ООД с использованием ТРИЗ- ОТСМ Тема : "Знаменитые места Нижнего Новгорода."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутрухина Ольга Владимировна

Цель :Формирование у детей представления о городе, как малой родине, расширение словарного запаса для составления описательных рассказов о достопримечательностях нашего города. Формировать понятие «Имя признака значение имени признака». Закреплять умение выделять функцию и части объекта. Воспитывать чувства гордости за свой город.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Знаменитые места Нижнего Новгорода.»

Цель :Формирование у детей представления о городе, как малой родине, расширение словарного запаса для составления описательных рассказов о достопримечательностях нашего города. Формировать понятие «Имя признака значение имени признака». Закреплять умение выделять функцию и части объекта. Воспитывать чувства гордости за свой город.

Организация            

       Содержание

   

     Игра « Теремок»

Игра «я по карте называю»

С.О «Карта»

 

 Игра «Хорошо –плохо»

Рефлексия,

 Ребята вы любите путешествовать ?

Стоит в поле теремок ,теремок он не низок не высок, а в теремочке живут объекты на которых можно путешествовать.(машина, самолет, пароход, ковер самолет, Ступа Бабы яги.)

_________________________________________________

Да, путешествовать можно по-разному.

А, я вас приглашаю в путешествие по нашему городу. А помогут нам наши волшебники Б и П, и системный оператор.

Приготовьте ладошки - это двери нашей машины.

Закрыли двери и отправились в путь.

 

  Давайте посмотрим где же находится наш город.

Есть во вселенной планета    (земля)

На планете Земля есть страна, в которой мы живём, (Россия)

В стране Россия есть наша область(Нижегородская область)

В Нижегородской области есть город (Н.Новгород)

В Н.Новгороде есть район, где находятся самые знаменитые, исторические достопримечательности нашего города (Нижегородский район)

К нам в гост приехала Татьяна Александровна, что ей поможет ориентироваться в нашем городе? ( карта)

Давайте поиграем с системным оператором.

 Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то

Это что-то часть чего-то

Чем-то было это что-то

Что-то будет с этим что-то

Что-то ты сейчас возьми

На экранных рассмотри

                 

            3

             4

              1

          5

             2

1. Что это?   (карта)

    Какая она? (плоская, на бумаге, разноцветная, модель -территории)

Для чего нужна карта? ( чтобы не заблудится, найти что-то)

2. Из каких частей состоит карта? ( условные обозначения, дороги реки озера дома )

3. Где может находится карта ? (в Д/с школе на кораблях у туристов, на вокзале  т.д. )

4.Всегда ли карта была такая?  (карта была неточной

5, Какой карта будет в будущем?

Давайте поиграем в игру « Хорошо-плохо»

 Карта –это хорошо! ( ориентироваться, находить объекты, посмотреть как проехать)

Карта_ это плохо !  (рвется, может намокнуть, Большая)

Как устранить эти недостатки . (карты складушки, говорящие карты, карты с волшебниками уменьшения и увеличения)

Давайте рассмотрим карту нашего города? И по путешествуем по Нижегородскому району? Но сначала давайте разобьемся  на пары (используя модели признаков)

По какому признаку вы обьеденились?( по цвету материалу, времени, частям )

Каждая пара выбирает себе по объекту достопримечательности ( памятник Горькому, музей Промысла , Кремль, Чкаловская лестница, Кукольный театр, Фонтан, центральный банк, речной вокзал )

Это самые исторические достопримечательности нашего города.

Что нам необходимо ,чтобы обозначить  на карте эти объекты? (условные обозначения – модели)

 Придумайте их.

  Расставляем модели на план- схеме.

 Что делали? Зачем?

Тема: «Машина времени или как мы путешествуем в прошлое города»

Цель:   расширять представление детей о городе Н.Новгороде.

            Познакомить с историей города его возникновением, символикой

             Закреплять имя признака «время, место»

Организация

 содержание

Муз. Сопровождение

Волшебник времени

Признак «место»

«влажность» «материал» «количество»

Решение проблемной ситуации.

Рефлексия

В: Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие во времени. А помогут нам  наше воображение, смекалка, знания.

Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли  двери и отправились в путь.

В: Слава нашей стороне!

 Слава русской старине.

И про эту старину,

Я рассказывать начну ,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Разбросав дома по косогорам,

Над раздельной Волгою рекой

Ты стоишь твердыней древний город,

Милый город, светлый город мой.»

В: Наш город был основан очень давно в 1221году  русским князем Юрием Долгоруким.

Для основания  был выбран холм, с которого были видны просторы рек Волги и Оки.

Какая крепость была построена по материалу?

 Д :деревянная с 13 башнями.

В: Почему со временем была построена каменная крепость?

Д: На наш город нападали враги, дерево не прочное, много построек сгорело. Решили построить прочную крепость  из кирпича.

В: Все сооружения, церкви, башни, обнесённые стеной получили название Кремль. Со всех сторон страны на пароходах плыли люди и останавливались у стен Кремля. Каждый из них занимался разными ремеслами .Народ прибывал и жить в Кремле стало тесно. Жилые дома стали строить вокруг Кремля. Постепенно дом за домом рос город.

В: Ребята, кто из вас знает о символе нашего города?

 (ответы детей )

В: давным-давно, когда наш город был ещё маленьким и находился в Кремле. Ночью город решили захватить монголо-татары. Весь город спал и вдруг люди услышали стук в ворота крепости, открыли ворота, там олень стоит, а с вышки люди увидели как на них надвигаются враги. Все проснулись и отстояли наш город. Поэтому символом нашего города является олень.

А теперь давайте откроем ладошки и мы опять на машине времени

Прилетели в наше время.

Что делали? Зачем?

 

 

                 Рассказы детей о своём городе.

«Нижний Новгород – трудовой город. На заводах и фабриках рабочие делают разные машины, станки, телевизоры, мебель .Во все концы страны в города и села отправляются машины «Волга» «Газель» «Соболь». Хорошо трудятся нижегородцы.

                                                                                                        Егор А. 6 лет.

Я люблю свой город. Он красивый, большой. В нем много интересных и красивых мест : Кремль, Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница, парки, театры, Музеи.

                                                                                                       Аня Б. 6 лет.

                             Тема : Музеи города.

Программное содержание: закрепить у детей представления о музеях родного города, продолжать формировать интерес к родному городу; развивать монологическую речь, умение делать выводы и доказывать; воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Поволжья; показывать элементарные умения пользоваться картой.

Работа над словарем: музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, карта, национальный,

Материал к занятию: Карточки с названием музеев , карта, фотографии детей в музеях, в

Совместная деятельность:

Экскурсии по музеям города (краеведческий, технический);

Экскурсия по музею детского сада;

Рассматривание фотографий после посещения музеев;

Встречи с интересными людьми;

Просмотр видеофильмов;

Изобразительная деятельность "Я был в музее";

Заучивание стихотворений о родном городе;

Чтение "Родимый край" В. Алферов

Взаимодействие с семьей:

Экскурсии в музее города всей семьей

Беседа "Зачем идем в музей?" (вопросы: Что такое музей? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т.д.);

Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;

Акция "Экспонат музею детского сада"

 

. Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашего детского сада".

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня будем разговаривать о музеях. О нашем городе и о музеях нашего города. Напоминает, что в каждом музее есть свой экскурсовод. Совместно с детьми выбирается экскурсовод, который мог бы провести экскурсию по нашему музею.

.  

Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"

   Игра Да-нет

Игра « Размести правильно»

  Работа с картой

Рефлексия

Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой:

- Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?

Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой. ( деревянные ложки, матрёшка, картина, шкатулки, вышивки, и т .д)

- Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они . . . . . должны находиться в музее.

- В какой музей вы их поместите?

". Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.

 

. Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев. Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей )

Что делали? Зачем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие из Нижнего Новгорода в Москву»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.  Знакомство детей с Москвой, создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России...

проект Тема: «Мой город-Нижний Новгород»

Актуальность проекта: «Родина для человека – самое дорогое и священное,                                ...

Конспект занятия с использованием ИКТ «Знакомство с родным городом Нижний Новгород»

Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;2. Воспитывать чувство привязанности, любви к родному город...

Презентация " Знаменитые люди Нижнего Новгорода"

Гордость и слава земли Нижегородской...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»...

Конспект занятия с использованием ИКТ «Знакомство с родным городом Нижний Новгород»

Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;2. Воспитывать чувство привязанности, любви к родному город...

ИКТ Игра- путешествие по историческим местам Нижнего Новгорода

Игра- путешествие по историческим местам Нижнего Новгорода...