Обитатели морей и океанов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шарухина Наталия Викторовна

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов»  для  детей подготовительной  группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

        Задачи:

        Продолжать знакомить детей с морскими  животными (некоторыми представителями: кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек, морская звезда, рыба-еж), их внешним видом, особенностями передвижения,  приспособленностью к  жизни в водной среде, особенностями  питания и поведения.       

 Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

        Развивать мелкую моторику рук.

        Обогащать и активизировать словарь детей.

        Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

        

        Материал: презентация о некоторых представителях морских животных; загадки на морскую тематику; раскраска «Морские обитатели»; цветные карандаши.

Ход занятия:

        Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить с вами об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы,  и морские звезды, морские ежи, рыбки – бабочки и много других животных. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

        Тогда отправимся в путешествие! Представим , что мы на корабле, а за бортом  плавают… А вот, кто плавает, мы сначала будем отгадывать, а потом смотреть на экран и знакомиться с морскими обитателями.

        Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

        Дети: Кит!

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

        Дети: Он огромный, а когда покажется из воды его спина – то можно подумать, что это остров.

        Воспитатель: А теперь посмотрим на экран (слайды 2,3,4).

Воспитатель рассказывает о животном, задавая одновременно вопросы детям (Откуда этот фонтан? Кит – это рыба или нет?).  

Воспитатель: Ребята, я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

        Дети: Дельфин!

        Воспитатель: Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей). А теперь посмотрим на экран (слайды 5,6).

        

        Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте следующую загадку:

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

        Дети: Акула.

        Воспитатель: Конечно же, это акула. Что вам известно об акулах? – (высказывания детей). Смотрим на экран (слайд 7).

Воспитатель рассказывает об акуле.

Воспитатель: отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

        Дети: Краб.

        Воспитатель: Верно.  Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей). А теперь смотрим на экран (слайды 8,9).

                                                Физминутка

       Воспитатель:  Ребята, давайте немного отдохнем и изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду!  Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая  «китов»).

 А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины! 

Воспитатель: Молодцы! А теперь возвращаемся на корабль. Слушаем следующую загадку:  

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане,

Целых восемь рука-ног

Это чудо ..?

         Дети: Осьминог.

        Воспитатель: Правильно, ребята, это осьминог. Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей). А теперь смотрим на экран (слайды 10,11).

Воспитатель: Вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

        Дети: Черепаха.

        Воспитатель показывает иллюстрацию (слайд 12) и спрашивает:  Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

       Воспитатель:  Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

        Дети: Конек.

        Воспитатель показывает иллюстрацию (слайд 13)  и спрашивает:  Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

        

        Воспитатель:  Ребята, я вижу, отгадайте кого:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

        Дети: Медуза.

        Воспитатель показывает иллюстрацию (слайды 14,15) и спрашивает: Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Следующая загадка:

В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет.

Много у нее иголок,

Как у ежика и елок.

        Воспитатель: Что, ребята, трудно отгадать? Тогда смотрим на экран (слайд 16).

Воспитатель: И последняя загадка:

Пять морских ежей схватила

Я в подводной глубине

И, спокойно проглотив их,

Ярче вспыхнула на дне.

Воспитатель: Ребята, смотрите на экран (слайд 17). Что же это? Правильно, это морская звезда.

Воспитатель: Ну что ж,  держим путь обратно домой. Теперь можно выйти из корабля и немного отдохнуть.

 

                                           Физминутка

Спускаемся в море и попробуем изобразить тех животных, которые вам понравились больше всего.

(Дети бегают по  периметру групповой комнаты, изображая осьминогов, акул, крабов, дельфинов и др.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам присесть за столы, где лежат раскраски и цветные карандаши, и раскрасить всех морских обитателей, которых мы увидели в нашем путешествии.

Дети раскрашивают морских обитателей, вспоминая их окраску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обитатели морей и океанов

Слайд 2

Кит Кит – самое крупное животное в мире. Тело стройное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Окраска тела темно-серая с голубоватым оттенком.

Слайд 3

Кит Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.

Слайд 4

Кит Киты – не рыбы. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть огромные киты (весят как 25 слонов), а есть сравнительно небольшие .

Слайд 5

Дельфин Дельфины – одни из самых умных и полезных животных для человека. Они защищают людей от акул, спасают утопающих. Дельфины, как и киты, дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Питаются дельфины рыбой.

Слайд 6

Дельфин Дельфины очень дружелюбные животные. Они игривы, живут стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

Слайд 7

Акула Акулы – это большие, быстрые, зубастые хищные рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенном в воде. Акулы очень прожорливы и подвижны.

Слайд 8

Краб Тело краба напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и коротенькими усиками. Плавать краб не умеет, но быстро бегает по дну боком. Крабы собирают мусор очищая морское дно.

Слайд 9

Краб У краба 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Слайд 10

Осьминог Это удивительное животное: голова и 8 ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога есть присоски, поэтому он может удержать любую мелочь. Селятся они на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются осьминоги мелкими морскими животными.

Слайд 11

Осьминог Осьминоги умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую среду. А когда они спасаются от преследователя могут пускать краску (чернила). По окраске можно определить настроение осьминога: сильно напуганный – белого цвета, а в момент злости приобретает красноватый оттенок.

Слайд 12

Черепаха Морские черепахи полностью приспособились для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. В воде черепахи подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы-черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слайд 13

Морской конек Живут морские коньки в зарослях морской травы и прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк в них и спрятались.

Слайд 14

Медуза Медузы – это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Слайд 15

Медуза Самая большая в мире медуза – Волосистая Цианея

Слайд 16

Рыба-Ёж Это с виду обычная рыбка, почуяв опасность, превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. Эта способность защищает ее от нападения хищников и делает несъедобной.

Слайд 17

Морская звезда Эти животные населяют практически все моря и океаны Земли, вода которых достаточно соленая. В пресных водоемах они не живут. Лучей у звезд может быть от 4 до 50. У морских звезд нет мозга, зато на каждом лучике есть глаз. Множество глаз помогает им удачно охотиться. Дышат звезды через кожу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Осьминоги - обитатели морей и океанов

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....

Мультимедийная презентация "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы.

Презентацию можно использовать в интегрированном занятии (познавательное развитие и изобразительная деятельность). Дети имеют возможность увидеть красоту подводного мира,отгадать загадки и нарисовать ...

Обитатели морей и океанов

Конспект мероприятия на тему «Обитатели морей и океанов»для детей средней группы...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов»

Проект разработан с целью развития познавательных и творческих способностей детей по теме «Обитатели морей и океанов»....