Рабочая программа кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная программа направлена на создание условий для формирования целостного мировосприятия ребёнка средствами экспериментирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Концепция программы:
Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Ребёнок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов , как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать всё сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.
Актуальность:
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязях, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их , классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель:
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребёнка средствами экспериментирования.
Задачи:
-расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
-знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
-развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);
-формирование у детей элементарных географических представлений;
-формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-развитие познавательного интереса к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и месте человека в ней;
-воспитание гуманного , бережного, заботливого отношения к окружающему в целом.
Методы, используемые для реализации программы:
-наблюдение;
-экспериментирование;
-решение проблемных ситуаций;
-опыты, исследовательская деятельность.
Дидактические принципы построения и реализации программы:
-принцип научности ( детям общаются знания о свойствах веществ и др.);
-принцип динамичности(от простого к сложному)
- принцип сотрудничества (совместная деятельность детей и взрослых);
-принцип системности;
-принцип преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных знаниях, формируя ЗБР);
-принцип возрастного соответствия;
-принцип наглядности;
-принцип здоровьесбережения (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
Краткая характеристика программы:
Возраст детей 6-7лет.
Наполняемость-10 человек.
Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность деятельности не более 30 минут, во второй половине дня.
Ожидаемый результат:
-формирование представлений о свойствах веществ;
-умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
-умение самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
-расширение знаний об объектах и их свойствах.
Перспективно-тематическое планирование:
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование | |
Сентябрь | Свойства воды. Плавающая рыбка. | Дать возможность опытным путём увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы :вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, формы;познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. | Технологические карты по свойствам воды, прозрачные ёмкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, стеклянная форма, маркер, вода. | |
Вода-растворитель. О чищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворители(стиральный порошок, мука, песок, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки. | ||
Непотопляемая бумага. Бумажная крышка. | Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха; опытным путём дать возможность узнать, может ли воздух защитить бумагу от воздуха. | Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы. | ||
Круговорот воды в природе. | Опытным путём показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды | Электрочайник, лёд, вода, стекло, прозрачные ёмкости. | ||
Октябрь | Почему песок так хорошо сыплется? | Дать возможность опытным путём увидеть свойства песка, с которыми дети уже знакомы: сыпучесть, при добавлении воды клейкость; познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем. | Ёмкость с песком, вода, мельничка, пустая ёмкость умеренной глубины. | |
Песок -природный фильтр. | Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. | Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, п/э бутылки | ||
Какими бывают камни. | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. | Коллекция камней. | ||
Что такое горы? Почему разрушаются горы? | Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни. | Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней. Глобус. | ||
Ноябрь | Что такое микроскоп? | познакомить с исследовательским прибором-микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется. | Микроскоп, прозрачная пластина, чашка Петри, пинцет, скальпель, микрорезка. | |
Как помогает стекло? | Познакомить с приборами для наблюдения: микроскопом, биноклем, лупой; объяснить для чего они нужны человеку. | Лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, семена , листья, волокна шерсти . | ||
Исследуем репчатый лук. | Закреплять приёмы работы с микроскопом; познакомить с новыми понятиями: клетка, мембрана, ядро; выяснить: почему от лука плачут. | Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта. | ||
Волосы и шерсть. | Опытным путём изучить различия между волосом человека и шерстью животного, уточнить для чего нужны они | Микроскоп, прозрачная пластина, пинцет, бумага, карандаши для фиксации опыта. | ||
Декабрь | Кристаллизация соли. Сахар в еде. | Опытным путём изучить кристаллы соли и сахара от начального вида до вновь созданных, уточнить применение сахара и соли для жизни для человека. | Микроскоп, колбочки, флаконы, палочки для смешивания, бумага, карандаши для фиксации опыта. | |
Создание базы данных отпечатков пальцев. | Познакомить детей с наукой «дактилоскопия»; инструментами и приборами для снятия отпечатков пальцев. | Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, лупа. | ||
Снятие отпечатков с предметов. | Изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. | Фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа. | ||
Январь. | Воздух. | Расширять представления о свойствах воздуха: невидимость, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить с историей изобретения воздушного шара. | Лёд, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробник духов, ванилин, чеснок , воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос. | |
Секретное послание. | Показать способы написания невидимыми чернилами, опытным путём выяснить от чего это происходит. | Пробирки, палочки для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, чай, молоко. | ||
Февраль | Почему дует ветер? | Познакомить с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх, так как лёгкий, и наоборот. | Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча. | |
Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. | Листы бумаги, воздушные шары. Коллаж» Всё, что летает», изображение ракеты. | ||
Подводная лодка. | Опытным путём показать, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. | Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, п/э мешочки, кораблики из пенопласта, сосуд «Море» для корабликов. | ||
Почему предметы движутся? | Познакомить с физическими понятиями: сила, трение; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | Небольшие машинки, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые и пластмасс-совые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, карандаши | ||
Март | Откуда берутся вихри? | Опытным путём дать возможность разобраться, как образуется вихрь. | Ножницы, пипетка,гуашь, циркуль, шило, спички, лист картона, вода, глубокая миска, стаканчик, кусочек пластилина. | |
Термометр из бутылки. | Научить детей делать простейший термометр, который будет реагировать на изменения температуры окружающей среды. | Стеклянная бутылка, фломастеры, лёд, лист бумаги, скотч, пищевой краситель, вода, пластилин, миска среднего размера, соломинка для напитков, воронка. | ||
Как сделать звук громче? | Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим, звуки бывают высокими и низкими, передаются с помо-щью звуковых волн, можно усилить с помощью специальных предметов. | Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая трубка, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инстру-менты, сделанные из бросового материала. | ||
О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука- дрожание предметов. | Линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички. | ||
Апрель | Игры и опыты с водой и воздухом. | Закреплять знания детей о воде и воздухе; умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. | Все необходимые материалы для проведения опытов. | |
Игры и опыты с песком, почвой, камнями. | Закреплять знания детей о песке и камнях; умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. | Все необходимые материалы для проведения опытов с песком, водой, описанные раннее, макеты рельефа. | ||
Исследование с помощью микроскопа. | Закреплять умение работать с микроскопом. | Все необходимые материалы и оборудование, технологические карты. | ||
с/р игра «Детективы» | Закреплять навыки исследовательской деятельности. | Все необходимые материалы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем известно, что немаловажным критери...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа...
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Отчего и почему?»
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство....
Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Мы юные исследователи"
Детское экспериментирование — основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников.Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являют...
Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности «Эрудит»
Программа кружка "Эрудит" для детей 5-6 лет...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....
Рабочая программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин»
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, люб...