Конспект НОД для средней группы «Поможем Петушку».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Серко Татьяна Владимировна

"Поможем Петушку". Приобщение детей к ценно­стям родной культуры через знакомство с народными бытовыми действиями (взбивание масла), взаимодействие с предметами крестьянского обихода и русской народной музыкой.(Приложение к занятию видео ролик "Сказка")

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  для средней группы  «Поможем Петушку».

Цель — приобщать детей к ценностям родной культуры через знакомство с народными бытовыми действиями (взбивание масла), взаимодействие с предметами крестьянского обихода и русской народной музыкой.

Задачи

     1.Расширить и уточнить представления детей о свойствах молока, сметаны и сливочного масла входе практических действий с ними. Акцентировать внимание на том, что молоко жидкое, сметана густая, а масло скользкое.

  1. Побуждать подбирать слова, характеризующие предмет и его свойства, расширять запас описательных прилагательных.
  2. Подводить детей к элементарным выводам.
  3. Способствовать формированию стремления настойчиво продвигаться к намеченной цели, преодолевая возникающие затруднения.
  4. Воспитывать сочувствие, умение оказать посильную помощь, уважение к профессии маслодела.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», знакомство со свойствами масла (желтое, вкусное, соленое).

Оборудование:  народная утварь, телефон, деревянные ложки, горшочки с густой сметаной, прозрачные кувшины с молоком и по два прозрачных стакана, чашечки с маслом, маленькие ложечки — по числу участников НОД.

ХОД НОД:

Воспитатель приглашает детей в музей «Русской горница».

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Проходите, мои милые, проходите, мои хорошие! Как я рада вас всех видеть! Дети, я вас приглашаю побывать в сказке.(рассаживаю?)

1 слайд — появляется Петух.

Ой-ой-ой, бедный я Петушок, Подавился бобовым зернышком,

Застряло оно у меня в горлышке,

Я дышать не могу,

Сейчас, бедный, упаду!Кто мне поможет?

2 слайд -  появляется Курица.

Я Петушку помогу,

Побегу, масло найду,

Съест его Петушок,

И проглотит бобовое зернышко,

И не будет болетьего горлышко.

Курица «убегает».

Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. Мы попали в сказку «Петушок и бобовое зернышко».

Появляется Курица.

3 слайд -Курица.

Нигде масла не нашла,

Хоть и все я обошла,

Дети, Петушку вы помогите,                                                                                                      Маслица ему найдите!

Воспитатель. Давайте, ребята, поможем Петушку. А где же мы возьмем масло?                     Где берут масло ваши родители?

Дети. Покупают в магазине

Воспитатель.Магазин  ещё закрыт.

Воспитательгдеже нам взять масло? А  давайте сделаем масло так, как его делали встарину. Предлагаю пройти в бабушкину горницу и найти там старинные горшочки.

Воспитатель и дети  идут под русскую народную музыку.

Воспитатель. Где же, где же старинные горшочки?

Подходят к столу, на котором стоят горшочки со сметаной (по числу участников НОД).

Дети. Нашли старинные горшочки!

Воспитатель. Присаживайтесь за стол поудобнее. Посмотрите хорошенько: что в горшочках?

Дети высказывают два предположения — сметана и молоко.

Воспитатель. Разберемся, кто из вас прав. Какого цвета содержимое в горшочке?

Дети. Белого цвета.

Воспитатель. Содержимое в горшочке густое или жидкое?

Мнения детей разделились.

Воспитатель. Как же нам проверить, кто из вас прав? Откройте салфетку и посмотрите, что там?

Под салфеткой — прозрачный кувшин с молоком и два прозрачных стакана.

Воспитатель. Переливает содержимое кувшина в стакан. Как оно льется?

Дети. Льется легко, быстро.

Воспитатель. Пробует немного налить в чистый стакан содержимое горшочка. Как оно льется?

Дети. Не льется, льется с трудом.

Воспитатель. Подумайте и скажите, содержимое в кувшине жидкое или густое и что это такое?

Дети. В кувшине жидкое молоко.

Воспитатель. А что же тогда в горшочке и густое оно или жидкое?

Дети. В горшочке сметана. Сметана густая.

Воспитатель. Действительно, сметана густая. Возьмите в руки горшочки и потрясите их. Быстро перекатывается сметана? Наклоняют слегка горшочки в право, в лево.

Дети. Сметана перекатывается медленно.

Воспитатель. А почему сметана перекатывается медленно?

Дети. Сметана перекатывается медленно, потому что она густая.

Воспитатель. Дети сметана вкусная, полезная, густая, жирная. Чем сметану едят?Дети.Ложкой  

Игра.«Ложка»

Смотрите у меня  есть ложка. Ах, какая чудесная ложка, давайте про нее расскажем! Будем ложку друг другу передавать, и какая она чудесная называть. Я начну: ложка расписная.        

Дети передают друг другу деревянную ложку и описывают ее: узорчатая, деревянная, с ягодками и листиками, расписная,яркая,красивая,красочная,лёгкая,праздничная, нарядная.

Воспитатель. Какие вы        догадливые и смышленые.                                                                                

Представьте, что у вас в руках ложка.    Дети держат рукой воображаемую ложку.

Взяли все в ручки ложки — сейчас будем кушать. Берем ложку, опускаем в сметану и набираем полную ложку.

Одна рука у ребенка — «ложка», а раскрытая ладонь другой руки — «горшочек».

Вдыхаем аромат, нюхаем.

Дети нюхают.

 Ой как вкусно пахнет!

Начинаем кушать.

Дети изображают, как они едят сметану.

Одну, ложку, вторую, третью. Молодцы, всю сметану съели! Дети улыбаются.

Воспитатель. Дети, Петушку-то совсем плохо! Как вы думаете, из чего нам лучше масло сделать — из молока или из сметаны?

Дети. Масло лучше сделать из сметаны.

Воспитатель. Почему масло лучше сделать из сметаны?

Дети. Сметана густая, а молоко жидкое.

Воспитатель, А как же нам из сметаны масло сделать?

Предположения детей.

Воспитатель. Правильно ты догадался, Ваня. В старину дети, такие же, как и вы, садились рядком, как мы сейчас, и начинали сметану в масло взбивать — вот так (показывает). Попробуйте подойдите к горшочкам, возьмите ложечку, взбейте сметану.

Сметану веселей взбивайте,

Дружно масло добывайте,

Повертели, покрутили —

Пете масла не добыли...

Попробуем еще раз.

В горшок сметану наливали,

Ложкой мы ее взбивали,

Били, били, били, били,

Ничего не получили!

Дети под русскую народную музыку выполняют движения в соответствии с текстом. Воспитатель. Дети, получилось ли у вас масло?

Дети. Не получилось.

Воспитатель. Не зря в старину говорили:

«Нелегко масло взбить, сто потов нужно пролить».

А Петушку-то совсем плохо. Что же делать? (Берет телефон.)Давайте позвоним мастеру-маслоделу на маслозавод! (Говорит в трубку.) Алло, это маслодел? Здравствуйте! (Обращается к детям.) Ребята, рассказывайте, что у нас случилось.

Дети эмоционально начинают рассказывать мастеру о возникшей проблеме.

4 слайд - Маслодел

Маслодел, ребята, я!

Масло вам принес, друзья! Петушку вы помогите, Горлышко его спасите! (Посылка поднос с чашечками (по числу детей), в которые положено масло.)                                               На работу мне пора,                                                                                                                               До свидания, детвора!                                                                                                

Воспитатель. Спасибо, маслодел! Возьмите каждый по чашечке и рассмотрите масло, понюхайте его. Какое масло?                                                                                                     Дети. Желтое, вкусное, гладкое, ароматное.

Воспитатель. Дети, поставьте указательный пальчик на свой кусочек масла. Проскользните по нему — раз, еще раз, а ну-ка еще раз. Что делает пальчик по маслу?

Дети. Пальчик по маслу катится.

Воспитатель. Правильно, катится, а как еще можно сказать? Пальчик по маслу скользит Значит, какое масло?

Дети. Масло скользкое.

Воспитатель. Как вы думаете, как масло может помочь Петушку?

Предположения детей.

Воспитатель. Правильно. Если мы дадим Петушку маслица, то бобовое зернышко, которое застряло у него в горлышке, проскользнет внутрь, и Петушок снова сможет дышать. Давайте скорее возьмём и дадим Петушку маслица.

5  слайд - Петух.

Ку-ка-ре-ку, спасибо вам, дети!

Хорошо, когда горлышко не болит!

Хорошо быть здоровым и по утрам солнышко встречать!

Давайте вместе порадуемся солнышку.

Игра «Солнышко»

Представьте, что у вас в руках солнышко.

Дети вытягивают руки в перёд.

Солнышко дарит нам тепло и радость…

Дети обнимают себя руками.

Солнышко греет нам щёчки.

Дети гладят щёчки.

Ласкает носик.

Дети морщат носик.

Спряталось солнышко в ладошку.

Дети сжимают  кулачёк.

Теперь разжимаем ладошку и выпускаем солнышко.

Дети разжимают ладошку.

Курочка дарит нам в благодарность свои пёрышки.

Воспитатель. Как хорошо все закончилось! Нам пора из сказки возвращаться в группу. До свидания, Петушок, до свидания, Курочка!

Литература

  1. Курбатова С. И.Осуществление принципа интеграции образовательных областей при ознакомлении детей с художественными произведениями. // Дошкольная педагогика. — 2013. —№ 1 — С. 4—7.

2.Соколова Н.Н.; Косова А.В., Шилова Г.Г. // «Дошкольная педагогика» • Январь • 2016 – С.12-13.; 20 -22.

Конспект занятия, видеоролик составлен и озвучен: воспитателем высшей категории: Серко Т.В. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»                                     г. Черняховск, ул. Тухачевского 7.

2016год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе "Поможем гному"

Занятие посвящено знакомству детей с днём недели-ВТОРНИКОМ, предназначено для детей средней группы (4-5лет)...

ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) «ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ ЗАГОТОВИТЬ ГРИБЫ НА ЗИМУ».

Интегрированное анятие по аппликации с детьми среднего возраста....

Конспект занятия по математике в средней группе "Поможем друзьям"

Программные задачи: Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат. Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Совершенствовать навыки счета в пределах 5...

конспект НОД по аппликации в средней группе "Поможем зайке подготовиться к зиме"

занятие по аппликации с использованием нетрадиционной техники...

Итоговое интегрированное занятие «Познание» (формирование целостной картины мира) для средней группы «Поможем нашему другу Петрушке»

    Итоговое интегрированное занятие «Познание»             (формирование целостной картины мира) для средней группы «Помож...

Конспект НОД в средней группе "Поможем Капитошке мы узнать, где капли в группе могут обитать"

Цель: обобщить знания детей о воде в жизни природы и человека....

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку»

тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах....