Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Малютина Юлия Олеговна

Разновозрастная группа (3-6 лет). С учетом возрастных особенностей.

Познакомить детей с процессом посадки, вызвать интерес к выращиванию растений в условиях группы.

Сформировать первоначальное представление о вулканах и их извержениях в природе.

Развивать интерес к миру насекомых, воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Наш веселый огород» в разновозрастной группе

Цель – познакомить детей с процессом посадки, вызвать интерес к выращиванию растений в условиях группы.

Задачи:

- учить детей ухаживать за растениями; расширять знания детей о лекарственных растений;

- познакомить детей с особенностями выращивания растений;

- обобщить представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования;

- развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).

Беседа с детьми:

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете лекарственные растения в природе?

Дети: подорожник.

Воспитатель: Правильно. Еще есть ромашка, зверобой, крапива и т.д.

Без растений жизни на Земле не было бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но и также питаться и вылечиваться от болезней.

Воспитатель: Как помогают бороться с болезнями растения? Убивают микробов, затягивают раны, витаминизируют организм. Одни из таких растений мы с вами сейчас посадим: лук, петрушка, укроп, базилик, горох.

Практическая часть: дети рассматривают семена, замачивание семян гороха, высаживание в землю, полив грунта. Для создания парникового эффекта укрываем контейнер целлофаном.

Необходимые материалы: контейнеры, земля, семена, совки, лейка, целлофан, фото растений.

В результате:

В ходе беседы, дети получили знания о лекарственных и полезных для человека растениях, которые можно вырастить в  условиях группы. Это лук, укроп, петрушка, горох, базилик.

С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала (семена, луковицы).

У детей появились знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла и  воды).

Создание в группе огорода на подоконнике, огородного календаря.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Вулканы. Извержение вулкана» в разновозрастной группе

Цель: сформировать первоначальное представление о вулканах и их извержениях в природе.

Задачи:

- рассказать детям о том, что такое вулкан;

-познакомить детей с природными явлениями – извержение вулкана;

- пополнить знания детей сведениями о Японии, а именно вулкане Фудзияма;

- расширить представления детей об объектах и явлениях неживой природы.

Беседа с детьми:

Одно из многочисленных достопримечательностей Японии  - вулкан Фудзияма. (Фото Вулкана).

Воспитатель: Что представляет собой вулкан? Из чего он состоит?

Дети: Гора.

Воспитатель: В природе существует вулканы активные (спящие) и потухшие. Активные – извергавшийся вулкан. Спящие вулканы, на которых еще возможны извержения.

Неактивные (потухшие) – древние вулканы, потерявшие свою активность. Состоит он из камней.

Детям показывается макет вулкана.

Воспитатель: Вулкан состоит из вершины, склона, подножия (основы).

Воспитатель: Почему снег на вершине?

Дети: Гора высокая. На вершине  холодно.

Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим как оживает спящий вулкан и происходит извержение. Воспитатель проводит опыт (Слайд 4 ,фото 1,2)

Практическая работа  (опыт): макет вулкана, раствор для приготовления лавы (1 ст.л. – моющего средства для посуды, 1 ст.л. – соды, 1/3 ч.л. красителя красного цвета, ¾ стакана уксуса).

В результате:

В ходе беседы, дети получили знания о вулкане, из чегоон состоит. Увтдели процесс извержения вулкана. Узнали о том, что в Японии расположен спящий вулкан Фудзияма. Увидели его на фото.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Наблюдение за насекомыми на прогулке» в разновозрастной группе

Цель – развивать интерес к миру насекомых, воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Задачи:

- расширить знания детей о насекомых , их видах, питании, особенностях во внешнем виде;

- воспитать желание бережного отношения ко всему окружающему.

Ход беседы:

На прогулке дети наблюдают за встретившимися им насегомыми: паучками, жучками, мухами, шмелями, муравьям, червяками, бабочками.

Воспитатель: В какое время года появляются насекомые?

Дети: Весной.

Воспитатель: почему весной?

Дети: Солнце начинает греть, появляются растения, появляются насекомые.

Воспитатель: Чем полезны насекомые?

Дети: Пчелы – делают мед.

Воспитатель: божья коровка и муравьи поедают мелких букашек – тлю; бабочки и  шмели помогают в опылении цветов.

Подвижные игры

«Ловля бабочек»

Цель – развитие ловкости, сообразительности, быстроту реакции.

Выбрать 4 играющих остальные играющие «бабочки». На слово «летите»дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. Они ловят и пойманных бабочек отводят в уловное место. На слова «бабочки сели на цветочки», бабочки присаживаются и отдыхают. По итогу отмечается, какая пара поймала больше бабочек.

«Найди где спрятано?»

Цель – учить ориентироваться на участке, выполнять действия по сигналу.

Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!», Дети начинают искать предмет.

Самостоятельня деятельность -Игра на участке. 

Цель - обеспечение выбора каждым ребенком деятельности по интересам, что позволяет взаимодействовать сверстникам или действовать индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...