«Войлочная сказка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Н. В. Киселева

Предлагаемое занятие является частью одноименного проекта. проекта Занятие может быть использовано вне проекта как комплексное или в цикле познавательных занятий, имеющих своей целью приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Данное занятие может быть предложено детям 5-6 лет при условии некоторого упрощения содержания игр соответственно возрасту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhemchuzhina_valenki_zanyatie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект занятия в подготовительной к школе группе

                                       Тема: «Войлочная сказка»

Цель: уточнить представление о процессе изготовления валенок, их назначении, разновидностях. Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы. Закреплять знания детей об элементах традиционной русской обуви. Развивать творческую фантазию, самостоятельность.

Предварительная работа: беседы на темы: «История появления валенок на Руси», «Как делают валенки»; чтение сказки Михаила Пришвина «Дедушкин валенок»; лепка валенок из солёного теста; просмотр слайдов «Музей русского валенка», заучивание частушек, поговорок, стихов, отгадывание загадок про валенки, выставка творческих работ дошкольников и их родителей «Чудо-валенок»

Материал к занятию: сундук, кукла Кузя (домовёнок), большой валенок, избушка Бабы-Яги (из картонной коробки), мелкая игрушка «барашек», кусочек войлока, комочек овечьей шерсти, белая ткань( для имитации сугробов), коробка с карточками для игры «Что сначала, что потом?», платок, искусственная ёлка, аудиозапись со звуками зимнего леса или любая другая спокойная мелодия, заготовки- «валенки» из цветного картона, пластилин, пуговицы, бусины.

                                                   Ход занятия:

Дальняя часть группы оформлена как «лесная опушка»: избушка Бабы-Яги, рядом искусственная ёлка с развешанными на ней «валенками» накрыта белой тканью, в избушке кукла-домовёнок. Воспитатель вносит в группу сундук.

Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть подарок. А какой, угадайте:

                                 Не ботинки, не сапожки,

                                 Но их тоже носят ножки

                                 В них мы бегаем зимой

                                 Утром в школу, днём-домой.

Дети:- Валенки.

Воспитатель: Правильно, это валенки(достаёт из сундука). Вы знаете, что в нашем сундуке живут сказки и сказочные вещи. Этот валенок тоже не простой, он из сказки. Нам его прислала Баба-Яга. А вместе с валенком – письмо. (читает письмо)

«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Хочу поделиться с вами своей радостью и бедой. Радость у меня вот какая: получила я новую избушку на курьих ножках. Старая совсем обветшала, крыша протекает. А новая избушка хорошая, тёплая, светлая и в новом районе. Опять-же Леший совсем рядом проживает, можно в гости сходить. Да вот беда какая, так торопилась я переехать, что домовёнка своего в старой избе позабыла. А без него нет мне счастья в новом доме: печь дымит, пол скрипит, дверь не запирается, окна не открываются. Одна надежда на вас. Не побоитесь в сказку отправиться, Кузеньку моего из старой избы забрать? Да только в сказке не всё просто. Чтобы туда дорогу найти, нужно испытание пройти. А сама-то я приболела, не в силах. На дворе стоят морозы трескучие, а у меня, бедной старушки и обуть-то нечего…»

Воспитатель:- Ну как, ребята, готовы в сказку отправиться? (Да) Тогда вот для вас первое испытание (вытаскивает из валенка коробку с карточками к игре «Что сначала, что потом?»).

Дети выкладывают на столе при помощи карточек процесс изготовления валенка, сопровождая свои действия объяснением.

Воспитатель:- Справились с заданием, теперь и поиграть можно.

                                                 Игра с валенком

Все дети становятся в круг. Водящий находится внутри круга, держит в руках валенок. Дети идут по кругу (водящий идёт в противоположную сторону) со словами:

                                     Один, два, три, четыре, пять

                                      Пойду на улицу гулять

                                      Стану валенки надевать

                                      Друзей с собой созывать

                                      Кто мороза не боится

                                      И не прячет в шубу нос

                                      Выходи скорей со мною                        

                                      Прогуляться на мороз

Тот, напротив кого остановился водящий, выходит в круг. Ему завязывают глаза платком

Водящий вытаскивает из валенка один из трех предметов(мягкая игрушка, войлок, кусок

шерсти).Показывает детям. Дети описывают предмет, не называя его. Если ребёнок

затрудняется с ответом, водящий предлагает ему на ощупь определить, о каком предмете

идёт речь. Игра повторяется три раза.

Воспитатель: - Пора нам дальше двигаться, пока метель тропинку не замела. Вот мы

потихоньку и добрались до старой избушки Бабы-Яги (подводит детей к избушке).

 А теперь, ребята, по русскому обычаю, поставим валенок в избу и тихонько позовём:  

«Хозяин, дедушка-домовой, пойдем со мной».

Дети повторяют слова, закрывают глаза. В это время воспитатель незаметно усаживает

куклу-домовёнка в валенок. Дети открывают глаза, вынимают валенок с Кузей из

избушки. Воспитатель берёт в руки валенок, делает вид, что шепчется с Кузей.

Воспитатель: - Ребята, Кузя говорит, что очень рад вас видеть и приглашает вас с ним

поиграть. Посмотрите вокруг: на поляне много разных снежинок. Выберите себе по

одной. Снежинки эти не простые. На каждой для вас задание. Давайте присядем на

пенёчки; выполнять задание вы будете по очереди.

Дети садятся на «пеньки», по одному выходят на середину полянки, читают задание на

снежинке (если кто-то не справляется, воспитатель помогает)

                                         Задание на снежинках:

Нужно представить и изобразить при помощи мимики и жестов валенки, которые

                              - промокли;

                              -« прохудились», протоптались;

                              - валенки, которые заштопали, починили;

                              - красиво украшенные валенки;

                              -хорошо просушенные на печке;

                              -только что с мороза;

                              -валенки, которые потеряли;

                              -…нашли;

 

Воспитатель (от имени домовёнка):- Спасибо вам, дети, развеселили вы меня на

славу. Пора нам в обратный путь собираться. Перед дальней дорогой давайте немного

отдохнём, сил наберёмся.

Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза, слушают спокойную музыку. В это время

воспитатель накрывает избушку белой тканью, открывает елку.

Воспитатель: - Ребята, пока мы с вами отдыхали, вьюга избушку замела, а рядом выросло

Чудо-дерево. (дети рассматривают ёлку, на которой «растут» валенки) Давайте возьмём

Эти валенки с собой, украсим их в нашей мастерской и подарим Бабе-Яге.

Кузя (воспитатель):- В сказке не всё так просто. Снимая валенок с чудо-дерева,

его нужно «расколдовать»: вспомните, как иначе называют обувь из овечьей

или козьей шерсти. Снимая валенок с дерева, называйте его по- другому.

Повторяться нельзя.

Дети выбирают понравившийся по цвету валенок, снимают, называя синонимы к слову

«валенки» (валенухи, валежки, валенцы, катанки, пимы, волнушечки, выходки, чёсанки).

Воспитатель: А теперь нам пора в нашу мастерскую. Здесь вы сами можете быть

модельером и разместить на валенках желаемый узор.

Дети разбиваются по парам, ориентируясь на цвет выбранного валенка. Украшенные

валенки вместе с пожеланиями для Бабы-Яги складывают в сундук.

                                    Лети, сундук волшебный

                                    В пути не застревай

                                    Для Бабушки-Ягуси

                                    Подарок передай

Воспитатель уносит сундук из группы.

                               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Войлочная сказка"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Очень интересное, носит познавательный характер....

Мастерская "Войлочная сказка"

В игровой форме закрепляются знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью. Воспитанники учатся связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы...

"Войлочные чудеса в детском саду"

Мастер -класс на районном уровне для воспитателей. Творческая работа, направление и совместная работа с родителями....

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Моя войлочная история

В  нашем театральном уголке появился пальчиковый театр, который можно использовать и как настольный. А изготовила я эти  куклы из шерсти в технике мокрого валяния .Куклы из войлока (материал...

Дидактическая игра "Войлочный квадрат"

Обогащать знания о войлочной продукции. Закреплять ее название.Обогащать словарный запас детей.Развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.Развивать пространственную ориентацию у детей.Формировать н...

"Войлочные чудеса"

Проектная работа по ознакомлению народной промыслы "войлочное валяние" ("кейеҙ баҫыу")...