Консультация для воспитателей:" Деятельность воспитателя по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе"
статья на тему

Савинова Юлия Александровна

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей её развития, умение правильно объяснять связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.Этот материал поможет педагогам с помощью разнообразных методов и приёмов  познакомить  дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_vospitatelya_po_oznakomleniyu.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность воспитателя  по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой.

Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, эксперименты, опыты, моделирования, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе, в уголке природы  ит.д.

Какие методы используете вы по ознакомлению с сезонными изменениями  в природе.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются указанные методы. Приём – это часть метода.

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приёмы для того, чтобы повысить его эффективность. Например, используя беседу как основной метод систематизации знаний детей о весне, педагог дополняет это различными приёмами, показом веток с распустившимися листьями, загадыванием загадки, чтением стихотворения.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Из этих трёх больших групп методов рассмотрим подробно первую группу, которая включает в себя наглядные методы, словесные, практические и игровые.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

В каких образовательных областях используются данные методы?

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредоточиваться на явления природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению. Очень важно воспитывать у детей интерес к природе. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью, развивается и любознательность. У детей дошкольного возраста  очень ярко проявляется любознательность в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это, возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.

Данные исследования последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребёнок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.

Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

При наглядных методах используются приёмы показа, обсуждения результатов проведённых наблюдений, демонстраций.

Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создаёт благоприятные возможности для развития мышления дошкольников.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики.

При посредстве слова воспитатель на основании осуществлённого детьми наблюдения наглядных объектов, и на базе имеющихся у них знаний ведёт детей к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

 

2. НАБЛЮДЕНИЕ

 

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

 

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

3. НАБЛЮДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

 

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

В средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке или в уголке природы.

В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место, здесь дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе и т.д.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах самостоятельно.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспитатель должен объяснить цели наблюдения, задавать вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали и правильно называли воспринимаемое.

Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по различию проводится во всех группах.

Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.

Наблюдение проводится на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке и в уголке природы.

Бесспорно, природа оказывает положительное влияние на развитие ребёнка только тогда, когда он научится её наблюдать.

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей её развития, умение правильно объяснять связи между предметами и явлениями, происходящими в природе. Особенно важно изучить природу своей местности: понаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространённые растения и животные, знать, где можно их встретить.

От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе. Также ему нужно овладеть агротехническими приёмами выращивания растений и содержания, животных на участке детского сада и в уголке природы.

Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребёнка.

На занятиях в детском саду с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растения и животных. Воспитатель подводит к выводу, что питание, передвижение животных связано со строением их органов (например, кролик, кузнечик прыгают, потому что у них задние ножки длиннее передних; у птицы крылья, они летают; кошка тихо ходит, потому что у неё на лапках есть подушечка, куда она втягивает свои ногти).

На занятиях в группах раннего возраста, дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т.п.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей.

Основная задача – сформировать у каждого ребёнка умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте, отвечать на вопросы, выделять наиболее характерные признаки предмета. Детей привлекает всё движущееся, яркое, поэтому первыми проводятся наблюдения за живыми объектами. Необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Для этой цели используется складной вольер, вокруг которого на стульчиках размещаются малыши. В начале наблюдения воспитатель побуждает животное к движению (кладёт на расстоянии пищу, гладит). При этом необходимо предоставить детям возможность самостоятельно наблюдать за объектом. Затем воспитатель направляет внимание детей путём вопросов: «Что делает? Как ест?». Также рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги? Какие глаза, уши?». Рассматривание растения следует начинать с выделения наиболее яркого признака. Затем определяют основные особенности строения растения (стебель, листья, цветы, форма, величина, цвет). Наблюдения носят кратковременный характер. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даёт им небольшие поручения, а именно: насыпать зерно в кормушку, налить воду в поилку, полить растения.

Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях можно использовать сюрпризные моменты. Например, раздаётся стук в дверь, и входит котёнок, или же вносят корзину, а в ней кролик. В заключении воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа об увиденном не целесообразно.

Теперь приведём примерный конспект занятия с детьми младшей группы на тему: «Наблюдение за рыбкой». (Приложение 1).

Во второй младшей группе также один раз в две недели организуются занятия по ознакомлению с природой. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. В процессе обучения следует шире использовать игрушки, картинки, природный материал, который позволит каждому ребёнку детально познакомиться с нужным предметом.

В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т.д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т.д.

Знакомство с растениями осуществляется на таких занятиях, как «рассматривание клумбы», «рассматривание осеннего дерева». Во второй младшей группе дети должны узнавать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.). А также знать некоторые особенности жизненных проявлений, чем питается, какие издаёт звуки (например, кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет). Они должны также узнавать и знать названия 1-2 насекомых: бабочек, жуков; знать, что они летают, у них есть крылья (Приложение 2).

В средних, старших и подготовительных к школе группах руководство наблюдениями осуществляется при помощи вопросов воспитателя. Детям предлагают назвать особенности отдельных частей животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей данных групп, подведения их к выводам, установление связей и причин явления, помогают вопросы: «Как ты узнал? Почему ты так думаешь?»

С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно повторить наблюдения за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задание. С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища. Например, предложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках, затем начинает умываться – смачивает слюной лапку, протирает ей мордочку, уши. Нужно учить детей различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки, а также знать о приносимой людям пользе и заботе человеку от них). Они также должны знать основные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

Кроме того, эта группа должна узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающих (черепаха, ящерица), некоторые особенности их внешнего вида, жизненных проявлений, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползёт; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно). Также, должны уметь называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук и др.), особенности их внешнего вида и движений.

В старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому воспитатель подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, ползёт?», и «Что помогает ему прыгать?», «Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног?», «Что кролик любит есть?» и т.п.

С детьми старшей группы требуется:

1) научить детей правильно называть части тела животных, подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (заяц прыгает, волк бегает). Знать о пользе домашних животных.

2) знать, чем питается и чем полезна.

3) знать особенности внешнего вида, жизненных проявлений, места обитания ящерицы и черепахи.

4) знать, что бабочка, жук, муравей, пчела – насекомые. Иметь представления о некоторых особенностях их внешнего вида. Сравнивать насекомые по способу передвижения.

5) знать некоторые особенности сезона жизни, места обитания их.

Необходимо подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых .

При работе с детьми подготовительной к школе группе следует обратить внимание на следующее:

1) Закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие животные», «хищные» и «травоядные».

2) Уметь связно рассказать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений животных (ящерицы и черепахи и т.п.).

3) Различать бабочек, жуков. Знать цикл развития бабочек и жуков. Представлять себе, чем питаются насекомые. Знать, что муравьи и пчёлы живут большими семьями. Знать некоторые формы защиты насекомых (окраска, химическая защита).

 

4. НАБЛЮДЕНИЯ НА ЭКСКУРСИЯХ, ЕЖЕДНЕВНЫХ ПРОГУЛКАХ, ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

 

Как уже ранее отличалось, наблюдения можно проводить не только на занятиях, но и на экскурсиях, прогулках и в уголках природы. Практика обучения ознакомления детей с природой показала, что наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений и животных.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света – общие условия необходимые для их роста и развития. При этом воспитатель на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинаковы.

Наблюдения на прогулке, экскурсиях дают возможности раскрыть перед детьми, начиная со среднего возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, дети выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспитатель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что деревья кормят птиц, но и птицы в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят деревьям пользу. Так, постепенно дети подходят к пониманию различной взаимозависимости, существующих между растительным и животным миром. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи существования. Внимание детей следует обращать на факты приспособления животных и растений, к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолодания. Выяснение этих связей следует начинать с установлением условий питания. Здесь дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в тёплые края.

Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, ёж), другие запасают заблаговременно корм (например, грызуны). Тут важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у кролика и зайца изменяются окраска, вырастает тёплая, светлая шерсть.

Летом целесообразно организовать наблюдения детей за полевым вьюнком, одуванчиком, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки.

Итак, последовательные включения в содержание экскурсий наблюдение разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определённой взаимосвязи, помогают сформировать у детей элементарные представления о единстве и целостности.

Экскурсии проводят в часы, отведённые для занятий. На экскурсиях осуществляется определённое программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулках.

Экскурсии в одни и те же места проводят в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления всех возрастных групп с природой. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы с учётом местных условий.

На экскурсиях воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движении ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений, должно быть небольшим (для младших групп 1-2, для средней 2-3, для старших 3-4). Во время экскурсий воспитатель ставит вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона (осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья) понимать зависимость жизни животных от сезона, а также растений.

Дети старшей группы должны самостоятельно выделять характерные признаки сезона, знать последовательность времени года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

Дети подготовительной группы могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные, временные связи, сравнивать сезоны, давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Кроме того, дети всех групп могут наблюдать за растениями и животными в уголке живой природы.

Уголок живой природы в детском саду одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дети могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их.

В уголках природы младшей и средней дошкольных групп помещают обитателей, не требующих сложного ухода, чтобы дети возрастных групп в состоянии были обеспечить уход за ними.

В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни их и по количеству может быть значительно больше.

Некоторые обитатели, например, холодноводные рыбы, распространённые неприхотливые комнатные растения могут находиться, во всех возрастных группах, но объём знаний о них у детей старших групп должен быть больше, чем у младших.

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать особенности природного окружения детского сада и возраст детей данной группы.

В процессе ухода за живыми существами дети получают представления о многообразии мира. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у них развивается наблюдательность. Воспитатель учит детей сравнительному анализу.

Примеры экскурсии в уголках природы для всех возрастных групп (Приложение 4).

 

5. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН, ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ И ТЕЛЕФИЛЬМОВ

 

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, диафильмов и телефильмов.

В детском саду использование этих методов позволяет решить разнообразные задачи уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.

Иллюстрированные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления её не доступны для непосредственного наблюдения. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п. Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызвать у детей чувственное восприятие, близкие к восприятию действительности.

Картины должны быть выполнены художественно, и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений, например, с дикими зверями, животными некоторых стран, детей можно познакомить лишь через картины.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины.

Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задаёт, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерсть у кошки? Чем заняты котята? Что делает котёнок, который лежит возле кошки? Почему они ходят тихо, неслышно? и т.п.

В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний детей. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знания детей, в беседах, рассказах о природе.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию воспитатель подбирает серию картин, организует рассматривание и анализ каждой картины. Затем воспитатель проводит сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении, например, для формирования понятия «Осень», следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение природы: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем воспитатель подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к её концу? Почему произошли эти изменения?» Воспитатель предлагает сравнить состояние растений, изображённых на картинах.

Затем, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, воспитатель направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелётные птицы? Почему они улетают? и т.д.

Можно широко использовать такие художественные картины, как  «Сирень», «Золотая осень» И.Левитана; «Грачи прилетели» А.Саврасова; «Зелёный шум» А.Рылова; «Маки» П.Кончаловского; «Зима» И.Шишкина; «Домашние животные» А.Пластова и др.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задаёт вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки и поэтических произведений.

В работе по ознакомлению детей с природой используются также книжная графика (иллюстрации Е.Бианки, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, А.Костровой, Г.Никольского, А.Келейникова, Н.Басмановой, Я.Ярбусовой и др.).

При ознакомлении детей с природой в детском саду использование диапазитов, диафильмов и телефильмов формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста. Для ознакомления детей могут быть использованы следующие диафильмы: «Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Животные – обитатели суши и водоёмов», «Малыши зоопарка» В.Чаплина, «Медвежонок», «Кто как зимует», «Кто как лето проводит» - авторы Г.Скребицкий и В.Чаплина. «В лесу» - автор Геннингс.

По статичности изображения приближаются к дидактическим картинкам. Но они так же, как картины, дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.

Сюжетные диафильмы, кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диафильмы, кинофильмы и телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.

К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.

После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. В начале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны.

Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает детей к восприятию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в средней группе. Так же как и в младшей группе, просмотр сопровождается словом воспитателя.

Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу, а именно: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как и в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание детей к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы дети задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в ильме.

После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.

Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы воспитателя, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.

Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определённые требования. Фильм не должен быть продолжительным, как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 10 минут или фрагмента из них.

Использование картин при ознакомлении с природой.

В дошкольной дидактике в качестве наглядности используют такие виды картин: дидактические сюжетные картины, дидактические предметные, художественные (призваны воспитывать у детей умение видеть красоту природы)и книжную графику (как иллюстрации к сказкам и рассказам). Все виды картин изображают объекты и явления природы.

Прежде чем использовать этот метод, надо подготовить детей к восприятию картин.

Рассматривание картины всегда сопровождается беседой или рассказом по содержанию картины. Последовательность вопросов при этом такова:

  1. Вопросы, которые организуют восприятие картины в целом.
  1. Вопросы, для выделения отдельных объектов, действующих лиц, их действий и признаков.
  1. Вопросы, для установления или раскрытия связей между объектами или его элементами, которые требуют мотивации поступков, обобщений, выводов.
  1. Вопросы для перехода за пределы непосредственного восприятия.
  1. Вопросы, для связи с личным опытом.
  1. Вопросы, подводящие детей к обобщающим суждениям.

Игровые методы и приемы при ознакомлении с природой.

Использование игровой деятельности при ознакомлении дошкольников с природой позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач, в частности:

а) уточнение, расширение, закрепление имеющихся представлений;

б) развитие памяти, внимания, наблюдательности, мышления, речи;

в) активизация разнообразных умственных действий. Природоведческим содержанием могут быть наполнены разные виды игр:

-  дидактические  с  предметами  (листьями,  цветами,  муляжами фруктов  и овощей, игрушечными фигурками животных), картинками ("Парные картинки", "Зоологическое лото", "Кто где живет") и словесные ("Кто как кричит", "Кто знает, когда это бывает", "Летает, бегает, плавает");

подвижные ("У медведя во бору", "Кот и мыши", "Солнышко и дождик");

творческие игры: драматизации ("Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок"), сюжетно-ролевые ("Цветочный магазин", Зоопарк"), строительно-конструктивные с природными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...

« Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе »

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бере...

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Методы организации детей при ознакомлении с природой....

Консультация для педагогов «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы»

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, н...

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе"

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой....

статья «Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе в процессе экскурсий на экологической тропе»

Бурное развитие экологического образования дошкольников наблюдается в 90-е годы: появляется ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов компле...