«Войлочная сказка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предлагаемое занятие является частью одноименного проекта. проекта Занятие может быть использовано вне проекта как комплексное или в цикле познавательных занятий, имеющих своей целью приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Данное занятие может быть предложено детям 5-6 лет при условии некоторого упрощения содержания игр соответственно возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhemchuzhina_valenki_zanyatie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Войлочная сказка»
Цель: уточнить представление о процессе изготовления валенок, их назначении, разновидностях. Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы. Закреплять знания детей об элементах традиционной русской обуви. Развивать творческую фантазию, самостоятельность.
Предварительная работа: беседы на темы: «История появления валенок на Руси», «Как делают валенки»; чтение сказки Михаила Пришвина «Дедушкин валенок»; лепка валенок из солёного теста; просмотр слайдов «Музей русского валенка», заучивание частушек, поговорок, стихов, отгадывание загадок про валенки, выставка творческих работ дошкольников и их родителей «Чудо-валенок»
Материал к занятию: сундук, кукла Кузя (домовёнок), большой валенок, избушка Бабы-Яги (из картонной коробки), мелкая игрушка «барашек», кусочек войлока, комочек овечьей шерсти, белая ткань( для имитации сугробов), коробка с карточками для игры «Что сначала, что потом?», платок, искусственная ёлка, аудиозапись со звуками зимнего леса или любая другая спокойная мелодия, заготовки- «валенки» из цветного картона, пластилин, пуговицы, бусины.
Ход занятия:
Дальняя часть группы оформлена как «лесная опушка»: избушка Бабы-Яги, рядом искусственная ёлка с развешанными на ней «валенками» накрыта белой тканью, в избушке кукла-домовёнок. Воспитатель вносит в группу сундук.
Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть подарок. А какой, угадайте:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой
Утром в школу, днём-домой.
Дети:- Валенки.
Воспитатель: Правильно, это валенки(достаёт из сундука). Вы знаете, что в нашем сундуке живут сказки и сказочные вещи. Этот валенок тоже не простой, он из сказки. Нам его прислала Баба-Яга. А вместе с валенком – письмо. (читает письмо)
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Хочу поделиться с вами своей радостью и бедой. Радость у меня вот какая: получила я новую избушку на курьих ножках. Старая совсем обветшала, крыша протекает. А новая избушка хорошая, тёплая, светлая и в новом районе. Опять-же Леший совсем рядом проживает, можно в гости сходить. Да вот беда какая, так торопилась я переехать, что домовёнка своего в старой избе позабыла. А без него нет мне счастья в новом доме: печь дымит, пол скрипит, дверь не запирается, окна не открываются. Одна надежда на вас. Не побоитесь в сказку отправиться, Кузеньку моего из старой избы забрать? Да только в сказке не всё просто. Чтобы туда дорогу найти, нужно испытание пройти. А сама-то я приболела, не в силах. На дворе стоят морозы трескучие, а у меня, бедной старушки и обуть-то нечего…»
Воспитатель:- Ну как, ребята, готовы в сказку отправиться? (Да) Тогда вот для вас первое испытание (вытаскивает из валенка коробку с карточками к игре «Что сначала, что потом?»).
Дети выкладывают на столе при помощи карточек процесс изготовления валенка, сопровождая свои действия объяснением.
Воспитатель:- Справились с заданием, теперь и поиграть можно.
Игра с валенком
Все дети становятся в круг. Водящий находится внутри круга, держит в руках валенок. Дети идут по кругу (водящий идёт в противоположную сторону) со словами:
Один, два, три, четыре, пять
Пойду на улицу гулять
Стану валенки надевать
Друзей с собой созывать
Кто мороза не боится
И не прячет в шубу нос
Выходи скорей со мною
Прогуляться на мороз
Тот, напротив кого остановился водящий, выходит в круг. Ему завязывают глаза платком
Водящий вытаскивает из валенка один из трех предметов(мягкая игрушка, войлок, кусок
шерсти).Показывает детям. Дети описывают предмет, не называя его. Если ребёнок
затрудняется с ответом, водящий предлагает ему на ощупь определить, о каком предмете
идёт речь. Игра повторяется три раза.
Воспитатель: - Пора нам дальше двигаться, пока метель тропинку не замела. Вот мы
потихоньку и добрались до старой избушки Бабы-Яги (подводит детей к избушке).
А теперь, ребята, по русскому обычаю, поставим валенок в избу и тихонько позовём:
«Хозяин, дедушка-домовой, пойдем со мной».
Дети повторяют слова, закрывают глаза. В это время воспитатель незаметно усаживает
куклу-домовёнка в валенок. Дети открывают глаза, вынимают валенок с Кузей из
избушки. Воспитатель берёт в руки валенок, делает вид, что шепчется с Кузей.
Воспитатель: - Ребята, Кузя говорит, что очень рад вас видеть и приглашает вас с ним
поиграть. Посмотрите вокруг: на поляне много разных снежинок. Выберите себе по
одной. Снежинки эти не простые. На каждой для вас задание. Давайте присядем на
пенёчки; выполнять задание вы будете по очереди.
Дети садятся на «пеньки», по одному выходят на середину полянки, читают задание на
снежинке (если кто-то не справляется, воспитатель помогает)
Задание на снежинках:
Нужно представить и изобразить при помощи мимики и жестов валенки, которые
- промокли;
-« прохудились», протоптались;
- валенки, которые заштопали, починили;
- красиво украшенные валенки;
-хорошо просушенные на печке;
-только что с мороза;
-валенки, которые потеряли;
-…нашли;
Воспитатель (от имени домовёнка):- Спасибо вам, дети, развеселили вы меня на
славу. Пора нам в обратный путь собираться. Перед дальней дорогой давайте немного
отдохнём, сил наберёмся.
Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза, слушают спокойную музыку. В это время
воспитатель накрывает избушку белой тканью, открывает елку.
Воспитатель: - Ребята, пока мы с вами отдыхали, вьюга избушку замела, а рядом выросло
Чудо-дерево. (дети рассматривают ёлку, на которой «растут» валенки) Давайте возьмём
Эти валенки с собой, украсим их в нашей мастерской и подарим Бабе-Яге.
Кузя (воспитатель):- В сказке не всё так просто. Снимая валенок с чудо-дерева,
его нужно «расколдовать»: вспомните, как иначе называют обувь из овечьей
или козьей шерсти. Снимая валенок с дерева, называйте его по- другому.
Повторяться нельзя.
Дети выбирают понравившийся по цвету валенок, снимают, называя синонимы к слову
«валенки» (валенухи, валежки, валенцы, катанки, пимы, волнушечки, выходки, чёсанки).
Воспитатель: А теперь нам пора в нашу мастерскую. Здесь вы сами можете быть
модельером и разместить на валенках желаемый узор.
Дети разбиваются по парам, ориентируясь на цвет выбранного валенка. Украшенные
валенки вместе с пожеланиями для Бабы-Яги складывают в сундук.
Лети, сундук волшебный
В пути не застревай
Для Бабушки-Ягуси
Подарок передай
Воспитатель уносит сундук из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Войлочная сказка"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Очень интересное, носит познавательный характер....
Мастерская "Войлочная сказка"
В игровой форме закрепляются знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью. Воспитанники учатся связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы...
"Войлочные чудеса в детском саду"
Мастер -класс на районном уровне для воспитателей. Творческая работа, направление и совместная работа с родителями....
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Моя войлочная история
В нашем театральном уголке появился пальчиковый театр, который можно использовать и как настольный. А изготовила я эти куклы из шерсти в технике мокрого валяния .Куклы из войлока (материал...
Дидактическая игра "Войлочный квадрат"
Обогащать знания о войлочной продукции. Закреплять ее название.Обогащать словарный запас детей.Развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.Развивать пространственную ориентацию у детей.Формировать н...
"Войлочные чудеса"
Проектная работа по ознакомлению народной промыслы "войлочное валяние" ("кейеҙ баҫыу")...