ООД "Этот удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологическому воспитанию (образовательная область «Познавательное развитие») с детьми средней группы: «Этот удивительный песок
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая
Цель:
познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты; показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они имеют разную форму, закреплять свойство сухого песка – сыпучесть.
Дать знания о новом способе в ИЗО деятельности. Развивать познавательный интерес, моторику пальцев рук, наблюдательность детей, умение сравнивать. Учить детей анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы; пополнять словарный запас.
Воспитывать: интерес к изучению признаков природы, любовь к ней, бережное отношение, умение видеть красоту окружающего мира, дружеские взаимоотношения, усидчивость.
Предшествующая работа:
-игры с песком, камушками;
-беседа о правилах поведения при проведении опытов;
-работа с энциклопедиями;
-чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О.В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Материал:
Демонстрационный- Дед Знай, коробочка с песком, карточки имен признаков, ММЧ (Метод Маленьких Человечков) - (ТРИЗ-технологии), схемы проведения опытов, схемы для анализов свойств песка, корзинка.
Раздаточный - две тарелочки с песком, стаканчик с песком, стаканчик с водой, лупа ( на каждого ребенка), листы бумаги формата А-2, клей, кисточки и стаканчики для клея, салфетки.
Тарелочки с сухим песком, листы бумаги формата А-4 (с изображением контуров деревьев, цветов, солнышка), клей, баночки для клея, подставки для кисточек, кисточки для клея, клеенки, салфетки.
Литература:
1.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург, 1995.
3.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4.Равиза Ф. В. «Простые опыты» М. 1997.
Ход :
1.Организационный момент.
Дети стоят около воспитателя
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Дед Знай (дети здороваются). Дед Знай пришел к нам не просто так . Посмотрим какой сюрприз он приготовил (достает из корзины коробочку).
Попробуем отгадать, что там находится.
На мольберт выставляется карточка с именами признаков «Я слышу», «Запах».
Дети берут коробочку, встряхивают, слушают, как она звучит, рассказывают о том, что услышали.
Дети проверяют, имеет ли коробочка запах. Пробуют догадаться, что там находится.
Дед Знай: А для того, что бы открыть коробочку и проверить, правильно вы догадались или нет, попробуйте отгадать мои загадки:
Дед Знай загадывает загадки :
1.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
2.В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится он тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал ?
-Ответы детей.
Дед Знай: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.
Открывают коробочку, рассматривают, что там находится.
Не зря Дед Знай принес нам песок. Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать этот объект неживой природы. Как вы думаете, где ученые проводят свои исследования ? (Ответы детей).
2.Опытническо-экспериментальная деятельность.
Дед Знай вместе с воспитателем приглашает детей в лабораторию.
Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории. (Внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот, размахивать руками, вертеться за столом, толкать товарищей).
Дети одевают фартуки, рассаживаются за столы.
Опыт :
«Песок».
Материалы: чистый песок, лист бумаги, лупа, клеенка, тарелочки, стаканчики с водой.
На столах находятся клеенки и стаканчики с песком.
Дети рассматривают песок. Берут песок, насыпают его на лист бумаги.
Процесс проведения опыта :
Воспитатель: Возьмите горсть песка и выпустите его на тарелочку струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение.
На мольберт выставляется карточки с именами признаков «Я чувствую», «Влажность», «Цвет», «Размер».
Воспитатель: Попробуем песок на ощупь: песок сыпучий, по влажности - сухой.
Воспитатель: С помощью чего мы можем рассмотреть песок (Ответы детей).
Из чего состоит песок?
Вместе с детьми через лупу рассматриваем форму песчинок. Обращаю внимание на то, что они разные.
Воспитатель задает вопросы:
-Какой формы песчинки?
-Какого они цвета?
-Какого они размера?
Дед Знай предлагает рассмотреть взаимосвязь песка с водой.
Воспитатель: Аккуратно нальем немного воды в тарелочку с песком. Потрогаем песок. Какой он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вод ? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).
Выводы:
Песок сыпучий и может двигаться; песок состоит из отдельных песчинок, которые бывают разной формы и размера; песок быстро впитывает влагу.
-Мы хорошо потрудились и много узнали о песке и его свойствах. Пришло время немного отдохнуть.
3.Физкультминутка. (с использованием «Метода Маленьких Человечков»).
Воспитатель: Дед Знай предлагает нам побыть песком. Вы хотите? (ответы детей)
Воспитатель: Сухой песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы будем бегать врассыпную, а когда идет дождик песчинки намокают и сближаются, мы будем приседать близко друг к другу. (Включается аудиозапись. Легкая мелодия меняется шумом дождя).
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. (дети берутся за руки, идут по кругу).
-Ты лети, лети, лети,
-И меня с собой неси…
Воспитатель: Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Спасибо Дед Знай !
4.Рисование песком.
Воспитатель: Ребята, хотите научиться рисовать песком? (Ответы детей).
Дети надевают фартуки и садятся за столы.
Показ способа работы с песком: нанести клей на рисунок, не выходя за контур. Затем взять щепотку песка и выпустить струйкой на клей. Дать подсохнуть, после чего излишки песка убираются салфеткой. Рассматривание рисунков, показ их друг другу, Деду Знаю.
5.Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка, проводили опыты, рисовали песком).
Воспитатель: Расскажите, что вы узнали нового? (песок мягкий, легкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу, песок можно приклеить к листу бумаги).
Воспитатель: Деду Знаю пора возвращаться домой. А давайте сделаем подарок для других ребят. Положим наши рисунки в корзину Деду Знаю, пусть он и другим детям сделает такой же интересный сюрприз как нам.
Дети кладут рисунки в корзину. Благодарят Деда Зная, прощаются с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""
На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....
Этот удивительный песок...
Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"
Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...
конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"
Задачи: познакомить детей со свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...
Конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности "Удивительный песок"
конспект занятия...
Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
проект"ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК"
Цель: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.Задачи:Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ру...