Знакомство с творчеством писателя Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный материал знакомит детей с биографией писателя и его творчеством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nosov.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Специальная коррекционная начальная школа - детский сад №144»

КОНСПЕКТ  ООД

по разделу «Приобщение к художественной литературе»

образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »

в подготовительной группе для детей с нарушением зрения

ТЕМА:  «Знакомство с творчеством писателя Н. Н. Носова

«Незнайка и его друзья».

Составила: Харчина Г.С.

воспитатель первой

квалификационной категории

Г. Дзержинск

-2018-

Цель: познакомить детей с биографией Н.Н.Носова и обобщить знания о писателе на основе прочитанных произведений.

Задачи.

Образовательные:

  • продолжать развивать интерес к художественной литературе;
  • различать жанровые особенности произведений;
  • учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями. Выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам;
  • поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками, стихами;
  • упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки, драматизировать тексты.

Коррекционно-развивающие:

а) развивать:

  • внимание, память, мышление;
  • слуховое восприятие, как сохранный анализатор;
  • умение излагать мысли, события в логической последовательности;
  • координацию движений, чувство ритма, образного восприятия музыки.

б) упражнять:

  • в правильном построении сложноподчиненных предложений, использование языковых средств для соединения их частей;

в) обогащать словарный запас.

Воспитательные:

а) воспитывать:

  • умение коммуникативного общения в коллективе;
  • читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;

б) формировать оценочное отношение к героям.

Методы и приемы:

  • художественное слово;
  • вопросы поискового характера;
  • игровой приём;
  • поощрение;
  • напоминание.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

  • магнитофон;
  • кассета с записью песни «В траве сидел кузнечик» (сл.Н.Носова, муз.В.Шаинского);
  • магнитная доска;
  • портрет Н.Носова;
  • сборники рассказов «Фантазёры», «Тук-Тук», «Находчивость», книга о жизни и творчестве Н.Носова.

Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей детей и состояния зрения детей.

По состоянию зрения:

- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии.

По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности:

  • высокий уровень  - ответы на вопросы поискового характера;
  • средний уровень  - вопросы репродуктивного характера;
  • уровень ниже среднего  - вопросы репродуктивного характера.

Индивидуальная работа.

С Ариной, Тимуром, Никитой, Димой – помощь в преодолении неуверенности в своих силах через одобрение, поощрение.

Пропедевтическая работа.

  • ОДД из направления «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область «Чтение художественной литературы»;
  • чтение сборников рассказов Н.Н.Носова «Фантазёры»;
  • просмотр мультфильма «Приключения Незнайки»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • организация выставки рисунков по произведениям Н.Н.Носова.

 Использованная литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная    

      программа дошкольного  образования/ Под ред.  Н.Е. Вераксы.,

      Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.  - М.; Мозаика – Синтез, 2011.

2.  Программа специальных коррекционных образовательных учреждений

      IV вида ( для слабовидящих детей ) под редакцией Л.И. Плаксиной. М.:

      Просвещение, 1997.

6.   «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий. Под                          

      редакцией О.С. Ушаковой- М.:  Т.Ц. Сфера, 2003-224 с.    

7.   Развитие речи и творчества дошкольников:  игры, упражнения,        

      конспекты занятий».  Под редакцией О.С. Ушаковой. М.: Т.Ц. Сфера

      Москва 2004.

8.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург. 2000.

9.  Ильина М.А. Сотрудничество с родителями по приобщению дош-

      кольников к чтению. Ж.  Справочник старшего воспитателя дошкольного

      учреждения. 2010. №12. С.

10. Носов Н.Н.  Жизнь и творчество. Сборник. М.: Дет. лит. 1985-256с.

11. Носов Н.Н.  Фантазеры.М.: Издание  Н.Н. Носова  ЭКСМО, 2006-178с.

   

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Дифференциро-

ванный подход

Действия детей

1

2

3

Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться  

— Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

— Доброе утро! — Приветливым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым

 Доброе утро пусть длится до вечера!

Дети стоят в кругу.

Сегодня мы с вами вспомним произведения Н.Носова и я познакомлю вас с биографией писателя.

Проходят и садятся на свои места.

Н.Носов умел писать «смешно». Друзья говорили о нём «Весёлый талант», а дети от души смеются, слушая о похождениях Незнайки, о мальчиках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости в Барбосу, но произведения Н.Носова нас не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься, что такое долг, дружба, честность, совесть.

Родился Николай Носов в городе Киеве на Украине. Его отец был актёром. Мать не работала, она занималась воспитанием сыновей. Николай Носов учился в гимназии, увлекался музыкой, пением, театром, а также химией, шахматами, фотографией. Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать всё

Портрет ограниченной площади слабо-  видящим детям

Дети слушают

1

2

3

обо всём. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Он работал и учился, закончил институт. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии, был режиссером мультфильмов. Затем появились его первые рассказы для детей.

А какие рассказы знаете вы?

Ответы детей.

Рассказы Н.Носова любили не только дети, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Николай Носов считал, что добро должно торжествовать, а зло быть побеждено.

- Ребята, как вы считаете? Что такое зло? А в рассказах Н.Носова, что побеждает?

Подбадриваю, хвалю.

Ответы детей.

Ребята, а вы знаете, кто написал слова для этой веселой песенки? А кто написал музыку? Молодцы!   Слова для этой веселой песни написал Н.Носов, а музыку В.Шаинский.

Давайте вспомним какие ещё весёлые стихи написал он для своего героя – Незнайки.

Беру шляпу Незнайки и надеваю на головы детей.

        

           

Дети встают и выполняют движения под музыку.

Дети читают стихи из произведений Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «В траве сидел кузнечик»

- «Шляпу надеваю,

     В Незнайку превращаю.»

 

1

2

3

Молодцы!

Дети садятся на свои места.

А теперь проверим, внимательно ли вы слушали произведения Н.Носова.

   

  1. «Затейники» -

Вдруг меня кто-то как схватил за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Ваня за мной.

Ответы детей.

  1. «Фантазёры» -

А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.

Предлагаю пересказать отрывок по ролям.

         

Ответы детей.

Кто вам понравился?

А кто нет? Почему?

           

Ответы детей.

А теперь отгадайте загадки. Отгадаете, узнаете название рассказа.

  1. «Автомобиль» -

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овёс,

Накорми меня бензином,

На копыта, дай резины, и

Поднявши вихрем пыль,

Побежит… (автомобиль).

Ответы детей.

В ответах название рассказов.

  1. «Репка» -

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

На грядке … (репка).

  1. «Огурцы»

Лежит меж грядок

Зелен и гладок…..(огурец).

А рассказ называется «Огурцы».

  1. «Заплатка» -

У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета.

Что ответила мама сыну? Как ребята отнеслись к работе Бобки?

           

Ответы детей.

1

2

3

Как вы относитесь в Бобке?

Какие предметы использовали Вадик и Вовка, чтобы сразиться с «живой шляпой»?

           

Ответы детей.

Читаю отрывок «Бобик в гостях у Барбоса»:

«Эх, Васька, - сказал барбос, - опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски, если дедушка тебе даст.

Васька пошел к дедушке, стал мурлыкать и тереться спиной о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски.

Васька половину съел сам, а другую половинку отнёс под кровать Барбоске».

Что я вам прочитала: начало, середину или конец сказки?

           

Ответы детей.

Барбоска с Васькой дружные?

Даже животные в рассказах писателя добрые, дружные, смешные, озорные.

У Николая Носова много веселых рассказов, сказок.

Назовите любимые произведения.

           

Дети отвечают.

Мне тоже очень нравится творчество Н.Носова, оно вызывает добрую улыбку на наших лицах.

Но смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеется над попавшим в беду другом. Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

 

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

         

Припев:

Представьте себе,

Представьте себе,

Совсем как огуречик,

Представьте себе,

Представьте себе,

Зелененький он был.

Но вот пришла лягушка, Но вот пришла лягушка,

Прожорливое брюшко

И съела кузнеца.

Припев:

… И съела кузнеца,

И съела кузнеца.

Стоя, руки на поясе, правой ногой 2 раза ударить носком по полу.

То же левой ногой.

Взор на  носок ноги.

Полуоборот направо, руки в стороны, правую ногу на пятку.

То же влево.

На повторение музыки движения повторяются.

Взор прямо.

Присесть, руки на колени, локти в стороны, (имитация «лягушки»).

Правую ногу на пятку.

То же с левой ногой.

Взор на носок ноги.

 Движения припева повторяются.

                   Физкультминутка с гимнастикой для глаз.

          « Кузнечик» сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»

Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...

Развитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтов

РазвитРазвитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтовЮжного Уралаие...

Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .

Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством  И.А, Крылова" в подготовительной группе....

Знакомство с творчеством писателя и поэта Сергея Козлова

Познакомить детей старшего возраста с творчеством замечательного писателя и поэта Сергея Козлова....

«Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак».

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе....

Презентация.Викторина «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».

Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...