Мастер-класс
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лысенко Лариса Павловна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Бальзинский детский сад «Василек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс на конкурс:

«Воспитатель года»

Тема: «Исследовательская деятельность дошкольников»

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

                                  

                                               

 

 

 

Воспитатель: Лысенко Лариса Павлвна                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Бальзино

2019г

 

 

 

 

Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников», как средство успешного развития любознательности детей

 

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. 

Задачи:

Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

 Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно-             исследовательской деятельности у дошкольников.

Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат:  Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.                                              

Материалы для игр – экспериментов:  стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.

                                     

                                                Ход мастера - класса:

Воспитатель:  Добрый день всем членам жюри!  участникам конкурса,  кто находится в этом зале!

Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность дошкольников». К мастеру-классу подойдет любая другая тема относящаяся приблизительно к данной.  Например: « занимательные опыты» или  «детское экспериментирование».

 

Воспитатель:  Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника, а также достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

 

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

 

 

 Китайская пословица гласит:

 

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму»

 

Ребенок очень любознателен. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с

 

ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности.

 

Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.

Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.

 

 (Приглашаются 3 коллеги из зала).

 

Вспомним правила  техники безопасности при  проведении опытов.

 

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

 

- У меня необычная коробочка, здесь находятся для вас задания о свойствах  воды, которые мы попробуем подтвердить опытами.

  Прошу  (подаю коробочку) возьмите пожалуйста  первую карточку с заданием.

 

 

  1. Опыт «Без запаха и без вкуса»

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать это  свойство воды:

Коллега: добавьте в стаканчик с водой  соль или сахара по желанию. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала соленая). Мы изменили вкус воды.

Воспитатель : вывод..

Коллега: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является  еще и растворителем.

Воспитатель : понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Теперь добавьте в воду лимон, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?

Коллега:  вода изменила запах, пахнет лимоном.

 

Воспитатель: вывод…

Коллега:   вода не имеет запаха.

 Воспитатель: Следующее задание

  1. Опыт «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из  воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: -- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода -  прозрачное, бесцветное вещество.

 Воспитатель: вывод….

Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Следующее задание:

3. Опыт «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство?

Коллега: (если затрудняются) водасосуды разной формы, резиновая перчатка.

Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?  

Коллеги: - нет

Воспитатель: Как это проверить? 

Коллеги: - заполнить сосуды водой

Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем.

- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?  (воронкой)

(при этом повторяя термины: широкий, узкий)

Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)

Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

 

4.Опыт:

 Опыт называется «Пузырьки спасатели».

- Помогите мне пожалуйста.

 

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство.

   Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

 Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

 Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод:  ……………

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

 

5.Опыт: «Смешной фокус».

Воспитатель:  Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в цветную!

Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.

В нужный момент встряхиваем банку с водой и вода становится цветной!

 вывод….

 

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома.

Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

 

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

  Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

  Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

  Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

 

Воспитатель: Благодарю за внимание.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opyty_i_eksperimenty_dlya_detey.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

Слайд 3

Цель: Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Слайд 4

Задачи: Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Слайд 5

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Слайд 6

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Слайд 7

Правила техники безопасности при проведении опытов. . Аккуратно пользоваться с емкостью для воды . Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе Не пробовать на вкус вещества Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента. При разбавлении кислот (уксуса) подходить к столу нельзя. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.

Слайд 8

Опыт 1. «Вода прозрачная, без запаха и вкуса. »

Слайд 9

Опыт 2 . «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»

Слайд 10

Опыт 3. «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Слайд 11

Опыт 4 . «Пузырьки спасатели». Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Обратите внимание на стакан с обычной водой. И на стакан с газированной водой. Вывод….

Слайд 12

Опыт 5 «Смешной фокус». . Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. В нужный момент встряхиваем банку с водой и вода становится цветной! вывод ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...