Познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познавательно-исследовательская деятельность
Образовательная ситуация для средней группы
Тема: «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность
Образовательная ситуация для средней группы
Тема: «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»
Задачи:
- Создать условия для приобретения опыта:
- развития умения определять и различать зимующих птиц по характерным особенностям: внешний вид, поведение;
- развития умения работать с моделями, выявлять причинно-следственные связи (питание птиц);
- развития умения взаимодействовать в парах;
- расширения словарного запаса по теме.
- Создать условия для:
- развития представлений о понятии «зимующие» птицы;
- развития представлений о видах питания зимующих птиц.
- Создать условия для воспитания заботливого и доброжелательного отношения к зимующим птицам
Ход образовательной ситуации
- Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивация детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
«На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.»
- Так кто же написал письмо? (Птицы.)
- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
- Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания о зимующих птицах.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Каких зимующих птиц, вы знаете?
- Сегодня, как вы догадались, мы будем знакомиться с зимующими птицами.
- Для этого нам нужно разделиться на пары. (По симпатии)
- Я буду загадывать загадку про зимующую птицу, та пара, которая угадывает птицу, про неё и рассказывает. Согласны?
- Загадки: 1. «Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
- Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый…» (Воробей)
- 2. «Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.»
- 3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...»
(Снегири)
- 4.«Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.» (Синица)
- 5. Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
( Сорока)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления об образе жизни зимующих птиц (питание и др.);
2) формировать опыт под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, как будем описывать птиц? С чего начнём?
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактические задачи:
1) формировать представление об образе жизни зимующих птиц;
2) познакомить с моделью описания зимующих птиц.
- Составим с вами план, по которому каждая пара будет описывать свою птицу. (Составление модели описания зимующей птицы: окрас, размер, клюв, когти, питание, повадки.)
Дети в паре самостоятельно по моделям описывают птицу.
- Воспитатель дополняет ответы детей.
1.Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются крошками и зернышками.
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
2. Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон, всегда выполняет роль сторожа, предупреждая, остальных об опасности. Питаются очистками и остатками пищи
3.Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
4. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Любят есть кусочки сала.
5.Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Питаются остатками пищи человека.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Дидактическая задача: умение применять получение представления самостоятельно.
- Устали немножко отдохнём. Физкультминутка
- «Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.»
- Отдохнули, давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрим, кто, чем питается.
(Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.)
- Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На мольберте -5 -6 картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
6. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Птицы нам приносят пользу. Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
«Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.»
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....