Знакомство с творчеством писателя Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал знакомит детей с биографией писателя и его творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nosov.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Специальная коррекционная начальная школа - детский сад №144»
КОНСПЕКТ ООД
по разделу «Приобщение к художественной литературе»
образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »
в подготовительной группе для детей с нарушением зрения
ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя Н. Н. Носова
«Незнайка и его друзья».
Составила: Харчина Г.С.
воспитатель первой
квалификационной категории
Г. Дзержинск
-2018-
Цель: познакомить детей с биографией Н.Н.Носова и обобщить знания о писателе на основе прочитанных произведений.
Задачи.
Образовательные:
- продолжать развивать интерес к художественной литературе;
- различать жанровые особенности произведений;
- учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями. Выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам;
- поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками, стихами;
- упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки, драматизировать тексты.
Коррекционно-развивающие:
а) развивать:
- внимание, память, мышление;
- слуховое восприятие, как сохранный анализатор;
- умение излагать мысли, события в логической последовательности;
- координацию движений, чувство ритма, образного восприятия музыки.
б) упражнять:
- в правильном построении сложноподчиненных предложений, использование языковых средств для соединения их частей;
в) обогащать словарный запас.
Воспитательные:
а) воспитывать:
- умение коммуникативного общения в коллективе;
- читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
б) формировать оценочное отношение к героям.
Методы и приемы:
- художественное слово;
- вопросы поискового характера;
- игровой приём;
- поощрение;
- напоминание.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
- магнитофон;
- кассета с записью песни «В траве сидел кузнечик» (сл.Н.Носова, муз.В.Шаинского);
- магнитная доска;
- портрет Н.Носова;
- сборники рассказов «Фантазёры», «Тук-Тук», «Находчивость», книга о жизни и творчестве Н.Носова.
Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей детей и состояния зрения детей.
По состоянию зрения:
- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии.
По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности:
- высокий уровень • - ответы на вопросы поискового характера;
- средний уровень ⬜ - вопросы репродуктивного характера;
- уровень ниже среднего △ - вопросы репродуктивного характера.
Индивидуальная работа.
С Ариной, Тимуром, Никитой, Димой – помощь в преодолении неуверенности в своих силах через одобрение, поощрение.
Пропедевтическая работа.
- ОДД из направления «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область «Чтение художественной литературы»;
- чтение сборников рассказов Н.Н.Носова «Фантазёры»;
- просмотр мультфильма «Приключения Незнайки»;
- рассматривание иллюстраций;
- организация выставки рисунков по произведениям Н.Н.Носова.
Использованная литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы.,
Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой. - М.; Мозаика – Синтез, 2011.
2. Программа специальных коррекционных образовательных учреждений
IV вида ( для слабовидящих детей ) под редакцией Л.И. Плаксиной. М.:
Просвещение, 1997.
6. «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий. Под
редакцией О.С. Ушаковой- М.: Т.Ц. Сфера, 2003-224 с.
7. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения,
конспекты занятий». Под редакцией О.С. Ушаковой. М.: Т.Ц. Сфера
Москва 2004.
8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург. 2000.
9. Ильина М.А. Сотрудничество с родителями по приобщению дош-
кольников к чтению. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. 2010. №12. С.
10. Носов Н.Н. Жизнь и творчество. Сборник. М.: Дет. лит. 1985-256с.
11. Носов Н.Н. Фантазеры.М.: Издание Н.Н. Носова ЭКСМО, 2006-178с.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Дифференциро- ванный подход | Действия детей |
1 | 2 | 3 |
Эмоциональный настрой. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться — Доброе утро! — Доброе утро! Солнцу и птицам! — Доброе утро! — Приветливым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро пусть длится до вечера! | Дети стоят в кругу. | |
Сегодня мы с вами вспомним произведения Н.Носова и я познакомлю вас с биографией писателя. | Проходят и садятся на свои места. | |
Н.Носов умел писать «смешно». Друзья говорили о нём «Весёлый талант», а дети от души смеются, слушая о похождениях Незнайки, о мальчиках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости в Барбосу, но произведения Н.Носова нас не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься, что такое долг, дружба, честность, совесть. Родился Николай Носов в городе Киеве на Украине. Его отец был актёром. Мать не работала, она занималась воспитанием сыновей. Николай Носов учился в гимназии, увлекался музыкой, пением, театром, а также химией, шахматами, фотографией. Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать всё | Портрет ограниченной площади слабо- видящим детям | Дети слушают |
1 | 2 | 3 |
обо всём. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Он работал и учился, закончил институт. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии, был режиссером мультфильмов. Затем появились его первые рассказы для детей. | ||
А какие рассказы знаете вы? | Ответы детей. | |
Рассказы Н.Носова любили не только дети, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки. | ||
Николай Носов считал, что добро должно торжествовать, а зло быть побеждено. | ||
- Ребята, как вы считаете? Что такое зло? А в рассказах Н.Носова, что побеждает? Подбадриваю, хвалю. | Ответы детей. | |
Ребята, а вы знаете, кто написал слова для этой веселой песенки? А кто написал музыку? Молодцы! Слова для этой веселой песни написал Н.Носов, а музыку В.Шаинский. Давайте вспомним какие ещё весёлые стихи написал он для своего героя – Незнайки. Беру шляпу Незнайки и надеваю на головы детей. | • ⬜ • ⬜ △ | Дети встают и выполняют движения под музыку. Дети читают стихи из произведений Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «В траве сидел кузнечик» |
- «Шляпу надеваю, В Незнайку превращаю.» | ||
| ||
1 | 2 | 3 |
Молодцы! | Дети садятся на свои места. | |
А теперь проверим, внимательно ли вы слушали произведения Н.Носова. |
| |
Вдруг меня кто-то как схватил за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Ваня за мной. | Ответы детей. | |
А я, когда был большой, всю реку мог переплыть. Предлагаю пересказать отрывок по ролям. | • | Ответы детей. |
Кто вам понравился? А кто нет? Почему? | • ⬜ △ | Ответы детей. |
А теперь отгадайте загадки. Отгадаете, узнаете название рассказа. | ||
Чтобы я тебя повез, Мне не нужно есть овёс, Накорми меня бензином, На копыта, дай резины, и Поднявши вихрем пыль, Побежит… (автомобиль). | Ответы детей. В ответах название рассказов. | |
Кругла да гладка, Откусишь – сладка, Засела крепко На грядке … (репка). | ||
Лежит меж грядок Зелен и гладок…..(огурец). А рассказ называется «Огурцы». | ||
У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Что ответила мама сыну? Как ребята отнеслись к работе Бобки? | • ⬜ △ | Ответы детей. |
1 | 2 | 3 |
Как вы относитесь в Бобке? | ||
Какие предметы использовали Вадик и Вовка, чтобы сразиться с «живой шляпой»? | • ⬜ | Ответы детей. |
Читаю отрывок «Бобик в гостях у Барбоса»: «Эх, Васька, - сказал барбос, - опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски, если дедушка тебе даст. Васька пошел к дедушке, стал мурлыкать и тереться спиной о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски. Васька половину съел сам, а другую половинку отнёс под кровать Барбоске». | ||
Что я вам прочитала: начало, середину или конец сказки? | ⬜ △ | Ответы детей. |
Барбоска с Васькой дружные? Даже животные в рассказах писателя добрые, дружные, смешные, озорные. У Николая Носова много веселых рассказов, сказок. Назовите любимые произведения. | • ⬜ △ | Дети отвечают. |
Мне тоже очень нравится творчество Н.Носова, оно вызывает добрую улыбку на наших лицах. Но смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеется над попавшим в беду другом. Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
|
В траве сидел кузнечик, В траве сидел кузнечик, Совсем как огуречик, Зелененький он был.
Припев: Представьте себе, Представьте себе, Совсем как огуречик, Представьте себе, Представьте себе, Зелененький он был. Но вот пришла лягушка, Но вот пришла лягушка, Прожорливое брюшко И съела кузнеца. Припев: … И съела кузнеца, И съела кузнеца. | Стоя, руки на поясе, правой ногой 2 раза ударить носком по полу. То же левой ногой. Взор на носок ноги. Полуоборот направо, руки в стороны, правую ногу на пятку. То же влево. На повторение музыки движения повторяются. Взор прямо. Присесть, руки на колени, локти в стороны, (имитация «лягушки»). Правую ногу на пятку. То же с левой ногой. Взор на носок ноги. Движения припева повторяются. |
Физкультминутка с гимнастикой для глаз.
« Кузнечик» сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»
Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...
Развитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтов
РазвитРазвитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтовЮжного Уралаие...
Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .
Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством И.А, Крылова" в подготовительной группе....
Знакомство с творчеством писателя и поэта Сергея Козлова
Познакомить детей старшего возраста с творчеством замечательного писателя и поэта Сергея Козлова....
«Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»
Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...
«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак».
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе....
Презентация.Викторина «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».
Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...