НОД "Альбом для Даши-путешественницы"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Зарипова Лилия Зуфаровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с миром природы») в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Даша-путешественница"28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с миром природы») в старшей группе на тему «Альбом для Даши-путешественницы»

                                                                                 Составила:

        Воспитатель  Зарипова Л.З.

Цель: формирование первичных представлений у детей о родном крае (Югре) в различных видах детской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить работать с календарем природы: называть число, месяц, год; определять  на основе наблюдения погоду по следующим параметрам – осадки, облачность, ветер, температура;
  2. Закреплять умение называть предметы одежды, последовательность их одевания; устанавливать причинно-следственные связи (зима, холодно – одеваемся тепло, по-зимнему);
  3. Систематизировать представления детей о деревьях, их плодах и  животных Югры, познакомить с понятием «тайга».

Развивающие:

1.Развивать внимание, наблюдательность,  умение анализировать, находить сходства и отличия;

2. Развивать  познавательный интерес;

Воспитательные:

1. Воспитывать желание играть и заниматься сообща, работать в командах;

2. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Словарная работа:

Активизация: путешественница, календарь природы, осадки, облачность, температура, Югра, хищники, хвойные, названия деревьев и животных.

Обогащение: тайга

Предварительная работа:

  1. Просмотр серии мультфильмов «Приключения Даши-путешественницы».
  2. Систематическая работа с календарем природы, наблюдения за сезонными изменениями, погодными явлениями.
  3. Закрепление последовательности одевания на прогулку в режимных моментах, играх;
  4. Дидактические игры по теме «Одежда», «Деревья», «Лесные животные»;
  5. Беседы по теме «Мой край – Югра»,  «Кто живет в Югре»
  6. Малоподвижная игра «Собери в кузовок».

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Просмотр видеоролика из мультфильма «Приключения Даши-путешественницы»
  2. Рассматривание календаря природы, иллюстраций;

Словесные:

  1. Работа с календарем природы;
  2. Объяснение;
  3. Словесные указания;
  4. Рефлексия собственной деятельности.

Игровые:

  1. Дидактическая игра  «Оденься на прогулку»;
  2.     Дидактическая игра  «Деревья севера»;
  3.     Дидактическая игра  «Кто живет в тайге».
  4.     Малоподвижная игра «Собери в кузовок»

Методы повышения познавательной активности:

  1. Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. Проблемная ситуация («Как помочь Даше-путешественнице?»)

Материалы и оборудование:

Диск с мультфильмом, календарь природы, карточки к игре «Оденься на прогулку», «Деревья севера», «Кто живет в тайге»; книжка-самоделка, сосновые шишки, 2 ведерка, карандаши, листочки с изображениями лесных животных на каждого ребенка.

Ход образовательной деятельности:

Дети играют, педагог берет телефон (кто-то звонит). Разговаривает по телефону. Разговор прерывается.

- Ой, телефон разрядился.

- Ребята, мне только что позвонила Даша-путешественница, помните, мы про нее смотрели мультфильм? Присаживайтесь на ковер, ребята (включает отрывок из мультфильма Даша-путешественница»).

- Почему ее назвали путешественницей?

Д: Она бывала во многих местах, любит путешествовать.

В: Повторите – «путешественница».  Где только ни была Даша – в лесу, в сказочной стране, в горах. И только у нас в нашем северном краю ей не довелось побывать. Как называется наш край, друзья?

Д: Наш край называется Югра.

В: Все вместе – Югра. Даша позвонила, потому что она может приехать к нам в Югру – ее пригласила в гости хантыйская девочка Миснэ.  Но Даша очень переживает – ей уже нужно собираться в путь, а она не знает, какая погода в Югре, как ей одеться, что может встретиться ей на пути. Она просит нас о помощи. Поможем, мальчики и девочки, Даше? Как мы можем ей помочь?

Д: (высказывают свои варианты):

-  «Мы можем позвонить и рассказать» - воспитатель: у воспитателя  разрядился телефон

- «Мы можем написать письмо» - воспитатель:  вы не умеете писать, а Даша – читать.

- «Мы можем позвонить по скайпу» - воспитатель: у Даши сломался компьютер.

-  Мы можем составить книжку «В помощь путешественникам» и отправить Даше по почте.

В: Молодцы! Книга очень поможет Даше подготовиться к путешествию, а заодно и узнать о нашем крае. У меня есть вот такая заготовка для книги. Сюда мы можем вклеить подсказки для Даши.

Работа с календарем погоды

- Итак, Дашу интересует погода - нужно определиться, какая погода у нас в Когалыме сегодня. Где мы всегда отмечаем сегодняшний день и погоду?

Д: В календаре природы.

В: Давайте подойдем к нашему календарю природы.

Дети подходят к календарю и встают полукругом.

- Сегодня 15 число, какой месяц ? (ноябрь) какой год? (2017 год). День недели?

Д: четверг.

-В: Верно. Время года? (зима). Ребята, у нас с вами 4 окошка . Какие?

Д: Это осадки, ветер, облачность, температура.

-Ребята, что можно сказать сегодня про осадки (посмотрите в окошко)?

Д: Сегодня  идет снег.

В: Катя, отметь нужной карточкой.

Ребенок на столе выбирает нужную карточку.

В: Ребята, что можно сказать про ветер ?

Д: Сегодня слабый ветер

В: Митя, отметь нужной карточкой

- Что можно сказать про облачность?

Д: Сегодня облачно – солнца не видно

В: Нина, отметь нужной карточкой

-Что можно сказать о температуре? Тепло, прохладно или холодно было на улице, когда вы шли в детский сад?

Д: Холодно.

В: Вова, отметь нужной карточкой.

- Все согласны, что у нас сегодня (показывает указкой) снег, слабый ветер, облачно, холодно?

Д: Согласны.

- Тогда, ребята, давайте нарисуем схематично с помощью знаков сегодняшнюю погоду.

Подходят к столу и по желанию 4 человека делают зарисовку в книгу.

-Молодцы.

Игра «Оденься на прогулку»

В: Ну что ж, зная погоду, надо рассказать Даше, как ей одеться для путешествия. Давайте пройдем дальше, ребята, к столу.  

Дети подходят к столу, встают вокруг него.

В: Ребята, подойдите к столу и  возьмите 1 предмет одежды, который должна будет одеть Даша, собравшись в наш край.

Дети выбирают по 1 предмету одежды, стоя вокруг стола.

В: Назовите предметы, которые вы выбрали.

Д: Майка, трусики, кофточка, колготки, гамаши, шерстяные носки, штаны, куртка, меховая шапка, шарф, варежки, валенки.

В: Друзья, почему вы советуете Даше одеть именно эти предметы одежды?

Д: Потому что Югра – край холодный. Зимой здесь дует северный ветер, бывают сильные морозы, такие, что можно отморозить нос или щеки, поэтому одеваться нужно очень тепло.

В: Молодцы! Давайте вклеим эти картинки в нашу книгу, чтобы Даша знала, что одеть. Вклеиваем по порядку: от нижнего белья к верхней одежде.

Каждый вклеивает свою картинку.

В: Вот представьте:  идет Даша по снегу – кстати, на чем удобнее всего идти по снегу? Правильно, на лыжах.  Идет Даша на лыжах по снегу с рюкзаком за спиной, торопится к Миснэ и тут встает перед ней…

Имитация леса – деревья.

Д: лес.

В: Верно, угадали. Вот и лес.

Игра «Деревья севера»

- Не знает Даша ничего о нашем лесе – что растет в нашем югорском лесу, кто в нем обитает. Чтобы она об этом узнала,  нам нужно разделиться на 2 команды.  

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

- Первая команда выкладывает на мольберт деревья, которые растут в Югре, а вторая – те деревья, которые в нашем краю не встречаются (им здесь слишком холодно).

Дети выкладывают картинки

В: Первая команда, назовите, что вы выбрали?

Д: Сосна, кедр, пихта, ель, лиственница, береза.

В: Вторая команда, что выбрали вы?

Д: дуб, клен, тополь, ива, ясень, липа

В: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Проверьте друг друга – ничего не перепутали?

В: Сосна, ель, пихта, кедр, лиственница  – как вы думаете, что объединяет эти деревья?

Д: Их объединяет то, что у них есть иголки.

В: Значит, какие это деревья?

Д: Это хвойные деревья

В: А чем отличается лиственница от всех остальных хвойных деревьев? Почему ее назвали лиственницей?

Д: Потому что она сбрасывает осенью свои иголки.

В: Молодцы! Хвойный лес называется «тайга». Повторите. Вокруг нашего города – тайга.

- Предлагаю вклеить в нашу книгу картинки деревьев Югры.

Дети вклеивают.

В: Ребята, присаживайтесь. Что может Даша увидеть в лесу под деревьями?

Д: Их плоды.

В: Назовите их  (выставляет под этими деревьями плоды)

Д: Еловые шишки, сосновые шишки, кедровые шишки.

В: Чем отличаются кедровые шишки от остальных шишек?

Д: Кедровые шишки съедобны – в них есть орешки.

В: Молодцы. Я знаю, что вы очень любите играть с шишками – предлагаю поиграть в игру «Собери в кузовок».

Малоподвижная игра «Собери в кузовок» .

В: Снимите носочки, положите под стульчик. У нас 2 команды: каждой команде нужно собрать как можно быстрее шишки – ногами!

Воспитатель высыпает шишки из двух ведерок.

- Начали.

        Дети собирают пальцами ног шишки в ведерки.

В: Молодцы! Обе команды одновременно собрали шишки - проигравших нет. Одевайте носочки и присаживайтесь.

- Ребята, как вы знаете, лес полон зверей, хотя они и очень хорошо прячутся. Давайте сделаем подсказки для Даши, кого она может встретить в лесу. Проходите к столам.

Дети подходят к столам, на которых карандаши и листочки с картинками лесных животных.

Дидактическая игра «Кто живет в тайге»

В: на листочках обведите синим карандашом в кружок только тех животных, которых можно встретить в лесу зимой. Красным кружком обведите тех животных, которые могут быть опасны для человека. Почему?

Д: Потому что эти животные – хищники.

В: Верно. Приступайте.

Дети,  стоя за столом,  обводят каждый в своей карточке животных.

- Итак, ребята, назовите, кого можно встретить в тайге зимой?

Д: Даша  может встретить зайца, лису, волка,  белку, лося, барсука, россомаху, рысь

В: Верно. Кого из этих зверей вы обвели в красный кружок и почему?

Д: Волка, россомаху, рысь потому что они- хищники.

В: Ребята, а почему вы не обвели в кружок ежика или медведя?

Д: Они зимой спят (еж зарывается в осенние листья, медведь спит в берлоге)  и Даша их не увидит в лесу.

В: Молодцы! Давайте в нашу книгу вклеим ваши карточки и Даша будет помнить о том, кого она может встретить и кого ей опасаться.

Дети вклеивают картинки.

В: Ребята, посмотрите, а наша книга уже заполнена. Проходите на ковер.

- Друзья,(показывает книгу), вот мы и подготовили книгу для Даши как и запланировали. О чем мы ей рассказали?

Д: О том, какая погода – холодная, морозная, с ветром. О том, как нужно одеться в дорогу – тепло, зимнюю одежду. О том, какие деревья в лесу она увидит, кого она может встретить в лесу.

В: Верно. Самое главное мы ей указали в книге – (листает страницы) – погода, одежда, лес, животные. Какое новое слово мы сегодня узнали?

Д: Тайга.

В: Да, мы с вами живем в таежном краю под названием..

Д: Югра.

В: Я думаю, что Даша обрадуется нашей книге, она ей поможет подготовиться к путешествию и узнать немного о нашем красивом богатом крае. А сейчас давайте покажем друг другу наше настроение: если вам сегодня понравилось помогать Даше, создавать нашу книгу – то вы поднимаете руки вверх и весело ими потряхиваете. Если вам не понравилось заниматься и играть – спрячьте руки за спину.

- Молодцы! Настроение у всех хорошее, помогать нравится всем. Нам осталось только  красиво упаковать нашу книгу и отправить по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Даша-путешественница на выборах в лесу"

Сказка предназначена для ознакомления детей страшего дошкольного возраста с понятиями: "выборы", "бюллетень", "урна для голосования", "голосование" в лёгкой, игровой форме. Дети с удовольствием соглаш...

Даша путешественница.

Интегрированное занятие....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице»

Открытое занятие для родительской общественности в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» с целью познакомить с авторской методикой интеллектуально-творческого развития "Блоки Дьенеша&quo...

НОД. Занимательная математика с Дашей Путешественницей

      Цель: Развитие элементарных математических представлений у воспитанников второй младшей группе (3-4 года)        Задачи: -упражнять в умении различ...

Конспект открытого занятия «Приключения с Дашей – путешественницей»

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе №3«Приключения с Дашей – путешественницей»...

КОНСПЕКТ познавательного интегрированного занятия для детей старшей группы "Новые путешествия Даши путешественницы"

laquo;НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДАШИ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ» Интегрированное занятие для детей старшей группы  Задачи:Образовательные :• способствовать углублению и обобщению имеющихся зна...

Сценарий развлечения "Поход с Дашей- путешественницей"

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Требует предварительной  работы с детьми  на тему "Отправляемся в поход, много нас открытий ждет"...