Реализация проекта «СКАЗКОТЕКА», по ознакомлению детей с народными сказками своего региона, с помощью "Книги – Кейса".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «СКАЗКОТЕКА», ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ СВОЕГО РЕГИОНА, С ПОМОЩЬЮ «КНИГИ – КЕЙСА».
Цель проекта: ознакомление детей с национальными сказками своего региона; формирование у детей навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, через чтение.
Задачи:
1. Обогащать игровой опыт каждого ребёнка, путём знакомства со сказками разных этнокультурных народов севера.
2. Развивать интерес к игровому общению со сверстниками, через чтение.
3. Повысить речевую активность.
4. Создание новой предметно пространственной среды.
Чтение – это основа коммуникации! Оно должно быть направлено на практику общения и познания, развитие игровых, коммуникативных, художественных, социальных , языковых навыков саморегуляции.
Основная идея развитие общения и познания дошкольников можно выразить фразой: «Работаем мы по-новому, а общаемся и взаимодействуем – по-старому, но с учётом новых требований и использованием интересных технологий».
Проблема нашего поколения очень банальна, люди перестали читать книги. Рынок игрушек сейчас насыщен современными гаджетами, которые с удовольствием покупают родители. Телевизоры (планшеты?), компьютер нынче стали лучшими друзьями детей. В жизни взрослых книга перестаёт занимать особое место. Место близких начинают занимать виртуальные персонажи. Мы живем в поликультурном мире. Глобализация стирает не только границы между нациями и странами, но и между языками и культурами. Поколению Z грозит утрата национальной идентичности. Неспособность к самоидентификации чревата легкостью подчинения манипуляторам – с политическими и бизнес-целями. Поколение «Иванов – родства не помнящих» опасно и для себя (примитивизация, плоскостность сознания; стереотипы и клише вместо многогранной картины мира) и для развития своей нации и мира в целом.
Так же, одной из частой на сегодня проблемой является гиперопека. То есть родители не дают выбора детям проявлять себя в самостоятельных играх дома, проще дать ребёнку электронный гаджет и спокойно заниматься домашними делами, зная, что твоё чадо занят и ничего не натворит или не проявит самостоятельность в познании нового.
По сути детский сад стал одним из первых мест в нашей системе образования, где ребёнок может познакомиться с книгами, сказками, фольклором и т.д. более подробно и основательно. Я считаю, что привить любовь к книгам в большей степени возлагается на воспитателей д/ садов. Это и будет одной из ступенью решения данной проблемы.
Сейчас педагоги должны тоже соответствовать новому времени, уметь креативно мыслить. Интернет и гаджеты это реальность, которая должна быть инструментом к познанию нового, практикоориентированного подхода в образование.
Новизна данного проекта и оригинальный подход состоит в том, что и нам пора научиться договариваться с детьми! Потому что нам важно мотивировать детей, а не заставлять и не поучать! А что мотивирует лучше, чем самостоятельная деятельность? Дети дошкольного возраста должны играть! Интеллект игры – начинается с ситуации, мотивирующей к началу реализации новых подходов, методов и способов работы педагогов.
Из века в век, из поколения в поколении передаются сказки, где предки учат и передают свою мудрость, свои наставления и огромнейший опыт.
Общей чертой сказок является глубочайший смысл, заключенный между строк. Для ребенка сказка – это веселый и интересный рассказ, для взрослого текст, несущий моральные и нравственные подтексты.
В своей работе я разработала новый подход к ознакомлению со сказками. Сказку взяла народную, понятную детям дошкольного возраста, но с условием ознакомления детей с малыми народами нашего региона, народами севера.
Порядок работы:
- Собирала материалы, учитывая технологию проектного чтения.
У каждого текста есть свой читатель, так и при встрече с каждым читателем рождается новый смысл одного и того же текста.
- Разработала и выбрала план ознакомления в сказку:
1. Приглашение в сказку/до текстовая работа на догадку, самоориентацию читателя;
2. По дорожкам сказки/Работа с текстом, контекстами, интер - текстом на расширение понимания, здесь важно показать этнокультуру выбранного народа;
3. Лексические игры и задачки/работа со словом - тут подключается русский и национальный языки;
4. Игровая комната/ национальные подвижные игры по теме сказки;
5. Сказочная мастерская/поделки и раскраски по теме сказки в национальном стиле;
6. Окружающий мир/ мир нашего региона в связи с темой сказки;
7. Проектный или экспериментальный вкладыш - что на нем, это должно работать на прогресс, более старших читателей или родителей/педагогов.
В мастерской с поделками и раскрасками работаем в национальном стиле и технологиях, традиционных для региона. Всегда 2 варианта поделок и раскрасок – полегче и посложнее.
И всегда поделки даются не только текстом, но и с пошаговыми фотографиями .
Возвращаемся с детьми в реальность, чтобы понять – а зачем всё это, зачем сказка, чем она поможет нам здесь и сейчас. И опять по темам сказки, ее персонажам – проблемные задачи, ТРИЗ, игры – на совмещение сказочной и реальной действительности. Как живут персонажи сегодня, где мы с ними встречаемся, чем они питаются и с кем дружат или не дружат, зачем они нам и мы им… Здесь оптимально используем фото и иллюстрации к заданиям – из нашего региона.
Самое интересное – проектные и экспериментальные вкладыши. Тут – место для наших хобби, знаний и умений, компетенций и привязанностей. Но тоже в связи со сказкой и ее персонажами/событиями!
Экспериментальный вкладыш – например, если сказка о воде, то эксперименты с водой во всех ее состояниях, самые интересные, яркие и безопасные; если о хлебе – то выращивание зерна, выпечка булки, эксперименты с мукой … Все эксперименты с пошаговым описанием «в граммах» и фотографиями протекания экспериментальной деятельности!
Проектный вкладыш – это идеи по включению послесказочного опыта ребёнка в реальность. И подготовке его к самостоятельности в данной реальности.
Результат проекта: успешная личность глобального, поликультурного и скоростного 21 века – естественный билингв!
Структурированность
Ускоренная фильтрация информации
Переключаемость на всех уровнях
Поливариативность решений
Многоаспектность видения
Стрессоустойчивость
Креативность (НЕ синоним творчества)
Открытость новому
Способность к работе в интернациональной команде.
Тиражируемость: с данной разработкой участвую во Всероссийском проекте «СКАЗКОТЕКА: Сказки народов России – детям мира». Данный проект организован Международной сетевой лабораторией «Инновационных технологий в сфере поликультурного образования», проходящий с октября 2019 г по март 2020 года. Результатом проекта напечатанная, разработанная мной книга – кейс по Долганской народной сказке «Лиса- плутовка».
Познакомиться с Книгой – Кейсом можно по ссылке:
https://xn----7sbbbajhlzbxdbfu1ahcb0dl60a.xn--p1ai/kollegam/8248/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"
Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....
Занятие с родителями в рамках проекта "Сказкотека"
Совместное занятие с родителями в рамках проекта "Сказкотека"....
Занятие с детьми в рамках проекта "Сказкотека"
Занятие с детьми в рамках проекта "Сказкотека"...
Международный проект «СКАЗКОТЕКА»
В презентации содержится описание апробационной работы по международному проекту "Сказкотека"...
Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...
Презентация выступления по работе с книгой - кейсом "Сказкотека: Лиса - плутовка".
Презентация выступления в МБУ "Библиотеке им. Маяковского" по теме "Методика работы с текстом - авторский кейс"....
Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»
Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-narodnaja-...