«Использование художественной природоведческой литературы».
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Книги, как правило, содержит оценку происходящего. Знакомя с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_khudozhestvennoy_prirodovedcheskoy_literatury.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование художественной природоведческой литературы».
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Художественная литература о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Книги, как правило, содержит оценку происходящего. Знакомя с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьёзно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, а также С.Есенина, А.Толстого, К.Паустовского. В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Серовой и другие.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Младшие группы. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: игрушки, картину и т.д. (Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.) Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчётом, чтобы его можно было прочитать в течение организованной образовательной деятельности. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.
Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д.
В средней и старшей группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.
Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками. – Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоём. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н.Павловой, В.Бианки, Н. Сладкова.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза), большое – вначале целиком, а затем – лишь условные места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.
Интересным и ценным приёмом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т.д.) Сравните книги Ю.Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н.Павловой «Разными глазами». Н.Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю.Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них сторон.
Описание весны имеется в книгах Н.Сладкова «Воробьишкина весна», Г.Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по – разному можно рассказывать о весне.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы: помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская ...
Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже с...
Природоведческая литература как средство экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природ...
Ознакомление детей с природоведческой литературой
Детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она:· Воспитывает у детей г...
Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольника
Использование художественной природоведческой литературыв экологическом образовании дошкольника...
Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»
В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....
Использование художественной природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы....