Времена года
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в средней группе.
Тема: «Времена года».
Цели: Расширение представлений детей о временах года, закрепление знаний о перелетных птицах, закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- формировать знания о диких животных
- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
- учить воспринимать красоту природы;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
2 . Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы .
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовольствие от игр.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Используемые методы:
1. Словесные: загадывание загадок, беседа, логические вопросы.
2. Практические: Дидактические игры «Отгадай кто?», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», Физкультминутка «Зайцы».
3. Наглядные: четыре коллажа, фотографии животных и птиц, игрушка ёжик, муляжи овощей, мешочек.
Предварительная работа:
Наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», дидактические игры, рассматривание картин, календарей, иллюстраций, изобразительная деятельность, изготовление поделок из природного материала, изготовление кормушек для птиц с родителями
План проведения: Под музыку Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
Дети: (отвечают)
Звучит музыка Чайковского П. И. «Времена года», дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей платком.
Звучит музыка «Звуки природы. Вьюга» Платок убирается.
Воспитатель: вот ребята мы и очутились в стране времен года.
Воспитатель подводит детей к декорациям зимы и загадывает загадку.
Воспитатель: «Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки.
Радость детям подарило
И на санках прокатило» (Зима)
Воспитатель: Ребята давайте скажем, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Что происходит зимой? (ответы детей)
Воспитатель: пока в стране времен года мы познакомились только с одним временем года, с зимой, но наше путешествие продолжается.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года
Воспитатель загадывает загадку
Воспитатель: «Рыхлый снег на солнце таит
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла…» (Весна) (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну (ответы детей)
Воспитатель: ребята давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Отгадай кто – это?»
Я буду описывать животных, а вы должны отгадать о ком идет речь и найти
их на картине, Дидактическая игра «Отгадай кто это? »
Цель игры: найти животное по описанию.
Игровое действие: поиск дикого животного.
Правило: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя выслушав его описание.
Оборудование: на коллаже «леса» расставлены дикие животные (лиса, волк, белка, заяц, лось).
Ход игры: воспитатель рассказывает, о каком-нибудь диком животном описывает его характерные черты, и повадки, а затем предлагает ребенку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных. Проводится игра.
Воспитатель: молодцы ребята. А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно возвращение перелетных птиц! А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете перелетных птиц? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Парные картинки».
Дидактическая игра «Парные картинки»
Цель игры: закрепить знание о перелетных птицах умение их различать и называть
Игровое действие: найти картинку с нужными птицами, сравнивания её со своей картинкой, полученной от воспитателя.
Оборудование: набор парных картинок с изображением перелетных птиц (зяблики, скворцы, ласточки, грачи, утки, журавли).
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображениями перелетных птиц, а дети по очереди называют свою птицу, которая у них в руках и ищут её пару на коллаже.
Воспитатель: Представляете, птицы потерялись и не могут найти свою пару. Нужно им помочь.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра? (ответы детей)
Воспитатель: Весне радуются не только птицы, но и звери, насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся
Проводится физкультминутка «Зайцы»
Воспитатель:
Скачут, скачу во лесочке
Зайцы серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Дети повторяют движения за воспитателем
Звучит музыка «Звуки природы. Пение птиц»
Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.
Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: «Солнце подпекает
Цветы расцветают
Ягоды поспевают
Когда это бывает?» (Лето) (ответы детей)
Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами. Давайте с вами немного поиграем. Вы поочередно должны опустить руку в мешочек, затем не доставая овоща, а только на ощупь, должны его угадать.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель игры: развитие воображение и мелкой моторики у детей.
Игровое действие: Угадывание овощей.
Оборудование: муляжи овощей, волшебный мешочек.
Ход игры: ребенок должен опустить руку в мешочек, нащупать какой-нибудь один овощ и не вытаскивая руки попытаться определить что это. Игра повторяется пока не угадают все овощи в мешочке.
Проводится игра.
Воспитатель: А теперь отправляемся дальше.
Дети и воспитатель подходит к четвертому коллажу, который отвернут.
Воспитатель достает ёжика спрашивает у него что случилось и подносит его к уху.
Воспитатель: Ребята, ёжик рассказал мне, что волшебница этой страны заколдовала осень, чтоб никогда не кончалось лето. И если мы им не поможем, то страна «Времен года» исчезнет.
Для этого Вы как можно больше должны вспомнить об осени. Её характерные приметы. (Дети называют приметы)
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Коллаж поворачивается – осень возвращается.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы спасли страну «Времен года». Да совсем забыла, вам ёжик передал большое спасибо и вот эту корзинку с вкусными грибочками.
Итог занятия:
Воспитатель: В какие времена года мы сегодня путешествовали? (ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (ответы детей)
Воспитатель: Что вам особенно понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал (Времена года, время суток)
"Времена года", "Время суток"...
Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Наглядное пособие Времена года, время
Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...
Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»
Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...