Теоретический семинар: «Экологические знания первые представления о мире»
методическая разработка по окружающему миру по теме
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологического
сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_seminar.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар:
«Экологические знания первые представления о мире»
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологического
сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:
*воспитание любви к природе через прямое общение с ней , восприятие её красоты и многообразия;
*формирование знаний о природе;
*развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
Дошкольный возраст –самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста не являются самоцелью. Они- необходимое условие выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.
Цель работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей на единых подходах и принципах:
-непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается с учётом возрастающей детской компетентности;
-интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребёнку охватить не только конкретные содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщённых способов действия;
- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативность, самооценки и т.д.)
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
-рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных ,двигательных и эмоциональных нагрузок)
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью
детей.
- отношение к ребёнку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе;
-развитие понимания взаимосвязей в природе и место человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
Природа - человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы); Человек - природе (положительность и отрицательность человека в природе)
Правила охраны природы - личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Экологическое воспитание детей требует наличия определённой материальной базы:
*уголок живой природы
*растительный мир на участке
*учебно - наглядные пособия для проведения занятий.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать
свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Поэтому использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно - действенное мышление, поэтому познание какого- либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д)
Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. (кружатся листья, падают снежинки, ходит котик и т. д.)Затем все впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Основным методом в экологическом развитии является наблюдение.
Наблюдение, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно - образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания , обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать:
-объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
-окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно растёт.
Важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми.
Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая, гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно - следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Так же огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- занятия;
- экскурсия;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин;
- выпуск экологических листовок.
Главная цель занятия – не передача знаний, от педагога к ребёнку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.
Для этого необходимо:
-разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующие развитию логического мышления активности детей;
- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей;
- для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;
-использовать самостоятельную работу детей в решении проблемных задач и ситуаций.
Дети дошкольного возраста имеют специфические возрастные особенности:
Неустойчивое внимание, преобладание наглядно - действенного мышления, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
И чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия: например, урок - путешествие, урок - сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей).
Занятия могут проводиться в группе, в зимнем саду, в музее природы, на участке, в парке и т. д.
На занятиях широко используются:
- блиц опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы).
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих открыть новые знания)
- практическая работа и поисковая деятельность;
- игровые приёмы.
Большое значение в экологическом развитии детей придаётся экскурсиям , где происходит ознакомление с многообразием органического мира , проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар на тему "Экологические знания - первое представление о мире".
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ...
Экологические знания - первые представления о мире
Выступления на городском семинаре: "Экологические знания - первые представления о мире"...
Семинар – практикум «Экологические знания первые представления о мире»
Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, сост...
Опыт работы по эконолии. Экологические знания - первые представления о мире младших дошкольников.
Опыт работы по эконолии. Экологические знания - первые представления о мире младших дошкольников....
"Экологические знания - первые представления дошкольников о мире"
Консультация для воспитателей...
ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ
В статье рассматриваются формы организации и обогащении опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи. Выделены информационные блоки, такие как «Семья в жизни человека», «Прошл...
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего
Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...