"Наш Коста"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Наш Коста»
Задачи:
- прививать любовь к творчеству К. Л. Хетагурова;
- воспитывать уважение к нему;
- развивать у детей внимание, любознательность, память;
- пробуждать у детей желание говорить на родном языке;
- развивать познавательные и языковые способности детей.
Предварительная работа: - беседы на тему: «село Нар»; «Родители Коста»;
- разучивание стихотворений, пословиц;
- рассматривание картин: «Горянка, идущая за водой», «Дети каменщики».
Материал и оборудование: - ИКТ презентация: К. Л. Хетагуров;
- ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска;
- стенд «Наш Коста»;
- наборы геометрических фигур с осетинским орнаментом;
- осетинская гармошка.
Ход занятия
Воспитатель: Абон нӕм уазджытӕ ӕрбацыдысты, ӕмӕ сын салам раттӕм. (Дети, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем).
Дети: Уӕ райсом хорз!
Психогимнастика: Кӕрӕдзийы къухтӕ райсӕм
Кӕрӕдзимӕ бакӕсӕм
Кӕрӕдзимӕ бахудӕм
Ӕмӕ нӕ мидбылхудт
Балӕвар кӕнӕм нӕ уазджытӕн.
Воспитатель: Ребята, несколько дней назад, 15 октября в нашей Осетии отмечали день рождения К. Л. Хетагурова.
- Чи уыдис Къоста?
Дети: Ирон поэт ӕмӕ нывгӕнӕг. (Осетинский поэт и художник).
Воспитатель: Много лет прошло со дня рождения Коста. Но стихотворения и песни, которые написал Коста, живут сегодня и дальше будут жить.
Сывӕллӕттӕ, радзурӕм ӕмдзӕвгӕтӕ Къостайы тыххӕй.
Стихи Дети: 1. Нӕ Иры фӕсивӕд!
Къостайыл ныззарӕм,
Ирон лӕг кӕй уарзы фылдӕр?
На хуыздӕр ныхӕстӕй йӕ хорз ном ыссарӕм,
Уый махӕн ӕгас у ныр дӕр.
2. Коста вершин, Коста долин
Неповторимый осетин
Все выше мужество и честь
Что были, будут в нас и есть!
3. Опять послышался Коста
Со строк из ветхого листа.
Из книги книг «Ирон фндыр»
Юнцом зачитанной до дыр.
Воспитатель: Кӕм райгуырдис Къоста? (где родился К. Хетагуров?
Дети: Нары хъӕуы. (К. Хетагуров родился в селение Нар Северной Осетии).
Воспитатель: Где расположено это село?
Дети: Хӕхты. (Высоко в горах).
Воспитатель: Оно расположено на скалистом выступе и окружено белоснежными вершинами и альпийскими лугами.
Воспитатель: Къостайы фыд чи уыдис? (Кем был отец К. Хетагурова)
Дети: Отец Коста был военным и служил в Царской армии.
Воспитатель: Коста всегда отзывался о нем с большой теплотой и любовью. Мама же Коста умерла рано, он её не помнил, но ему не хватало в жизни материнской любви. Коста часто спрашивал как выглядела его мать, какой характер у нее был.
Воспитатель: Что сделал К. Хетагуров, когда стал художником?
Дети: Когда К. Хетагуров стал художником, он нарисовал ее портрет.
Воспитатель: В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогала ему писать много стихов и картин. В одной из песен, посвященной К. Хетагурову есть такие слова:
«… В детстве ходил в пастухах
Сердце оставил в горах
Птичий язык понимал
Песни ручьям напевал…»
Воспитатель: Цавӕр афӕдзы афон райгуырдис поэт? (Дети, а вы знаете, в какое время года родился поэт)
Дети: Фӕззӕджы. (Осенью).
Воспитатель: Тынг раст! Къоста райгуырдис фӕззӕджы. Правильно осенью.
Фӕззӕджы тыххӕй ӕмдзӕвгӕ радзурӕм, Къоста кӕй ныффыста. (Давайте расскажем стихотворение про осень, которое написал Коста):
«Осень»
Желтеют, темнеют трава и кусты,
На скатах щербатых туманы густы.
Вот сжали, убрали мы хлеб наконец;
Колотят, молотят , стричь будут овец.
Садами, стадами и хлебом полна,
О, как ты богата, родная страна!
Коста писал много стихов и на осетинском языке, давайте их вспомним.
Къоста тынг бир уарзта сывӕллӕтты, ныффыста сын бирӕ ӕмдзвгӕтӕ.
« Гино»
«Гино». Гино, гино, гис!
Иу гӕды нӕм ис,
Хъарм фӕлмӕн кӕрц дары
Къонайыл хуыссы,
Аргъӕутӕ мысы,
Хъал зӕрдӕйӕ зары.
«Фыдуаг»
О, цъиусур, ма мӕм дзур!
О, рувас, ма мӕм уас!
– Хуысгӕ ма кӕнын.
О, цӕргӕс, ма мӕм кӕс
О,тӕрхъус, ма мӕм хъус!
– Кӕрдзыныл кӕуын!
«Уасӕг».
О, уасӕг, уасӕг,
Сызгъӕрин къоппа!
О, уасӕг, уасӕг,
Сырхзӕлдаг боцъо!
Куыд раджы фестыс,
Куыд хъӕрӕй зарыс?
Нӕ буц лӕппуйы
Хуыссын нӕ уадзыс!
Воспитатель: В детстве Коста играл в разные игры. Цы хьазт уарзта Къоста? (Самая любимая какая была?)
Дети: Игра «Чепена».
Воспитатель: Фӕнды у ахъазын? (вы бы хотели поиграть в эту игру)
Дети: Да. (играют под осетинскую гармошку).
Воспитатель: Уӕд ахъазӕм Чепенайӕ.
Воспитатель: Коста Леванович Хетагуров очень любил не только свою маленькую Осетию, но и любил свой народ. Поэт беседовал с горцами; наблюдая быт и жизнь народа, он записывал народные песни, собирал пословицы и поговорки. Ребята, о чем были пословицы Коста Левановича Хетагурова?
Дети: О дружбе, честности, доброте, о Родине.
Воспитатель: Раст зӕгъут ӕмӕ цавӕр ӕмбисӕндтӕ зонут?
Пословицы: 1. Кӕд дӕ ирон уӕд де взаг зон.
2. Мады рӕвдыдӕй адджындӕр ницы ис.
3. Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.
4. Хӕфсӕн йӕ лӕппын – хуры тын.
5. Без людей не проживешь.
6. Воду пьют, начиная с младшего.
7. Выше правды нет ничего на свете.
Воспитатель: Тынг хорз!
Воспитатель: Почему народ Осетии так сильно любит Коста?
Потому, что так же беззаветно Коста любил свою родину, но больше всего он любил свой бедный народ. Он не только писал о народе, но и рисовал. Наблюдал за жизнью своего народа, и увиденное переносил на бумагу.
Воспитатель: Бакӕсут нывмӕ. Дети, посмотрите (воспитатель показывает на картины Коста, вот картина «Горянка идущая за водой». (Дети рассматривают и рассказывают). На ней художник изображает тяжёлый труд женщины-горянки. Вон, далеко внизу речка, откуда ей нужно принести воду. Рядом идет ее сын, босиком.
Посмотрите на другую картину «Дети каменщики». Она изображает мальчиков-горцев на дороге. Они уже в таком возрасте работали, но не могли учиться. Тяжёлым трудом зарабатывают себе мальчики на чёрствый хлеб-чурек. Старший мальчишка тяжёлым молотом бьёт щебень, другой мальчуган смотрит на него большими печальными глазами в ожидании лучшей доли. При жизни поэта, народ жил бедно. Посмотрите на одежду детей, она грязная и оборванная, ноги босые. Но, на лице мальчика улыбка, глаза ясные, в надежде на радостное будущее.
Воспитатель: Дети, вы теперь знаете, что Коста Хетагуров был не только поэтом, но и художником, писал портреты, рисовал природу.
(Обращает внимание на столы, где лежит осетинский орнамент)
Ацы стъолыл цы ис? (Что лежит на столе)
Дети: Осетинский орнамент.
Воспитатель: А какого происхождения бывает осетинский орнамент?
Дети: животного-рога, курья ножка; растительного - листья, цветы; геометрического- круг, треугольник.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю стать юными художниками и выбрать себе по одному орнаменту. Рассаживайтесь по удобному. У вас на столах в коробках лежат части осетинского орнамента. Постарайтесь выложить осетинский орнамент по выбранному образцу.
Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику. А потом приступим к работе!
Пальчиковая гимнастика:
Ацы ӕнгуылдз мӕ фыд у,
Ацы ӕнгуылдз мӕ мад у,
Ацы ӕнгуылдз у ме ӕфсымӕр,
Ай та у мӕ хо.
Ацы ӕнгуылдз мӕхӕдӕг дӕн,
Йумӕ бинонтӕ ыстӕм
Хъӕлдзӕгӕй цӕрӕм!
Дидактическая игра: «Выложи правильно орнамент». (Дети работают, воспитатель ходит и следит за детьми, может спросить, что ребенок делает или что получилось).
Воспитатель: Народ Осетии гордится именем К. Хетагурова. Его имя навсегда останется в памяти народа. Сывӕллӕттӕ, Къостайы ном цы хӕссы? (Дети, что названо именем Коста в г. Владикавказе?)
Дети: Именем Коста названы проспект, улица, парк, театр, музей, осетинская школа и Северо- Осетинский Государственный Университет.
Воспитатель: Коста помимо, как рисовать, сочинять стихи, очень любил осетинскую музыку и танцы своего народа. Ни один праздник не обходился без танцев. Наши дети тоже умеют петь и танцевать.
Танец под песню «САБИТӔ» (один ребенок поет, двое танцуют).
Нӕ ахуыр кӕронмӕ ӕрхӕццӕ.
Нӕ уазджытӕн «Хӕрзбон» зӕгъӕм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе “Я И МОЁ ТЕЛО” (КОСТИ, СУСТАВЫ, ОРГАНЫ)
Серия занятий из серии "Я — человек" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИИспользуя программу ТРИЗ (автор идеи Г.С. Альтшуллер, дальнейшая разработка технологии М. Шустерман):Дать детям знания о человеческом орган...
Конспект НОД Знакомство старших дошкольников с Холмогорской резьбой по кости
Конспект НОД по знакомству старших дошкольников с Холмогорской резьбой, с одним из промыслов Севера, с родиной М.В. Ломоносова...
Интерактивные игры «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» "Витамины для костей"
Игра для интерактивной доски "Корзинка здоровья"...
Конспект НОД по речевому развитию "Наш Коста"
В конспекте говорится о творчестве известного осетинского писателя К.Л.Хетагурова....
Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Наш Коста» в старшей группе.
Коста Хетагуров - выдающийся осетинский писатель, поэт, художник, публицист. Его имя широко известно и любимо не только в Осетии, но и далеко за её пределами....
День рождения Коста Хетагурова
156 лет назад в селе Нар, что находится в одном из самых удивительных уголков Северной Осетии, у одного уважаемого человека – Хетагурова Левана, родился сын. Старейшины села дали ему имя Коста....
Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова "Наш Коста".
Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова...