Жизнь птиц зимой
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Жизнь птиц зимой» (по экологии старшая группа)
Цель: Развивать знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создать эмоциональный настрой детей; воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде- оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.
Оборудование: Атрибуты для птиц, домики, бумага, «Игровизор», значки, «Мнемотаблица», ИКТ ,ковролин, буквы.
\
Ход занятия
Вводная беседа
Воспитатель с детьми рассматривает мнемотаблицу о птицах, дети отвечают на
вопросы:
- Зимующая птица или перелетная?
- Где живет?
- Чем питается?
- Какое оперение?
- Какую пользу эта птица приносит лесу?
Инсценировка
Звучит музыка с голосами птиц. Вбегают дети – птицы: дятел, снегирь, синица, сорока.
Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:
Я в берете ярко – красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все...(дятел).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
Первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (Снегирь)
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня…(синичка).
Воспитатель: Что – то птиц здесь маловато, а других здесь нет?
Птицы (перебивая друг друга): Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не
перелетные.
- Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (Зимующие.) Каких
еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, голубь.)
- Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло
и корм. Проходите, отдохните.
(Появляются дети в костюмах других птиц).
Жаворонок: Здравствуй, птичка – невеличка,
Желтогрудая синичка.
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
Грач: Здравствуй, дятел, наш дружок,
Добрый день, сорока.
Много дней летали мы,
Далеко дорога.
Залетают под музыку Ласточка, Чибис, Зарянка.
Ребенок: Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали, как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Птицы: Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.
Грач: Кричат, торопятся с утра
В халатах черных мастера.
На ветках вяза и осины
Грачи плетут свои корзины.
Ласточка: Прилетаем к вам весной,
Путь проделав длинный.
Лепим домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка поет «Не прошла зима».
Работа с игровизорами
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие птицы строят себе дома сами, а для
каких готовит домики человек? Как называются эти дома? (Скворечники, гнездо.)
Давайте поможем расселить птиц по гнездам. (Расселяют птиц по гнездам на
игровизорах и проводят дорожки от птиц к гнездам: с одним слогом, с двумя, тремя
слогами.)
Загадки
Влетает сорока с письмом, кричит: «Новости, новости, вот вам письмо».
- О, да здесь какие – то загадки! Помогите мне их разгадать. (Дети выполняют
просьбу).
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам кочует –
Зернышки ворует. (Воробей)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук!»?
(Дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее…..(ворона).
Грудка ярче, чем заря
У кого?(У снегиря.)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает:
«Тень,тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что – то хочет?
(Сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. (Клест)
Музыка «В мире животных»; птицы улетают из группы.
- Летите на волю, вейте гнезда, высиживайте птенцов, пойте для них песни на заре. А
мы будем к вам в лес приходить.
Оригами
Слышался сейчас здесь веселый гомон, но они улетели, и стало тихо. А ведь мы можем
поселить птиц насовсем вот в этих домиках.
Пойдемте мастерить птиц из бумаги. Поселим птиц в домики. А теперь поверим,
чтобы на полянке не осталось ни одной бумажки, ни одной банки, чтобы птицам
захотелось прилетать сюда снова. Вот мы и украсили еще один кусочек нашей голубой
планеты.
Итог занятия
Песня «Дождик по земле босиком прошел».
Часть 2
Ход занятия
Вводная беседа
(На ковролине силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В. Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы – воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке, в парке, в лесу зимой?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая
птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить,
какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут унас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни,
арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного
хлеба.
Синицы, кроме семян. Очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и
сосновых шишек.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую
холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели
домов и заборов, отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели
домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных
деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы
голодают даже погибают, они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами
должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица – отгадка прикрепляется к
кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям
рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Дидактическая игра «Угадай, какая птица поет?»
Воспитатель произносит звуки птичьей песенки и предлагает угадать, какая птичка
благодарит детей за заботу, доброту. Затем воспитатель и дети вместе произносят
звуки песенки.
Итог занятия
Занятие закачивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А. Яшина.
На прогулке после данного занятия и на всех после данного занятия и на всех
последующих дети продолжают наблюдать за зимующими птицами, прилетающими
покормиться к кормушкам, развешанным на деревьях участка.
Самоанализ
Образовательная: (повышать уровень развития ребенка) - умение образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать сложные прилагательные; упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед. числа; уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц, обобщающем слове птицы; стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций.
Воспитательная: (формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения) - воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Развивающая: (при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие) - развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления (логоритмические упражнения, игра «Угадай на ощупь», игра «Кого не стало»); развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти (загадки, прослушивание музыки); развитие интереса к художественной литературе.
II.Получены следующие результаты:
А) Положительный результат по задачам – дети освоили названия отдельных птиц; употребляют обобщающее слово – «птицы»; дети осознают непростое положение птиц в зимнее время, необходимость помощи птицам.
Б) Проявили интерес к проводимым дидактическим играм, активно участвовали в беседе.
В) Используемые методы и приёмы помогли запомнить названия птиц, чем питаются птицы.
Г) В активный словарь введены следующие понятия: обобщающее слово «Птицы», «зимующие птицы»,
Д) Наиболее сложным было решение речевых задач: образование слов при помощи суффиксов, образование сложных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже, ед. числа. Возможно, материал взят не по возрастной норме. Но, я думаю, при активной последующей работе, при достаточной тренировке дети освоят и этот материал. К тому же, я считаю, что при наличии нарушений речи, которые наблюдаются у детей средней группы, задания подобного типа необходимо вводить на НОД по различным ОО.
III.
Начало НОД предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Я использовала прослушивание музыки, чтение стихотворения.
Ход (процесс) НОД включает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач:
- актуализация знаний о зиме, о птицах (активизация мышления – загадки; дидактическая речевая игра «Скажи какая? Какой?»);
- введение нового знания (побуждающий и подводящий диалог о трудностях для птиц зимой, метод эмпатии - пластический этюд «Воробушек»);
- Включение нового знания в систему знаний ребёнка – закрепление (тактильная игра «Определи корм на ощупь», практическая деятельность – аппликация, речевая игра «Назови ласково»);
- физминутка – логоритмическое упражнение «Снегири»
- Повторение (игра на внимательность «Кого не стало»)
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Я дифференцированно подошла к оценке результатов деятельности детей.
IV.В процессе НОД была использована как коллективная, так и индивидуальная форма работы.
V. В основном программное содержание выполнено.
Работа будет продолжена в совместной деятельности с детьми. (Физкультурный досуг «Зимующие птицы» в феврале). Будут даны рекомендации родителям.
VIII. Время занятия составило 20 минут, что соответствует требованиям по возрасту.
Литература
1.Занятия по экологии .Средняя, старшая группах. 2016 год.
2.Самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Жизнь птиц зимой!»
Программное содержание: Формировать познавательный интерес, расширять знания и представления о зимующих птицахЗакреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинк...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"
Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....
Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"
Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"...
конспект РОД в подготовительной группе "Жизнь птиц зимой"
закрепить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, строении клюва. Уточнить, чем можно подкармливать птиц зимой....
Жизнь птиц зимой
средняя группа...
НОД "Жизнь птиц зимой"
Нопосредственно образовательная деятельность " Жизнь птиц зимой"...
Презентация НОД "Жизнь птиц зимой"
Презентация к занятию "Жизнь птиц зимой"...