НОД "Сокровища Ямала"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
формировать представление о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды.
Развивать у детей умения составлять связанный рассказ по сюжетным картинкам, способность к самостоятельному обобщению своих знаний, переносу имеющихся у них знаний для решения новых задач, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать гуманное отношение к природе; чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде. Закладывать основы экологической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sokrovishcha_yamala.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе
«Сокровища Ямала»
Задачи: формировать представление о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды.
Развивать у детей умения составлять связанный рассказ по сюжетным картинкам, способность к самостоятельному обобщению своих знаний, переносу имеющихся у них знаний для решения новых задач, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать гуманное отношение к природе; чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде. Закладывать основы экологической культуры личности.
Материалы и оборудование: глобус, карта-схема. Набор сюжетных картинок, схема тундры, дорожная сумка, аптечка, бинокль, оборудование для опытов, план-схема алгоритма изготовления фильтра для очистки воды, фонограмма шум моря, пение птиц, спасательные костюмы, эмблемы по количеству детей.
НОД
Звучит шум природы. На экране карта ЯНАО.
- Ребята, как вы думаете что изображено на экране? (карта, город, Ямал)
- Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».
- Какие народы здесь живут? (ненцы, ханты, селькупы)
- Чем занимаются коренные народы Севера? (ловят рыбу, разводят оленей).
- На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу.
- Что растет в тундре? (много грибов, ягод, мох, ягель)
- А какая зима у нас на Севере? ( Зима снежная, суровая, длится около 8 месяцев)
- А какое лето? ( Лето тёплое, холодное и короткое).
- Чем богат наш край? (полезные ископаемые нефть и газ).
- В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые. (Показ на экране древнего леса, слой нефти).
- Ребята как вы думаете, что это? (уголь, полезные ископаемые).
- Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших.
(Нефтью называется природная жидкость, которая добывается из глубоких осадочных отложений, легко воспламеняется и используется как топливо и сырьевой материал для химического производства).
В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники.
- Как нефтяники называют нефть? (полезное ископаемое)
- Они называют его «черное золото».
- А почему они его так называют? ( нужное, полезное для человека)
- Сейчас мы с вами рассмотрим схему и вы сразу поймете, что же такое нефть. (Ментальная карта «Нефть» (игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы).
Звучит звук (шум) летательного аппарата, на экране мультимедиа появляется картинка с изображением беспилотника, который летает над тундрой ( на экране карта ЯНАО)
- А что это за шум? (что-то летит и шумит)
- Ребята, вы узнали, что это? (маленький радиоуправляемый самолет, вертолет)
- Это беспилотный летательный аппарат.
- А почему он летает? (летает над тундрой, проверяет, следит)
- А с какой целью придумали его? (наблюдает за всеми, проверяет)
- Ребята он не просто так летает, пролетая над тундрой он что-то увидел и прислал нам сообщение (на экране появляется часть тундры и два значка)
- Посмотрим что же это такое? (тундра)
- А что обозначают эти значки? (что-то там есть, полезное ископаемое)
- Давайте прочитаем следующее сообщение (на экране появляется схема сообщения – разрезанная карта).
- Ребята, что это? (карта, схема)
- Как в ней разобраться? (собрать ее, сложить. Дети на экране складывают части карты)
- Что у нас получилось? (карта клада, сокровищ)
- Но на карте два значка, какие? (один с капелькой, второй с черным пятном)
- Интересно, какие сокровища там могут находиться? Я предлагаю нам всем отправиться на это место и разобраться, что же там может находиться. Но пока мы ещё не знаем, что там находится, давайте наденем специальные костюмы как у настоящих путешественников. (Дети надевают костюмы).
- Давайте сейчас возьмёмся за руки, почувствуйте тепло, которое передаётся от каждого из вас и возвращается, сделав круг, к вам же. Мы с вами одна команда. Самые лучшие, самые, смелые, самые ловкие. И всё у нас получится!
- Как вы думаете, кроме костюмов, что нам может пригодиться?
- Посмотрите на предметы и выберете самое необходимое. (Дети подходят к столу, на котором разложены различные предметы: игрушки, аптечка, бинокль, школьные принадлежности, спортивный инвентарь и выбирают на их взгляд нужное).
- Я думаю, что теперь мы подготовились к нашему путешествию.
- А на чем мы будем передвигаться (пешком, на самолете, на машине, на вездеходе)
- Поедем на вездеходе. Путешествие начинается. (Музыкальное сопровождение)
Физминутка.
- Отправляемся на первую станцию со значком капелька.
- Кажется, мы прибыли на место (значок с капелькой). Посмотрите вокруг. Что вы видите необычного на этом месте? (Тут что-то лежит).
- Это конверт, а в нем рисунки.
- Чьи это рисунки? (рисунки детей, которые живут в тундре, они нарисовали реки, ручьи, моря)
- Зачем они это нарисовали? (оставили послание, беречь воду в реках, ручьях, морях)
- Зачем нужно беречь воду? (нужна всем, это главное сокровище на Земле)
- Мы с вами узнали первое сокровище на карте – вода.
(Опыт с водой????)
- Отправляемся на вторую станцию с черным значком.
- Кажется, мы прибыли на место (значок с капелькой). Посмотрите вокруг. Что вы видите необычного на этом месте? (оставили послание).
- Это конверт, а в нем тоже рисунки.
- Чьи это рисунки? (рисунки детей, они нарисовали тундру с черными пятнами, в воде черные пятна)
- А откуда эти черные пятна? (грязь, мусор, нефть)
- Что же случилось? (Нефтяники при добыче нефти не соблюдали осторожность, не берегли природу. На месте, где разлилась нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных, птиц).
- Зачем они это нарисовали? (оставили послание, беречь воду, тундру, природу)
- Зачем нужно беречь природу? (нужна всем, защищать)
- А зачем нам нужна нефть? (приносит пользу)
Спор (нефть, вода, природа)
- Мы с вами узнали второе сокровище на карте – это нефть.
Воспитатель и дети проводят опыты, делают заключения.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.
Опыт5 . Маслянистость.
Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.
Игра «Жизнь в тундре» (на экране)
На экране моделирование экологической катастрофы.
- Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. А если нефть разлилась, то экологическая катастрофа. Но разве только катастрофы вредят природе? По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
- Ну что же нам пора отправляться в обратный путь. Садитесь все в вездеход. Давайте вспомним, что же мы нашли в тундре. (Ответы)
- Вот мы и прибыли в свой детский сад.
- Мы можем снять наши костюмы. (Дети снимают костюмы).
- Вы проявили себя как настоящие защитники природы. Вы награждаетесь медалями «Лучший защитник». (Подходят к карте). Посмотрите на карту, можем ли мы снять красный значок? (Выслушивает ответы и рассуждения детей).
- Я думаю, что теперь вы настоящая команда защитников.
(Сконструировать летательный аппарат, который будет наблюдать и сообщать о сокровищах Земли)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой край родной - Ямал"
Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....
зимний спортивный праздник "Мы дети ЯМАЛА"
формирование навыков игры на улице в зиний период времени года...
Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"
Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...
Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю. Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...
развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"
воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...
Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)
Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...
Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.
Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...