Экологические игры
картотека по окружающему миру на тему
Игры по экологии, которые для меня были интерсны. Надеюсь, и вам пригодятся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_ekologii.odt | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические игры.
В дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды.
Ребенок дошкольного возраста не всегда способен отметить смену погоды самостоятельно.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода, учась определять это по термометру.
Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал. Здесь нам помогут дидактические игры.
Виды дидактических игр.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно - печатные игры;
- словесные игры.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в
коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя их содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно - печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Бывает — не бывает
Педагог говорит: «Я расскажу вам о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».
Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.
Дети. Так не бывает.
Педагог. Почему? Когда идет снег? Когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»:
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.
Игра «Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игра «Какое время года?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
«Угадай народную примету».
(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).
- Ласточки низко летают - … (к дождю)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)
- Солнце село в тучу - …… (к дождю)
- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
«Угадай, что— ты?»
- Цель:- закрепить знание о воде в разных состояниях, встречающейся в природе. - учить детей составлять исследовательские вопросы;
- развивать логическое мышление;
- Материалы:
- на четверти листа ватмана сделать вырез для лица, вокруг которого дорисовать изображение элемента воды в любом виде, встречающемся в природе (снежинка, градинка, облако, туман, росинка, льдинка, пар и т. д)
Ход игры: Ребенок вставляет лицо в окошечко, так, чтобы не видел, что нарисовано. Он задает вопросы, касающиеся существенных признаков воды (например: "Я - вода в жидком состоянии? ") .Остальные дети могут ответить только «Да» или «Нет». Задается следующий вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок догадается, что он такое, вода в каком виде. Вариантов, тем и форм у этой игры множество.
Можно использовать предметные картинки и показывать их сзади над головой или отворачивать водящего спиной к детям, а картинку показывать им. Можно загадывать животных, птиц и т. д.
- Оборудование: открытки с изображением пейзажей.
«Почтальон» приносит детям открытки. Получив открытку, ученик как можно ярче, выразительнее рассказывает о том, что на ней изображено. Остальные ученики внимательно слушают и определяют, о каком времени года идет речь.
- Игроки становятся в круг, педагог — в центр. Игра проходит в форме эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Педагог предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например, морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т.д.
Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, педагог говорит: «Стоп! Палочка, остановись!» — и этот ребенок временно выходит из круга.
«Выбери нужное»
Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами.
«Времена года и погода».
(Дети берут картинку с временем года и выстраивают цепочку природных и погодных явлений)
- ´Весна - капель ,ледокол ,туман, проталины ,солнце ,гроза, гололедица.
- ´Лето – туман ,солнце ,радуга, дождь ,ураган ,гроза ,роса.
- ´Осень - тучи ,дождь ,снег ,туман, ураган ,солнце ,листопад.
- ´Зима - снег ,метель ,туман, гололед ,ураган ,туман ,иней.
Подскажи погоду.
Звездное небо……(к похолоданию)
´Муравьи прячутся в муравейнике…(к дождю)
´Дым из трубы к небу поднимается-….(мороз ожидается)
´Ласточки летают низко от земли-…..(жди дождя)
´Много мошкары вечером-…..(к теплой погоде)
´Ласточки летают высоко -…(дождя не будет)
´Если тихо и солнце печет-…(жди грозу)
´Солнце красное заходит-….(к ветру)
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. При угасании интереса у детей к играм, необходимо вместе придумывать более сложные правила. В дидактической игре очень важно правильное сочетание наглядности,слова воспитателя и действия самих детей. Играйте с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Методическая разработка экологической игры-квест по теме: «Экологический транспорт »
В предложенной нами игре- квесте «Экологический транспорт» решается проблема загазованности города. Детям предлагается самостоятельный поиск решения проблемы через выполнение з...
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
- Мне нравится (1)