Обитатели морей и океанов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной группы.
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными (некоторыми представителями: кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек, морская звезда, рыба-еж), их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания и поведения.
Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Материал: презентация о некоторых представителях морских животных; загадки на морскую тематику; раскраска «Морские обитатели»; цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить с вами об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские звезды, морские ежи, рыбки – бабочки и много других животных. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Тогда отправимся в путешествие! Представим , что мы на корабле, а за бортом плавают… А вот, кто плавает, мы сначала будем отгадывать, а потом смотреть на экран и знакомиться с морскими обитателями.
Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный, а когда покажется из воды его спина – то можно подумать, что это остров.
Воспитатель: А теперь посмотрим на экран (слайды 2,3,4).
Воспитатель рассказывает о животном, задавая одновременно вопросы детям (Откуда этот фонтан? Кит – это рыба или нет?).
Воспитатель: Ребята, я вижу, отгадайте кого:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть..?
Дети: Дельфин!
Воспитатель: Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей). А теперь посмотрим на экран (слайды 5,6).
Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте следующую загадку:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно...?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула. Что вам известно об акулах? – (высказывания детей). Смотрим на экран (слайд 7).
Воспитатель рассказывает об акуле.
Воспитатель: отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это..?
Дети: Краб.
Воспитатель: Верно. Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей). А теперь смотрим на экран (слайды 8,9).
Физминутка
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «китов»).
А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!
Воспитатель: Молодцы! А теперь возвращаемся на корабль. Слушаем следующую загадку:
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане,
Целых восемь рука-ног
Это чудо ..?
Дети: Осьминог.
Воспитатель: Правильно, ребята, это осьминог. Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей). А теперь смотрим на экран (слайды 10,11).
Воспитатель: Вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе..?
Дети: Черепаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию (слайд 12) и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской..?
Дети: Конек.
Воспитатель показывает иллюстрацию (слайд 13) и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Воспитатель: Ребята, я вижу, отгадайте кого:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель показывает иллюстрацию (слайды 14,15) и спрашивает: Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Воспитатель: Следующая загадка:
В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет.
Много у нее иголок,
Как у ежика и елок.
Воспитатель: Что, ребята, трудно отгадать? Тогда смотрим на экран (слайд 16).
Воспитатель: И последняя загадка:
Пять морских ежей схватила
Я в подводной глубине
И, спокойно проглотив их,
Ярче вспыхнула на дне.
Воспитатель: Ребята, смотрите на экран (слайд 17). Что же это? Правильно, это морская звезда.
Воспитатель: Ну что ж, держим путь обратно домой. Теперь можно выйти из корабля и немного отдохнуть.
Физминутка
Спускаемся в море и попробуем изобразить тех животных, которые вам понравились больше всего.
(Дети бегают по периметру групповой комнаты, изображая осьминогов, акул, крабов, дельфинов и др.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам присесть за столы, где лежат раскраски и цветные карандаши, и раскрасить всех морских обитателей, которых мы увидели в нашем путешествии.
Дети раскрашивают морских обитателей, вспоминая их окраску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obitateli.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кит Кит – самое крупное животное в мире. Тело стройное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Окраска тела темно-серая с голубоватым оттенком.
Кит Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.
Кит Киты – не рыбы. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть огромные киты (весят как 25 слонов), а есть сравнительно небольшие .
Дельфин Дельфины – одни из самых умных и полезных животных для человека. Они защищают людей от акул, спасают утопающих. Дельфины, как и киты, дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Питаются дельфины рыбой.
Дельфин Дельфины очень дружелюбные животные. Они игривы, живут стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
Акула Акулы – это большие, быстрые, зубастые хищные рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенном в воде. Акулы очень прожорливы и подвижны.
Краб Тело краба напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и коротенькими усиками. Плавать краб не умеет, но быстро бегает по дну боком. Крабы собирают мусор очищая морское дно.
Краб У краба 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Осьминог Это удивительное животное: голова и 8 ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога есть присоски, поэтому он может удержать любую мелочь. Селятся они на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются осьминоги мелкими морскими животными.
Осьминог Осьминоги умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую среду. А когда они спасаются от преследователя могут пускать краску (чернила). По окраске можно определить настроение осьминога: сильно напуганный – белого цвета, а в момент злости приобретает красноватый оттенок.
Черепаха Морские черепахи полностью приспособились для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. В воде черепахи подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы-черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Морской конек Живут морские коньки в зарослях морской травы и прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк в них и спрятались.
Медуза Медузы – это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
Медуза Самая большая в мире медуза – Волосистая Цианея
Рыба-Ёж Это с виду обычная рыбка, почуяв опасность, превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. Эта способность защищает ее от нападения хищников и делает несъедобной.
Морская звезда Эти животные населяют практически все моря и океаны Земли, вода которых достаточно соленая. В пресных водоемах они не живут. Лучей у звезд может быть от 4 до 50. У морских звезд нет мозга, зато на каждом лучике есть глаз. Множество глаз помогает им удачно охотиться. Дышат звезды через кожу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"
С целью организации речевой среды дома предлагаю следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...
Осьминоги - обитатели морей и океанов
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе " Обитатели морей и океанов"
Конспект занятия по экологическому воспитанию...
Мультимедийная презентация "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы.
Презентацию можно использовать в интегрированном занятии (познавательное развитие и изобразительная деятельность). Дети имеют возможность увидеть красоту подводного мира,отгадать загадки и нарисовать ...
Обитатели морей и океанов
Конспект мероприятия на тему «Обитатели морей и океанов»для детей средней группы...
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов»
Проект разработан с целью развития познавательных и творческих способностей детей по теме «Обитатели морей и океанов»....