира насекомых - муравьям.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей о живой природе, углубить и систематизировать знания и представления о муравьях.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к муравьям – как представителям мира насекомых.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности через экспериментирование, умение пользоваться разными источниками информации (книги, энциклопедии, Интернет, художественная и познавательная литература и др.) 

4. Развивать связную речь детей через заучивание и чтение стихотворений составление рассказов и пересказов.

В рамках работы над проектом я использовала:

- заучивание стихотворений;

-рассматривание картин, иллюстраций;

- подбор и просмотр презентаций по теме;

- чтение познавательных рассказов;

- игровая деятельность: дидактические и подвижные игры;

- домашнее творческое задание для детей и родителей.

Этапы проекта

 1 этап: Подготовительный

Мероприятия

Цель

1.«Круглый стол» с участием родителей.

Выявить, читают ли родители детям о природе, о насекомых? Что предпочитают слушать дети? Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта.

2. Подбор наглядно – демонстрационного материала и оборудования: иллюстрации, фотографии, художественную литературу.

Создать условия для реализации проекта. Пополнить библиотеку группы книгами о насекомых. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

3. Домашнее задание: Составление сказки о муравье.

Способствовать развитию связанной выразительной речи, фантазии.

2 этап: Основной

Мероприятия и содержание

Цели и задачи

1. Познавательное занятие «Наши друзья — муравьи». (Приложение 1)

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое

2. Д/упр., «Четвёртый лишний», «Помоги найти дорогу» (Приложение 2)

Развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления.

3.Физкультминутка «Дружные муравьи» (Приложение 3)

Упражнять в имитации движений, соответствующей тексту, развивать внимание.

4. Вечер загадок - отгадок.  (Приложение 4)

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать развитию кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес.

5. Исследование  муравья под микроскопом

Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. Дать детям обобщенное представление об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

6.Рисование «Муравьи».

Учить детей передавать характерные особенности муравья.

7. Чтение стихотворения «Муравьиный терем» Т. А. Шорыгина.

Чтение произведения В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Познакомить детей со стихотворением, вызвать желание его запомнить.

Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Воспитывать заботливое отношение к насекомым. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

8. Акция «Берегите муравья» (составление сказок о жизни насекомого)

Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта. Развивать творческую фантазию у детей.

9. Итоговое мероприятие развлекательный досуг «В гостях у Муравья - День рождения леса».(Приложение 5)

Формировать экологические знания у   детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.

3 этап: Заключительный

Мероприятия и содержание

Цели и задачи

1. Обработка и оформление материалов проекта.

Описание этапов проекта, оформление материалов проекта.

2. Анализ результатов проекта

Анализ уровня познавательного развития детей, их кругозора по теме проекта,  участия родителей в реализации проекта

Результаты работы над проектом

1. У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, питании.

2. У детей появились элементы осознанно-правильного отношения к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.

3. У детей появились навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, делиться информацией.

4. У детей стала более развитой связная речь: они научились составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, выразительно читать стихи.

Приложение № 1

«Наши друзья — муравьи».

Непосредственно образовательная деятельность для старшего дошкольного возраста. Экологическая тропа

Тема:

«Наши друзья – муравьи»

Цель:

Расширять представление дошкольников о насекомых (муравьях.)

Задачи:

• Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках, как представителям насекомых;

• Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

• Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе;

• Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

бумага, цветные карандаши, лупы, кусочки сахара, веточки или щепочки, картинка Мудрой совы.

Виды детской деятельности:

экспериментирование, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, коммуникативная, двигательная, игровая.

Место проведения:

экологическая тропинка.

Ход:

Ребята, сегодня Мудрая сова приглашает нас в очередное путешествие по нашей тропинке, а остановка у нас будет одна, а где догадайтесь, отгадав загадку Мудрой совы.

На полянке возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (муравейник)

- Рассказ воспитателя с элементами диалога (работа по картинкам)

Кто живет в муравейнике? Муравьиный дом большой и многоэтажный. Живут муравьи дружными семьями. В одном большом муравейнике жителей бывает столько, сколько людей в небольшом городе.

Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные комнаты.

Но мы с вами не можем всё это увидеть, потому что сверху муравьиный дом укрыт хвоинками плотно уложенными одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

Подойдите к муравейнику, посмотрите, сколько здесь муравьишек.

А какие приметы вы знаете? Действительно, если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде; если муравьи прячутся в свой дом – жди сильного ветра, дождя или грозы.

А какая погода будет у нас? (Да, хорошая, много муравьишек вокруг муравейника)

Наблюдение: Мудрая сова предлагает вам рассмотреть муравья через лупу. Какое у него туловище? (оно состоит из нескольких частей). Сколько лапок? (6 лап/ног) На голове у муравья маленькие усики, которыми они всё время шевелят, чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они так же трогают друг друга усиками, как будто здороваются. А на самом деле они узнают своих муравьев по запаху. Чужого муравья они выгоняют.

Посмотрите, кажется, что муравьи беспорядочно бегают, мечутся, суетятся. Но на самом деле они движутся по строго определенным постоянным дорогам. А как вы думаете, куда ходят муравьи?

Опыт. На пути следования цепочки муравьев положить маленькое препятствие – щепочку или веточку. Муравьи с упорством будут переползать её или огибать и возвращаться на свою тропинку.

Посмотрите на молодцов

Веселые и бойкие.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Муравьи очень трудолюбивые. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей.

Муравьи очень дружные, и своих в беде не бросают. В муравейниках существует строгое разделение профессий. Одни муравьи ухаживают за малышами – это няньки. Другие чистят помещение гнезда – это уборщики. Третьи – строители, они возводят стены и крышу «дома». Муравьи фуражиры – добытчики пищи, наблюдатели. Муравьи умеют подавать сигналы друг другу. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу, поднимается высоко на задних лапках и выпрыскивает жидкость – муравьиную кислоту.

Опыт. Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь, они любят сладкое. Муравьиные домики нельзя разорять, наступать на них, ведь муравьи оказывают большую пользу и природе и людям. Муравьи рыхлят почву, лечат деревья, поедая вредных насекомых, ими питаются птицы, медведи, лисы, птицы купаются в муравейнике, люди делают лекарства из муравьиной кислоты.

Рисование. Мудрая сова предлагает вам нарисовать муравьиную семью. (На пеньках лежать листы бумаги и карандаши, дети рисуют муравьев.)

Театрализованная деятельность.

И в заключение послушаем стихи про муравьёв, чтобы мы их хорошо запомнили. ( Читают дети старшей подгруппы)

Воспитатель:

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые старые пни,

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

1. В семье муравьиной есть мамы и папы

Не носят они украшенья и шляпы.

Немало в семье дочерей и сынишек,

Растут они в норах, средь хвои и шишек.

Их с раннего детства к труду приучают

И каждому с детства дела поручают.

2. Мы муравьишки – торопыжки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащим зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом.

3. Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

4. Я – охранник муравей.

От врагов, зверей, людей.

Защищаю общий дом.

Открываю двери днем.

А как солнышко уйдет

В дом никто уж не войдет.

5. На посту мы не едим,

За порядком мы следим

Будем входы сторожить,

Чтобы всем спокойно жить!

6. Мы личинок бережем,

От врагов их стережем,

Им создать комфорт сумеем,

Их на солнце выставляем,

С ними часто мы гуляем,

Если слишком жарко будет,

Наш подвал её остудит.

7. (вместе)

Не обижайте муравья, его обидеть просто,

Ведь муравьи они совсем,

Ну, очень маленького роста.

Ребята, давайте поблагодарим Мудрую сову за это путешествие. Мы узнали много интересного про наших друзей муравьишек.

Приложение № 2

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

 заяц, ёж, лиса, шмель;

 трясогузка, муравей, скворец, сорока;

 бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

 пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

 таракан, муха, пчела, майский жук;

 стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

«Игра в слова»

 Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью.

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:  Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тля, вредитель, кислота, соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, семья, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

Приложение № 3

Физкультминутка «Дружные муравьи»

От друзей муравьишка отстал, (прижимаем ладони к щекам, качаем головой).

Ой-ой-ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай-ай-ай!

В муравейник скорей побежал, (бег на месте).

Топ-топ-топ!

Но друзей он своих не догнал, (прижимаем ладони к щекам, качаем головой).

Ой-ой-ой!

Ну а солнце за лес уж зашло, (присели).

Ох-ох-ох!

Стало страшно и очень темно, (обхватили себя руками).

Ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли, (берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз).

Да-да-да!

Муравьишку домой принесли,

Да-да-да!

Приложение № 4

Примета о муравьях:

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

 Пословицы и поговорки про муравьёв:

Муравью роса – ливень.

Самую злую змею может одолеть куча муравьев.

На муравейнике долго не усидишь.

Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.

Муравей не по себе ношу тащит,
да никто спасибо не скажет,
а пчела по искорке носит,
да людям угождает.

Спотыкаются не о гору, а о муравейник.

Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности.

Загадки о муравьях:

Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

Я работаю в артели.У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравьи)

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может …
(Муравей)

На поляне возле елок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравейник) 

Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.   
( Муравейник ) 

Побежали по дорожке
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках , посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей ... .
(Муравья) 

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)

В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий.Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи и муравейник)

За пнем бугорок, а в нем – городок.
(Муравейник) 

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга
…(муравей.)

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник…
(муравей.) 

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи
Дружно строят
… (Муравьи).
 Под сосной - Гора.
В Горе - мастера.
Из травинок и иголок
Под сосной построен Город.
(Муравейник.)

Приложение № 5

День рождения леса. В гостях у муравья.

Развлечение для детей разновозрастной группы.

Развлечению предшествует работа в течение первых дней осени.

За несколько дней до праздника дети и воспитатель находят письмо от лесного гномика, вот что он написал: «Дорогие ребята! Скоро день рождения леса. Я знаю то лесных обитателей, что вы его большие друзья. И лес будет рад видеть вас у себя в гостях. О дне рождения леса вам сообщат мои птицы – гонцы».

В назначенный день воспитатели обращают внимание детей на звонко поющих птиц, говоря, что это птицы-гонцы. Дети с подарками – воздушными шарами, разноцветными лентами отправляются на лесную полянку. На опушке леса, на пеньке сидит Гном. Увидев детей Гном, улыбается и идёт навстречу.

Гном:

Долго вас, я дети, ждал

И чуть-чуть не задремал,

Проводить вас на полянку

Добрый лес мне наказал.

По тропиночке пойдём,

Песню звонкую споём.

(Ребята идут по лесной тропинке, исполняя песню «Если с другом вышел в путь».)

Гном:  Хорошую песню вы подарили лесу, звонкую, весёлую. Лес любит песни, потому что он очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу,

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Дети прислушиваются к лесным звукам, делятся впечатлениями.

Гном: Дальше по тропиночке пойдём, много интересного найдём, но, наверное, я заблудился.

По дороге встречается Муравей:

Здравствуйте дети, вы заблудились? Я вам подарю волшебный клубок, но сначала вы отгадаете лесные загадки, и скажете какие пословицы, вы знаете про нас - муравьёв.

Муравью роса – ливень.

Самую злую змею может одолеть куча муравьев.

На муравейнике долго не усидишь.

Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.

Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
                                     
(Муравьи)

За пнем бугорок, а в нем – городок.
                                   
(Муравейник)

На поляне возле елок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
                                 
(Муравейник)

Муравей: Ой, какие вы молодцы, а что это у вас за шарики разноцветные в руках.

Дети: Это мы принесли подарки на День рождения леса, но заблудились.

Муравей: А вот вам ниточка от клубочка, она вас приведёт на праздничную полянку.

Гном и дети замечают нитку на ветвях деревьев, и держась за неё выходят к полянке. Ребята рассаживаются на пенёчках.

Гном: Давайте поздравим лес с праздником и подарим подарки.

Дети развешивают шарики и ленточки на веточки. И все дружно исполняют « Каравай».

Муравей: Ребята, какие вы молодцы, что пришли на праздник. Лес большой друг не только человеку, но и зверям и птицам, и насекомым. Для нас он родной дом и кормилец. И наша главная забота – сохранить и уберечь этот дом. А сейчас я проверю, как вы знаете лесных жителей. Какие деревья растут на поляне?

Дети: Берёза, осина, ель.

Проводятся игры «Найди дерево по листочку», «Собери осенний ковёр».

Гном: Спасибо, ребята, что вы пришли к нам на праздник, примите наше лесное угощение, (Гном и муравей дарят корзинку с фруктами) и на прощание мы вам скажем такие слова:

Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство всей нашей страны:

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтёшь,

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Литература и информационные ресурсы:

Л. Н. Толстой «О муравьях»

В.Бианки « Как муравьишка домой спешил»

А.Тамбиев «Кто в муравейнике живёт?»

http://www.maam.ru/users/ybrjkftdyf56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.2. Осознание детьми экологических зависимост...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Одуванчик»

Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, эколо...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Волшебница вода»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Волшебница вода»Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образовательно-творческий.Продолж...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Комнатные растения – наши друзья»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения – наши друзья »Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образоват...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» Название проекта: «Сад чудес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области     Ном...