Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект
по опытно - исследовательской деятельности на тему:
«Юный исследователь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по опытно - исследовательской деятельности на тему:
«Юный исследователь»
Воспитатели: Грицук Марина Николаевна
Проект проводился на базе МАДОУ «Детский сад №130 г. Калининграда.
Тема нашего проекта:
«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивающие:
развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Суть эксперимента: состояла в том, что мы использовали разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где углубляли представления живой и неживой природы.
Актуальность проблемы:
Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.
Предварительная работа:
Занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы.
Создавали условия для проведения исследований, развевающую среду – лабораторию, микроцентры оснащенные специальным оборудованием.
Например: Уголок «Знайки» - учили детей работать самостоятельно, накапливать познавательный опыт.
Оборудование: литература, муляжи, рисунки, энциклопедии, чтение, слушание.
Лаборатория «Почемучка» - осваивали разные способы действий: обследование, наблюдение, опыты, эксперименты.
Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, камни, магниты, вода, природный материал.
Ход проекта:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают письмо от Незнайки, который просит познакомить с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы». Давайте откроем его и прочитаем.
Дорогие ребята!
Пишет вам друг – Незнайка. Я очень хочу узнать много нового о неживой природе. Я надеюсь Вы мне не откажите в моей просьбе и поможете познакомиться о разнообразии предметов окружающего мира и их свойствами. До встречи! Ваш друг Незнайка!
- Что же, ребята, раз нас Незнайка просит о помощи поможем ему, вы согласны.
Дети: Да, согласны.
3. Поэтапное решение проблемы:
I неделя: Воздух
Беседа на тему: «Поможем природе»
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Игра-занятие «Воздух –невидимка»
Цель занятия: Знакомство с понятием «Воздух»
Задачи:
• Показать способы обнаружения воздуха;
• Познакомить с свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений;
• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
Материалы и оборудование:
• Целлофановые мешочки;
• стаканы большие и маленькие;
• стаканы с водой и трубочки;
• микроскопы;
• Воздушные шары;
• Сказочный персонаж кукла - Незнайка
День загадок.
Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
• Рисунки – загадки.
• Пластилиновые загадки.
Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»
Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закрепить знания о неживой природе.
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Закрепить знания детей о принадлежности того или иного свойства для окружающего мира.
Материал: мяч.
II. Неделя: Камни
Игровое занятие «Как человек использует камни»
Цель: Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать бережное отношение к драгоценным камням.
Материал: образцы полезных ископаемых, морковка; гном.
Дидактическая игра «Что для чего»
Цель: Научить детей подбирать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов.
Материал: Карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.)
Работа с родителями «Выставка камней»
Цель: Показать, какую роль в жизни человека играют камни, которые человек использует для своих нужд с давних времен.
Опыты с камнями
Цель: Познакомить детей со свойствами камней. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
По экологической тропинке (сочинение рассказов и сказок о камнях)
Цель: Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.
III. Неделя: Растения
Беседа на тему : Чудеса природы»
Цель: Развивать умение детей обобщать и анализировать; активизировать речь детей по теме; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: браслеты – «лучики»; ваза с ветками; волшебная палочка; иллюстрации природы; таз с водой; обручи.
Комплексное занятие «Растения – наши друзья»
Цель:
1. Закрепить представления о том, что растения-живые, используя модели;
2. Способствовать обобщению представлений о растениях.
3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель)
Трудовые поручения (уход за растениями в уголке природы)
Цель: Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь; трудолюбие.
Совместная работа с родителями – рисование рисунков на тему: «Наш друг-природа»
Цель:
Праздник: «Здравствуй, матушка – природа! »
Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе; развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным.
Пальчиковый игротренинг: «На лужок»
Цель: закрепить названия животных, растений; развивать моторику рук, поднять настроение ребенку.
Наблюдение в природе за растениями
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; Воспитывать бережное отношение к растениям.
IV Неделя: Вода
Игровое занятие «Волшебница –вода»
Цель: уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни; познакомить с некоторыми свойствами воды; активизировать речь детей, обогатить словарь; воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу.
Материал: иллюстрации с изображением водоемов, стаканчик с водой, молоко, сосуды разной формы, краски. Кисточки, тряпочки, куб, трубочки, глобус.
Опыты с водой.
Цель: ознакомление детей со свойствами воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Материал: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованная бумага, вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло) ; предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка; электронагреватель воды.
Чтение художественной литературы «Путешествие Капельки» (круговорот воды)
Цель: познакомить детей с новым произведением, дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать память, логическое мышление, прививать бережное отношение к воде.
«В гостях у водяного» - экологическое развлечение.
Цель: развивать коммуникативные навыки: сотрудничество; умение строить партнерские отношения эффективной сферы: осознание своих чувств и чувств партнера; умение действовать по правилам.
Оборудование: ванная или большой таз, желуди, плавающие игрушки, мелкие камни, соломка для коктейля.
V Неделя: Бумага
Интегрированное занятие «Бумага – выращенная в лесу»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение4 Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: игрушечный почтовый ящик с письмом внутри, комплекты для опытно-экспериментальной деятельности, магнитофон, кассета с записью песни «Почтальон», комплекты для изготовления журналов.
Индивидуальная работа- конструирование из бумаги «Венок»
Цель: Формировать потребности в создании собственной поделки; закрепить умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны; закрепить способы работы различными инструментами: ножницами, иглами, трафаретами.
Дидактическая игра «Что бывает из бумаги»
Цель: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в помещении при помощи полученных команд.
Театр оригами
Цель: Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.
VI Неделя: Магниты
Интегрированное занятие «Удивительный магнит»
Цель: закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей.
Игра «Рыбалка»
Цель: учить детей с помощью магнитов «вылавливать» различные предметы.
Опыты с магнитом
Цель: продолжать знакомить со свойствами магнита, развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягивают к магниту) .
Материал: большие и маленькие магниты, иголка, емкость с водой, кусочек пенопласт, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.
Изготовление стенгазеты «Юный исследователь»
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...