Лес - наше богатство!
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Привести воспитанников к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.Есть просто храм, есть храм науки.                 

А есть еще природы храм-
                 С лесами, тянущими руки, 
                 Навстречу солнцу и ветрам.
                 Он свят в любое время суток,
                 Открыт для нас в жару и стынь.
                 Входи сюда, будь сердцем чуток,
               Не оскверняй ее святынь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_nashe_bogatstvo.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лес - наше богатство!

беседа

Есть просто храм, есть храм науки,
                 А есть еще природы храм-
                 С лесами, тянущими руки, 
                 Навстречу солнцу и ветрам.
                 Он свят в любое время суток,
                 Открыт для нас в жару и стынь.
                 Входи сюда, будь сердцем чуток,
               Не оскверняй ее святынь!

Цель: привести воспитанников к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.

Задачи:

1.Образовательная: Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывания).

2.Воспитательная: воспитать у детей положительное отношение к природе,

видеть красоту леса и радоваться ею;

воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране;

воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

привлекать к природоохранной работе.

3.Развивающая: развитие познавательного интереса к лесу и его охране.

развитие кругозора

развитие речи, мышления

Оборудование: презентация «Лес – наше богатство», компьютер, рисунки природы. Красная книга (животный и растительный мир).

Перед мероприятием выпуск газеты: «Берегите лес!»

Ход мероприятия

Организационный момент. Объявление темы и цели мероприятия.

Воспитатель:  В этот день во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.

Основная задача Международного дня леса – повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления.

Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

Воспитанник читает стихотворение:

Я славлю лес. 
Когда идёшь усталый, запылённый, 
Дорогой длинной в полуденный зной, 
Сверни смелее в тихий лес зелёный, 
И он усталость снимет как рукой. 
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес! 
Когда на сердце неспокойно станет, 
Когда не в силах совладать с тоской, 
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой, 
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!

Воспитатель:  (дети делятся на  2 команды)   А теперь отгадайте загадки, какие деревья вы знаете и, что они собой представляют:  (по очереди  отгадывают)

1.Какое дерево является символом России? ( лиственница)

Называется лиственницей, потому что как все лиственные деревья умеренных лесов сбрасывает хвою. Могучее дерево, достигающее порой сорока пятиметровой высоты при диаметре около полутора метров, лиственница почиталась у многих народов как символ могущества, долголетия и вечно обновляющейся жизни.

2. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветет в апреле- мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

3. Гибкими ветвями склонилась над водой - любуется собой! (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

4. Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

5. Её всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Ель)                                                       Ель растет 150-200 лет.

6. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (Рябина)

7. Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)                                        Тополь «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%

8. Раскидистый, могучий, Поднялся к самой туче. (Дуб)                                                                                  Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

9. С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа)                                                              Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

Рассказывает стихотворение воспитанник:

…Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозди калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились –

Лес зазвенел, задрожал, затрещал…       Н.А. Некрасов.

Воспитатель:  Какое значение имеет лес для человека и всего живого?

(команды отвечают по очереди, начиная со слова лес)

1.Лес – источник древесины. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия, деревянный пол, оконные рамы, двери, книги, тетради, газеты и журналы, скрипка и пианино, одежда, мех, кожа и еще многое, многое другое все это «выросло» в лесу!

2. Лес – является домом для растений, животных, грибов.

3. Лес – место отдыха для человека. (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)

4. Лес - поглощает углекислый газ, выделяет кислород. Очищает воздух. (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)

5. Лес задерживает влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Предотвращает смыву почвы и образованию оврагов, способствует накоплению влаги на полях.

6. Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, кто ухаживает за лесом?                                                                              Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства лесничества оказывают школьники,: они восстанавливают леса, охраняют от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, сажанцеми, помогают при лесопосадках.                                                                            

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.

Воспитатель:  Как нужно беречь и охранять природу. Какие существуют правила поведения в лесу.

  • От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее. Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
  • Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.

Воспитатель:  Что же это за правила? (команды отвечают по очереди).

1.Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.

2.Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

3.Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

4.Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.

5.Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

6.Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав. Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

Сколько погибло бы растений, если каждый из учеников нашего( вашего) класса, а учеников из нашей школы сорвал бы хотя бы по 1 цветку?

Сообщение «Причины и борьба с лесными пожарами»

Разгадывание кроссворда ( две команды кто быстрее)

Кроссворд «Жители леса»

По горизонтали:

1.Вечнозеленое хвойное дерево, обычно имеющее коническую крону. (пихта)

2. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (орехи)

3. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (синичка)

4. А этот красавец на беленькой ножке, он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (мухомор)

5. Угадайте что за птица. Света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова)

6. Чем больше колец, Тем старше жилец. (дерево)

7. С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Прыгает по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол. И в дупло убежал. (белка)

Воспитатель: Поиграем в игру «Можно, нельзя» (дети отвечают хором).

• Ломать деревья и ветки   (нельзя)
• Сажать больше деревьев   (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы  (нельзя)
• Ходить только по тропинкам  (можно)
• Рвать большие букеты цветов  (нельзя)
• Любоваться ими  (можно)
• Оставлять мусор в лесу  (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать  (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)

Воспитатель:  Нам необходимо охранять лес и сохранять его богатства. Однако, в настоящее время две трети лесов уничтожены. Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен. Отношение к лесу – показатель культуры. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в конституции. Лес – часть природы.

Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.

Итог мероприятия, награждения.

Заключительные слова: Сегодня вы показали отличные знания о лесе, о его обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю, вы можете стать достойными друзьями природы.  

 Не ломайте, не рвите, не топчите, не стреляйте…    Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Рассказывает стихотворение ребенок:                                                                                                                    Лес! Русский лес!

 Всех лесов на земле ты красивей.

 Лес! Русский лес!

 Ты богатство и гордость России!

 Лес! Русский лес!

 Вечно радуй людей и расти до небес!

 Русский Лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)

Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...

Лес наше богатство.

Лес - наше богатство....

Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

НОД "Здоровье - это наша жизнь, наше богатство"

Конспект игрового занятия для средней группы. Целью которого являетя формирование у детей представления о ЗОЖ. о здоровье и о его ценности для человеческой жизни....

"Наше здоровье - наше богатство!"

Набор карточек и таблиц по теме....