"Гжель"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

Познакомить детей с русским народным промыслом - Гжель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx19.63 КБ
Файл narodnye_promysly_skazochnaya_gzhel.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Непосредственно - образовательная деятельность

по образовательной области «Познание»

в старшей группе

Тема: «Гжель»

                                                                                                                                                               Воспитатель:

                                                                          Ковалева Татьяна Владимировна

                                                                         

г. Дедовск

2016г.

Слайд 1
Народные промыслы Сказочная Гжель

Слайд 2
Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Сказочная Гжель

Слайд 3
ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.

Слайд 4
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.

Слайд 5
Гжель – это название поселка недалеко от Москвы , где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.

Слайд 6
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.

Слайд 7
Посуда Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом

Слайд 8
Мазок Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному

Слайд 9
Мазковая роспись. Цветочек.

Слайд 10
Точки и прямые линии

Слайд 11
«Капелька»

Слайд 12
Бордюры

Слайд 13
Последовательность росписи птицы

Слайд 14
Гжель Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель . Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда Так и светят на столе! Из раскрашенной посуды Есть вкусней и веселей.

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей:Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов:  белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети: Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на  кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В: Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник         - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник               -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки                        - приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца                      - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки                           - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес                              -
сделать большой круг.

В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка – белая глина

2карточка – цвет росписи

3карточка – элементы росписи

4карточка – предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы Сказочная Гжель

Слайд 2

Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Сказочная Гжель

Слайд 3

ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.

Слайд 4

Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.

Слайд 5

Гжель – это название поселка недалеко от Москвы , где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.

Слайд 6

Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.

Слайд 7

Посуда Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом

Слайд 8

Мазок Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному

Слайд 9

Мазковая роспись. Цветочек.

Слайд 10

Точки и прямые линии

Слайд 11

«Капелька»

Слайд 12

Бордюры

Слайд 13

Последовательность росписи птицы

Слайд 14

Гжель Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель . Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда Так и светят на столе! Из раскрашенной посуды Есть вкусней и веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

живопись гжель

конспект занятия...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...