Путешествие в сказку
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №15
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Путешествие в сказку»
Санкт-Петербург 2016г.
Задачи
Образовательная:
- Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
- Знать жанровые особенности сказок.
- Продолжать учить детей отгадывать загадки.
- Продолжать учить понимать образное содержание сказки.
- Продолжать учить оценивать поступки героев произведений.
Развивающая:
- Развивать умение внимательно слушать отрывки художественных произведений.
- Развивать эстетический вкус.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Воспитывать любовь к родной стране, посредством знакомства с народной культурой.
Развитие словаря:
- Продолжать развивать связную речь детей.
- Продолжать учить отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование
Аппаратура для демонстрации слайдов с сюжетами сказок (компьютер). Баба – Яга (взрослый). Подарки (книги) для детей.
Предварительная работа
Чтение художественных произведений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (любим)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей).
Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Как вы думаете, чему нас могут научить сказки? (ответы детей)
Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?
(разные ответы детей).
Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним как разделяются сказки? (сказки народные – их придумал народ. Есть сказки авторские, их придумал человек.)
Воспитатель: Все правильно. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете. (Дети называют сказки.) А каких авторов сказок вы знаете, назовите? (Андерсен, Шарль Перро)
Воспитатель: А как еще разделяются сказки? (в сказках совершаются чудеса. Это волшебные сказки.) Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом, или жестом можно умертвить, оживить, превратить зверя в птицу. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. Почему?
Воспитатель: Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, насекомых, которые живут жизнью людей, так же одеваются, разговаривают, имеют свой дом, переживают…Как называют эти сказки? (Это сказки о животных). Приведите примеры таких сказок. (Дети называют сказки.)
Воспитатель: Какие сказки мы еще забыли назвать? Это бытовые сказки, сказки о людях. Какие сказки вы можете назвать бытовыми? (Каша из топора, Сказка о попе и балде)
Воспитатель: Давайте подумаем, чему учат нас сказки? (Ответы детей) Да, сказки многому могут нас научить. Например, сказка «Гуси-лебеди» – слушать родителей, быть вежливым. А сказка «Теремок» - как важно научиться жить под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
Воспитатель: Дети, а какие сказки вы любите больше всего? А страшных сказок вы не боитесь? Ну, конечно, страшные сказки очень интересные – ведь в них встречается и хозяин леса леший, и водяной и даже кощей – бессмертный. Ну и конечно коварная баба – яга. Давайте вспомним сказки, где живет злая баба - яга. (Ответы детей «Финист-Ясный сокол», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Воспитатель: А вы бы хотели попасть в сказку? (Да)
Звучит магнитофонная запись (стук, треск - появляется баба-яга (в одном лапте), озирается по сторонам.
Баба Яга: Кто это про меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке, в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!
Воспитатель: (испуганно) Да что ты?
Баба Яга: У меня и лопатка специальная есть (показывает лопатку) но сначала я хочу вас испытать, что вы можете, что умеете? Сейчас я узнаю сколько сказок вы прочитали? А ну-ка быстренько отвечайте на мои вопросы!
- Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).
- Волшебница, исполнявшая желания Емели? (Щука)
- Как называется сказка, главный герой которой сделан из муки? (Колобок).
- В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (В коробе).
- Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? (Морозко).
- Птица-кашевар из детского стишка? (Сорока-воровка).
- С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (Игла).
- В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», стал козленком).
- Что погубило кошкин дом? (Огонь).
- Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (Печка, яблоня, речка).
- Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Царевна, Василиса-прекрасная).
- Герой с тремя головами? (Змей Горыныч).
- Спаситель мухи-цокотухи? (Комар).
- Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин).
- Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (Стрела).
- Из чего была сделана Снегурочка? (Из снега).
Баба Яга: Ладно, с этим заданием вы справились, сейчас я для вас что-нибудь потруднее придумаю. Я буду читать отрывки из сказок, а вы их будите отгадывать.
1. «Пришла зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят. Свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Живут друзья – не горюют». (Зимовье зверей.)
2. «Дивится старуха, зовет одноглазку:
- Догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок! Спи, глазок!» (Крошечка-Хаврошечка).
3. «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, только дедушка не лег-теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, Черный бочок (Смоляной бычок).
4. «Тут дед смекнул, что лисичка – то была не мертвая. Погоревал он, погоревал, да делать то не чего, а тем временем лисичка собрала в кучку всю разбросанную по дороге рыбу, села и ест.
Идет волк, зубами щелк:
- Здравствуй, кумушка! (Лиса и волк).
5. «Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов веревки, насмолил смолою весь обмотался, чтобы змей его не съел, и пошел к пещере. Подходит Никита к пещере и кричит:
- Выходи змей, силой мериться! (Никита-кожемяка.)
6. Идет медведь и спрашивает:
- О чем ты, снегурушка плачешь?
- Как мне, батюшко – медведушка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки. Меня подружки в лес заманили, заманили – покинули.
- Сойди с дерева, я тебя отнесу домой.
- Нет. Я тебя боюсь, ты меня съешь! (Снегурушка и лиса).
Баба Яга: Ой, какие молодцы и этим справились!
Воспитатель: Дети, а давайте с бабой – ягой поиграем.
Дети выкрикивают дразнилку.
Ой, ты баба-яга, костяная нога!
Ты над лесом не летай, малых деток не пугай!
Б.яга (сердито): ишь раскомандовались! Где желаю, там и летаю! Что хочу то ворочу! (Садится на стул, вздыхает.)
Воспитатель: Ладно- ладно, не обижайся, посиди, отдохни немного, а ребята немного разомнутся.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз- присядка, два- прыжок,
И опять присядка, а потом опять прыжок.
Это заячья зарядка.
Птички скачут, словно пляшут,
Птички крылышками машут
И взлетают без оглядки.
Это птичкина зарядка..
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнут.
Ну а мишка косолапый,
широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало- начинаем всё сначала.
Воспитатель: Не расстраивайся Баба-Яга, ведь мы о тебе вспоминаем не только плохими словами, но и добрыми.
Баба Яга: знаю я ваши добрые слова. В ваших сказках обо мне только плохое написано! А ведь я хорошая – кто ко мне с добром придет, для того уж я расстараюсь: и накормлю, и напою и домой дорогу укажу.
Воспитатель: Не обижайся баба-яга, наши ребята тебя очень любят. Хочешь они тебя разными ласковыми словами называть будут?
Баба Яга: (недоверчиво) Да знают ли они вообще какие - нибудь ласковые слова?
Воспитатель: (обращается к детям) ребята! Давайте попробуем задобрить Бабу-Ягу!
Дети говорят ей ласковые слова, а она отвечает на каждое слово следующими фразами: «красавцы-писанные», «внучек мой бесценный», «изумрудик мой зеленый», «бриллиантовый мой», «утютюшечка драгоценная» и др.
Баба Яга: Уважили вы, меня ребятушки! Только я совсем забыла, что мне надо лапоть надеть. (читает заклинание) эй, лапоть-лапоток, перелети через пенек, вокруг леса покружись и к хозяйке воротись!
(Прямо в руки к бабе-яге падает лапоть, она его обувает.)
Баба Яга: Нашел меня мой хороший лапоточек! Ух! Сто лет я так не веселилась, ягодки мои сладкие. Чем бы мне вас порадовать? Сейчас я вам наколдую что-нибудь хорошее!
(Читает заклинание.) Бамбара, чуфара, скорики, ерики, лорики, морики!
(к ногам бабы-яги падает валенок).
Баба Яга: Ой! Что это я наколдовала? Смотрите-ка, валенок! Но как же его на всех поделить? Да, наверное, что-то я сказать забыла.
Пробует колдовать еще раз, повторяет заклинание, но ничего не происходит.
Баба Яга: Давайте еще немного поиграем, я буду называть первую половину имени литературного героя, а вы вторую.
- Алеша – (Попович);
- Сивка – (Бурка);
- Доктор – (Айболит);
- Крокодил – (Гена);
- Красная – (Шапочка);
- Кот – (в сапогах);
- Елена – (Прекрасная);
- Сестрица – (Аленушка);
- Иван – (Царевич);
- Братец – (Иванушка);
- Царевна – (лягушка);
- Змей – (горыныч);
- Никита – (Кожемяка);
- Вини – (Пух);
- Три – (поросенка);
- Чудо – (Юдо).
Баба Яга: Ну, молодцы, а теперь отгадайте загадки:
1. Скок – поскок, скок – поскок через море и лесок!
По пути нашел жар-птицу и красавицу девицу.
Ну, а глупого царя обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог умный маленький конек, всем известный (горбунок).
2. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись. Сказка известна любому ребенку и называется (три поросенка).
3. Унесла его лисица, за далекие леса.
Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!
Открывай лиса мешок, ты свободен петушок!
Петя, Петя, петушок – (золотистый гребешок!)
4. Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется (по щучьему велению).
5. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган
Попадает вместо школы в полотняный балаган.
Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Золотой ключик, Буратино.)
Баба Яга: ну, молодцы, все отгадали, у меня уже загадки закончились. Сейчас еще попробую вам подарки наколдовать. (колдует- делает пассы руками) – а ну подарки появитесь. Ну и где подарки?
Воспитатель: Да вот же они за той дверью (показывает на дверь в спальню).
Баба Яга: Ай да я, ай да умница! (Идет открывать дверь, там пакет с книгами) Не уж то получилось!
Воспитатель: Дети, вы хотите посмотреть, что за подарки приготовила для нас Баба Яга.
Дети: да!
Подходят к подаркам. А в это время Баба – Яга уходит.
Воспитатель: Да это же книги. А в них замечательные сказки (рассматривают книги) ой! А куда это наша гостья подевалась? Наверное, ушла домой в свой лес! Но она оставила нам замечательные книги, чтобы мы продолжили своё знакомство со сказками. Мы будем ждать новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя "Путешествие в сказку" по мотивам русской народной сказки "Колобок"
конспект совместной деятельности логопеда и воспитателя...
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»
Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...
Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа
Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...