Проектный метод
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материа поможет воспитателям организовать работу с детьми 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_v_poznavatelnoy_deyatelnosti_vospitannikov_konferentsiya.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-практическая конференция
для педагогических работников
«Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования»
Практикум:
«Возможности экономического воспитания дошкольников
через реализацию программы «Тропинка в экономику»
Жумабаева Галина Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №55» ЭМР Саратовской области
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте стало вполне возможным знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Для воспитания будущих экономистов в программе «Тропинки» предусмотрена реализация парциальной программы «Тропинка в экономику.» А. Шатовой для детей 5-7 лет.
Цель реализации данного комплекта - помочь детям 5-7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудится и честно зарабатывать деньги; осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от его качества"; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономической деятельности - бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
С чего начинаются экономические знания дошкольников? В нашем случае оказалось, что со сказки в детском саду...
Несомненно, настоящая сказка может творить чудеса. В нашем же случае сказка дала старт педагогическому проекту «Играем в экономику». Так замысловатый сюжет «Денежной сказки», которую мы однажды прочитали с детьми старшей группы, поразил своей доступностью приобщения к истокам экономики, где через художественное слово мы с детьми познакомились со многими экономическими понятиями: банк, терминал, валюта, вклад, банкомат. Позднее в процессе обсуждения сказки от детей прозвучал лишь один вопрос: «Что такое деньги?». Так родился проект, где для детей его целью стало превращение сказки в игру, а для нас - формирование базисных понятий экономики и познавательного развития детей.
Как оказалось, зачастую у детей складываются неправильные представления о понятии «деньги», об их назначении и источнике их происхождения. А нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой в целом, её сложными понятиями и явлениями? Может стоит дождаться, когда ребенок повзрослеет и сам начнет во всем понимать смысл? Поначалу этот вопрос препятствовал в реализации нашего проекта. Безусловно есть определённый период, когда ребёнку становится интересен мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка - это старший возраст. Ведущим социальным институтом в решении задач экономического воспитания дошкольников конечно же выступает семья. Зная реальную жизнь каждого ребёнка в семье, мы можем помочь детям понять, почему в каждой семье есть свои возможности и научить ценить окружающий предметный мир как результат труда людей. И только во взаимодействии с семьёй мы достигли поставленной цели.
В ходе проекта мы выделили перед собой следующие задачи:
-познакомить детей с простейшими экономическими понятиями,
-развить разумные потребности и правильное поведение детей в реальных жизненных ситуациях,
-расширить педагогическое просвещение родителей по вопросам экономического воспитания дошкольников,
-понять ценность окружающего предметного мира, уважая людей и результат их труда.
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
После возникновения и обсуждения проблемного вопроса дошкольники пришли к выводу, что необходимо организовать сбор различной информации о деньгах, причем лучше всего сделать это дома с родителями. Так в нашей группе появился альбом с различной экономической информацией и коллекция монет. Дети с большим интересом знакомились с деньгами разных стран, много узнали об культурно-исторической стороне денег, об их художественном оформлении, как деньги можно различать, и почему каждая страна имеет свои деньги.
В группе знакомство с понятием «деньги» также осуществлялось по логической цепочке:
-что такое деньги?
-от куда деньги берутся?
-зачем они нужны людям?
-и как можно стать богатым?
Ведущей нравственной идей, которой я руководствовалась, работая с детьми по данной теме – это искренняя попытка помочь детям понять, что деньги нельзя красть и выпрашивать. Деньги просто так никто никому не даёт. Вот здесь интересы детей разделились: одним стала интересна вся материальная сторона, а другим лишь поверхностное понимание изучаемой проблемы. Созданные игровые проблемные ситуации и проведение познавательных бесед помогли детям в определении денежного смысла и в формировании стремления к самостоятельному созиданию. В результате в группе была организована выставка детских работ. Выставку посетили воспитанники параллельной группы. Юные экономисты представили свои работы и рассказали о происхождении денег и их рациональном использовании в реальной жизни.
Работа над проектом очень увлекла детей и с подвигла нас к усовершенствованию предметно-развивающей среды в группе. Мы решили с детьми сделать свой банкомат в группу, дети принесли старые банковские карты и стали использовать их в сюжетно-ролевой игре. Позже были также изготовлены дополнительные атрибуты для игры в банк (касса, костюмы монет, деньги, кейс для банкира). В какой-то момент дети предложили обыграть сюжет «Денежной сказки».
По итогам проекта также была проведена эрудированная игра для детей «Монетный двор», где дети закрепили все полученные знания и попытались найти решения экономических проблем в командном состязании.
Данный проект также позволил удивить родителей активностью детей в вопросах экономического развития. Многие родители отметили, что после проекта дети изменили свое отношение в бытовых делах, изменили свое поведение и стали рационально воспринимать многие ситуации, кусающие экономических понятий. Некоторые дома завели копилки.
Полученный результат –это результат проведенных комплексных мероприятий, начиная от организованных занятий по познавательному развитию дошкольников и организованной также индивидуальной работы с детьми, заканчивая проведением дидактических игр и сюжетных игровых ситуаций.
Таким образом, обоснованные положительные изменения, которые произошли в ходе реализации проекта, позволяют нам признать проведение педагогической работы достаточно успешной, а эффективность предложенных педагогических условий развития экономических знаний детей и познавательного развития детей в условиях ДОУ подтвержденной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...