Алгоритм проведения тематической недели «Деревья» в старшей группе на основе компьютерной технологии
методическая разработка по окружающему миру на тему

Наталья Петровна Михайлюта

Материал охватывает все основные виды деятельности в ДОУ в процессе изучения темы "Деревья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм проведения тематической недели «Деревья»  в  старшей группе на основе компьютерной технологии

Понедельник:

1 половина дня:

1). Дидактическая игра «Выращивание дерева»

Цель: ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Правила игры:                                                                                                                                                        «Мы будем выращивать дерево. Это не обычное дерево. На нем растут квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Но растут не как-нибудь, а по определенному правилу. Стрелки указывают, что на чем растет. От квадрата идут две стрелки: одна – к кругу, другая – к треугольнику. Это значит, что после квадрата дерево разветвляется, на одной ветке растет круг, на другой – треугольник. От круга растет треугольник, от  треугольника – прямоугольник. (Построенная по правилу 1 веточка: круг – треугольник – прямоугольник.)                                            От прямоугольника  не исходит  ни одна стрелка. Значит, за прямоугольником на этой ветке ничего не растет».                                                                                                                                               После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладет на стол какую-нибудь фигуру, другой – полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Затем следует ход первого игрока, потом второго, и так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.                                 Каждая ошибка наказывается штрафным очком. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.                                                                                                                                                                         Игра проводится по различным правилам (рис.1,2,3, а на рисунке 4 изображено начало дерева, построенного по правилу 3 (начиная с квадрата).

2). Предложить раскраски «Деревья и листья». Закрепить аккуратное закрашивание.

3). Упражнение  «Времена года». Научить устанавливать простые закономерности.

4). «Похож,  не похож?» Развитие воображения.

5). Опыт: потребность деревьев в воде.

«МУЗЫКА»                                                                                                                                                                    Тема: «Лес полон сказок и чудес».                                                                                                                       Пение песен о лесе, частушки, драматизация «Лесные приключения», хоровод «Звери», танец «Веселые детки», игры-забавы.

Художественное творчество.

Рисование.  «Большие и маленькие ели».                                                                                                               Цель: учить располагать изображение на листе бумаги, передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение. Развивать эстетические чувства, образные представления.

Прогулка 1:        Экскурсия в парк. Побуждать наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях. Формировать умение правильно вести себя в природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

2 половина дня:

1). Оздоровительная гимнастика «Деревья». Дыхательные упражнения, ходьба босиком по дорожке «Здоровья»,  шипованые коврики.

2). Бег между деревьями, счет деревьев, сравнивание по внешнему виду (елка, сосна, береза, тополь, клен).

3). Чтение художественной литературы А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый». Знакомство детей с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

4). Индивидуальная работа с детьми «На что похоже?» Использовать карты-схемы. Развитие воображения.

Прогулка 2:      Знакомство с деревом – осиной, ее строением,  листьями. Чтение стихотворения «Осинка» И.Токмакова.                                                                                                                                       Труд:  уборка опавшей листвы (воспитание трудолюбия, умение трудиться сообща).                       Подвижная игра «У медведя во бору» (бег). Подвижная игра «Зайцы и волк» (бег, прыжки).     Дидактическая игра «Бегите к дереву». Закрепить название деревьев на участке детского сада.

Вторник:

1 половина дня:

1).  Дидактическая игра «Волшебное дерево».

Цель: развивать представление детей о символическом  изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Развивающая среда: наглядность с изображением дерева без листьев, обозначен цвет веток; на ветках изображены символы фигур листьев; набор блоков.

                                 

Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет листочков будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур-листьев (форму, размер).

Второй вариант игры: дети закрывают глаза (развитие тактильной памяти). Дерево изготавливается выпуклое, ветки и геометрические и фигуры – из материала разной структуры (из бархатной бумаги, из мягкой ткани, из фольги и т.д.).

2). Предложить трафареты деревьев (обвести силуэты деревьев), дорисовать листья.

3).Отгадывание загадок о деревьях родного края.

4). Закрепить свойства древесины (экспериментальная деятельность).

5). Рассмотреть собранные листья от разных деревьев (сравнить окраску, форму).

1. Познание. Развитие речи.                                                                                                                       Рассматривание картины И.Левитана «Березовая роща».                                                                      Цель:  учить по наблюдению, рассказывать о содержании картины. Упражнять в употреблении простых,  сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

2. Физическая культура.                                                                                                                              «Скоро зима» интегрировано - оздоровительное занятие.                                                             Цель: закрепить технику выполнения различных видов игровых массажей. Систематизация знаний о зиме. Воспитание любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Работа над чистотой интонации при пении.

Прогулка 1.  Наблюдение за листопадом. Вспомнить раннюю осень – позднюю в сравнении.

Подвижные игры «Горелки», «Зайцы и волк».                                                                         Дидактические игры «Да или нет», «Найдите, что я опишу».                                                                 Труд: подмести на веранде.

2 половина дня:

1). Массаж для профилактики простудных заболеваний «Точечный».                                                             2). Викторина экологическая «Знатоки- природы». Цель: закрепить знание детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.                                                                                                                                             3). Настольная игра «Лото» (деревья, цветы, кустарники, грибы).                                                               4). Чтение художественной литературы В.Чаплина «Лес осенью». Цель: обогащать речь существительными, обозначающими растения; развивать умение составлять рассказ.

Прогулка 2.  Наблюдение за листьями на земле (окраска, форма листьев).

Дидактическая игра «От какого дерева лист?»                                                                                    Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»                                                                                                Игры – забавы «Что изменилось?»                                                                                                                          Игра – развлечение «Считай – ногами».                                                                                                                                   Подвижная игра «Замри».                                                                                                                               Подвижная игра «Ручейки и озера».                                                                                                                    Труд: Сбор листьев для гербария.

 Среда:

1 половина дня:

1). Дидактическая игра «Пирамида».                                                                                                                     Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.                                    2). Составление рассказа по теме «Дары природы». Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; подбирать слова, сходные по звучанию.                                                                                   3). Пословица «Что летом родится – зимой пригодиться». Как вы понимаете смысл этой пословицы?                                                                                                                                                           Цель:  воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле.

1. Формирование элементарных математических представлений.

Цель:  упражнять в счете в пределах 10, в решении арифметических действий, уточнить место каждой цифры до 10. Развивать умение устанавливать логические связи. Выполнять задания с логическими блоками. Развивать способность анализировать.

2. Художественное творчество.                                                                                              Рисование «Наша нарядная елка».                                                                                                        Цель:  учить передавать в рисунке впечатление от восхищения новогоднего праздника, создавая образ новогодней елки. Закрепить умение детей смешивать на палитре краски для получения разных оттенков цвета.

Прогулка 1. Наблюдение за деревьями и кустарниками (по внешнему виду, форме,  окраске листвы).

Подвижная игра «Рыбак и рыбки» (бег).                                                                                                             Подвижная игра «Хитрая лиса» (бег).                                                                                                    Дидактическая игра «Путешествие».                                                                                                Дидактическая игра «Лесник».                                                                                                                               Труд: Убрать ветки после обрезки деревьев (маленького размера).

2 половина дня:

1). Гимнастика после сна для профилактики простудных заболеваний «Са-са-са – есть у деда борода».                                                                                                                                                                        2). Моделирование проблемных ситуаций. «Как правильно вести себя в лесу», закрепить правила поведения в лесу. Чтение загадок о лесе.                                                                                                                 3). Изготовление поделки «Русский сувенир», из бересты «Корзиночка». Учить детей работать с берестой.                                                                                                                                                                            4). Дидактическая игра «Олимпийские кольца.                                                                                                Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

 

Прогулка 2. Сравнение листьев березы и клена (окраска, форма).

Подвижная игра «Караси и щуки» (бег).                                                                                                      Подвижная игра «Мяч водящему»                                                                                                           Дидактическая игра «Что, где растет?»                                                                                                 Дидактическая игра «Ищи» (на внимание).                                                                                                           Труд:  Убрать ветки в ведерки после сильного ветра.  

Четверг:

1 половина дня:

1). Игровое упражнение «Третий – лишний» (классификация:  деревья, кустарники, грибы, цветы, травы).                                                                                                                                                                                   2). Дидактическая игра «Неделька». Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени, знание дней недели и их последовательности. Развивать внимание, память, мышление.                                                                                               3). Опытно- экспериментальная деятельность: «Какое значение имеет размер семян?»           4). Игры – забавы «Что изменилось?».

1.Познание.

«Лес в жизни человека» - беседа (оздоровительная и хозяйственная роль леса в жизни человека).                                                                                                                                                      Цель: Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Закрепить полученные знания в процессе моделирования. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его.

Предварительная работа: 1).Чтение художественной литературы о лесе; 2). Наблюдение на прогулке и экскурсиях.

Методическое обеспечение и дидактический материал:                                                                                    1). Картинки для моделирования                                                                                                                            2). Предметные картинки с изображением животных                                                                                         3). Иллюстрации «Что не следует делать в лесу?»                                                                                                 4). Дидактическая игра «Зачем пилят деревья?»                                                                                                   5). Экологические занятия с детьми 5-6 лет в детском саду. Автор Бондаренко

 

2. Комплексное занятие «Елочка – красавица» (оригами + аппликация + познание).

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику рук (при изготовлении оригами).

Развивающая среда:  набор блоков, кодовые карточки, бумага цветная зеленая, ножницы, клей.      

        

Прогулка 1.:                                                                                                                                               1).Целевая прогулка к старому пню.                                                                                                                       Цель: Выяснить предположительные причины гибели дерева; закреплять знание детей о переходе воды в твердое состояние; воспитывать эстетическое восприятие природы, уважение и почтительное отношение к старым деревьям; умение ориентироваться по плану экологической тропы. Рассмотреть модель дерева – дышит – удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается – размножается.                                                                                                                    2). Дидактическая игра «Живая – не живая природа».                                                                                           3). Подвижная игра «Стрелок», Дети и волк».                                                                                                               4). Труд: Подмести возле песочницы.                                                                                                                            5). Опыт – движение воздуха.

2 половина дня:

1). Гимнастика после сна оздоровительная «Точечный массаж».                                                                      2). Психологическая игра «Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели».

Цель: Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать настроение взрослых и детей поэзией. Воспитывать потребность радовать близких. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи  всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения. Развивать чувства эмпатии.

- Упражнение «Передай улыбку»,

- Упражнение «Утренний тренинг»,

- Обсуждение правил поведения в лесу,

- Обсуждение, каким должен быть лес,

- Игра «Дождь в лесу,

- Чтение стихотворения Е.Курганова «Лес».

3). Игра «Зоологическое лото». Настольная игра. Закрепить знание о диких и домашних животных.

4). Изготовление из древесных стружек поделки «Совушка – сова». Развитие воображения, фантазия детей.

Прогулка 2.  Наблюдение за полетом семян.

Подвижная игра «Найди себе пару» (бег, ходьба).                                                                                  Подвижная игра «Лягушки и цапля» (бег, прыжки).                                                                                             Игры – забавы «Необычные жмурки».                                                                                                    Дидактическая игра «Отгадай, что за дерево?»                                                                                               Труд: Подмести в домике.

Пятница:

1 половина дня:

1). Беседа «О дереве и деревянном».                                                                                                                  Цель: Расширить представление о материале. Развивать умение определять и анализировать свойства  и качества материала, его особенности, взаимодействия с  другими материалами.

2). Изготовление «Декоративное панно из сосновых иголочек». Тема «Лес». Развитие творчества,  фантазии.

3). Дидактическая игра «Кроссворд с блоками».                                                                                Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

4). Лепка «Дерево» по желанию детей. Закрепить приемы лепки из пластилина.

Музыка

Учить детей различать звучание инструментов, определять двухчастную форму музыкальных произведений и показывать ее геометрическими фигурами (карточками или моделями). «Сложи – песенку» Л.Н. Комиссаровой; петь разнохарактерные песни «Елочка» Р.Козловского и «Елочка» Тилечеевой Е., Ивенсен М.; исполнение танца; плавно и красиво водить хоровод «Елочка; в игре выполнять правила игры по тексту.

Познавательно – исследовательская деятельность «Мы – помощники». Интеллектуально – развивающее занятие.

Программное содержание:  Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к дереву – долгожителю, формировать представление об уникальности, красоте и неповторимости «зеленого деревца». Сделать вывод об огромности жизненной силы этого дерева; развивать у детей навыки ориентирования по плану, потребность оказывать помощь растениям.

Прогулка 1: Наблюдение в уголке леса.

Как деревья подготовились к зиме? Что будет, если занести ветки березы и поставить в вазу в помещение? Учить детей делать умозаключения.

Подвижная игра «Гуси – гуси» (бег), «Хитра лиса» (бег).                                                                    Дидактическая игра «Бывает- не бывает» закрепить времена года.                                                            Опыт: летающие семена.                                                                                                                                   Труд: Подмести дорожки.

2 половина дня:

1). Гимнастика после сна.  «Солнышко» гимнастика для глаз.                                                                             2). Праздник «Мы – друзья природы».                                                                                                          Цель: Закрепить у детей знание о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.     3). Изготовление игрушек из даров леса (шишек, бересты, крылатки, сосновые иголки и т.д.). по желанию детей. Развитие творчества, фантазии, воображения.

Прогулка 2. Наблюдение за березкой.

Как выглядит береза зимой? А как выглядит осенью, летом, весной? Что осталось на ветках у березы? (почки). Что внутри почки? Деревья не погибают осенью после листопада, а находятся в зимнем покое. Почему зимой ветки деревьев очень хрупкие?

Подвижная игра «К названному дереву беги» (бег).                                                                                         Игра – забава «Что изменилось?» (на внимание).                                                                                              Труд:  Окапывание лунок вокруг деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проведения тематической Недели Здоровья в подготовительной группе

Ежедневное планирование воспитательно- образовательной работы в рамках проведения тематической Недели Здоровья в подготовительной группе...

Отчет о проведении тематической недели "Профессии" вторая младшая группа

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость, подводя детей к пониманию того, что все профессии важны, вс...

Проведение тематической недели с детьми средней группы по теме "Наш вернисаж"

В течение  проведения тематической недели с детьми средней группы "Наш вернисаж" в летний оздоровительный период, показаны используемые формы работы с детьми по данной теме....

Отчет о проведении тематической недели «Урожай. Фрукты» в группе для детей с НОДА.

Тематическая неделя "Фрукты". Цель: ознакомление детей с пользой фруктов, их значением и влиянием для здоровья человека....

Календарно-тематическое планирование по проведению Европейской недели иммунизации в старшей группе №10 «Бусинки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 45 "ОКТЯБРЁНОК" ГОРОДА СМОЛЕНСКА     Календарно-тематическое планирование по провед...

Отчет о проведении тематической недели «Бытовые инструменты!» разновозрастная группа детей с ТНР 5-7лет

Отчет по теме недели:    « Бытовые инструменты»Задачи:ü    уточнить и систематизировать знания детей о науке, о профессий ученый;ü...