"Гжель"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с русским народным промыслом - Гжель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel.docx | 19.63 КБ |
narodnye_promysly_skazochnaya_gzhel.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Непосредственно - образовательная деятельность
по образовательной области «Познание»
в старшей группе
Тема: «Гжель»
Воспитатель:
Ковалева Татьяна Владимировна
г. Дедовск
2016г.
Слайд 1
Народные промыслы Сказочная Гжель
Слайд 2
Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Сказочная Гжель
Слайд 3
ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.
Слайд 4
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.
Слайд 5
Гжель – это название поселка недалеко от Москвы , где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.
Слайд 6
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
Слайд 7
Посуда Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
Слайд 8
Мазок Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Слайд 9
Мазковая роспись. Цветочек.
Слайд 10
Точки и прямые линии
Слайд 11
«Капелька»
Слайд 12
Бордюры
Слайд 13
Последовательность росписи птицы
Слайд 14
Гжель Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель . Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда Так и светят на столе! Из раскрашенной посуды Есть вкусней и веселей.
В: Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми!
Ответы детей:Гжельская роспись
В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.
В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.
Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов: белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.
В: Кто расписывает такими узорами?
Дети: Гжельские мастера.
В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?
Дети: в поселке Гжель.
В: Вспомните, из чего делают такую посуду?
Дети: Из глины
В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.
В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Дети складывают разрезные картинки.
В: Как называется посуда, которую вы сложили?
Дети: Гжельская
В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)
АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!
С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!
Сотворили это чудо не за тридевять земель
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!
Край фарфорового чуда, а кругом него леса
Синеглазая посуда, как весною небеса!
Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
-Как можно охарактеризовать эту посуду?
Дети: Нарядная, красивая, праздничная.
В: Что делает эту посуду такой?
Дети: роспись
В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)
Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?
Дети: ответы
В: Правильно, молодцы!
Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!
Физкультминутка:
Вот большой стеклянный чайник - надуть живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник -другая согнута, как носик
Вот фарфоровые чашки - приседать, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки
Вот фарфоровые блюдца - кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются
Вот серебряные ложки - потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес - сделать большой круг.
В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.
Морфологическая дорожка:
1 карточка – белая глина
2карточка – цвет росписи
3карточка – элементы росписи
4карточка – предметы промысла
Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.
Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!
Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Сказочная Гжель
ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.
Гжель – это название поселка недалеко от Москвы , где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
Посуда Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
Мазок Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Мазковая роспись. Цветочек.
Точки и прямые линии
«Капелька»
Бордюры
Последовательность росписи птицы
Гжель Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель . Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда Так и светят на столе! Из раскрашенной посуды Есть вкусней и веселей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
живопись гжель
конспект занятия...
Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".
Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....
Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель») Подготовительная группа «Колокольчик»
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель»...