Мастер-класс
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Бальзинский детский сад «Василек»
Мастер-класс на конкурс:
«Воспитатель года»
Тема: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Воспитатель: Лысенко Лариса Павлвна
с. Бальзино
2019г
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников», как средство успешного развития любознательности детей
Цель:
Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов: стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.
Ход мастера - класса:
Воспитатель: Добрый день всем членам жюри! участникам конкурса, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность дошкольников». К мастеру-классу подойдет любая другая тема относящаяся приблизительно к данной. Например: « занимательные опыты» или «детское экспериментирование».
Воспитатель: Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника, а также достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Ребенок очень любознателен. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с
ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
(Приглашаются 3 коллеги из зала).
Вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
- У меня необычная коробочка, здесь находятся для вас задания о свойствах воды, которые мы попробуем подтвердить опытами.
Прошу (подаю коробочку) возьмите пожалуйста первую карточку с заданием.
- Опыт «Без запаха и без вкуса»
-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство воды:
Коллега: добавьте в стаканчик с водой соль или сахара по желанию. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала соленая). Мы изменили вкус воды.
Воспитатель : вывод..
Коллега: вода не имеет вкуса.
Воспитатель: - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является еще и растворителем.
Воспитатель : понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Теперь добавьте в воду лимон, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?
Коллега: вода изменила запах, пахнет лимоном.
Воспитатель: вывод…
Коллега: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Следующее задание
- Опыт «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»
-Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:
Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.
- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).
Воспитатель: -- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода - прозрачное, бесцветное вещество.
Воспитатель: вывод….
Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Следующее задание:
3. Опыт «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство?
Коллега: (если затрудняются) вода, сосуды разной формы, резиновая перчатка.
Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?
Коллеги: - нет
Воспитатель: Как это проверить?
Коллеги: - заполнить сосуды водой
Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем.
- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (воронкой)
(при этом повторяя термины: широкий, узкий)
Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)
Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
4.Опыт:
Опыт называется «Пузырьки спасатели».
- Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство.
Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином.
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод: ……………
Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
5.Опыт: «Смешной фокус».
Воспитатель: Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в цветную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и вода становится цветной!
вывод….
Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома.
Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
-Я благодарю вас за прекрасную работу.
Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Воспитатель: Благодарю за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_i_eksperimenty_dlya_detey.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».
Цель: Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи: Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Правила техники безопасности при проведении опытов. . Аккуратно пользоваться с емкостью для воды . Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе Не пробовать на вкус вещества Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента. При разбавлении кислот (уксуса) подходить к столу нельзя. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
Опыт 1. «Вода прозрачная, без запаха и вкуса. »
Опыт 2 . «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»
Опыт 3. «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Опыт 4 . «Пузырьки спасатели». Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Обратите внимание на стакан с обычной водой. И на стакан с газированной водой. Вывод….
Опыт 5 «Смешной фокус». . Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. В нужный момент встряхиваем банку с водой и вода становится цветной! вывод ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...