Конспект НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитатель Ганецкая Любовь Викторовна
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»
С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, КТ, здоровьесберегающая, ЭОР
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Цели:
- Закрепление у детей представлений о космосе,
- Развитие лексико-грамматических связей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель Ганецкая Любовь Викторовна
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»
С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, КТ, здоровьесберегающая, ЭОР
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Цели:
- Закрепление у детей представлений о космосе,
- Развитие лексико-грамматических связей.
Задачи:
- Образовательные: Расширить и уточнить естественнонаучные представления; знания детей по теме «Космос». Уточнить и расширить лексико-грамматический словарь по теме «Космос». Развивать грамматический строй речи: согласование существительных с числительными в роде и падеже. Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, умение правильно строить предложение; упражнять в образовании родственных слов и слов с противоположным значением (антонимы). Совершенствовать зрительное и слуховое внимание .
- Развивающие: Развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мимику, интонационную выразительность речи. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно.
- Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру, любовь к Родине.
Оборудование: Магнитофон, звукозаписи на тему: «Космос»; мягкие модули, плакат «Солнечная система», конверты с заданиями: «Составь предложение», «Скажи наоборот», «Один – много», «Слова-родственники». Презентация «Путешествие на другие планеты» с изображением метеоритов, звезд, планет, кометы, маршрут полета космического корабля на звёздной карте (зрительная гимнастика), Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, вырезанная из бумаги ракета для рисования детей ( длина 150 см, ширина 70см)
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрационного материала, наблюдения за небом на прогулке. Беседа «День Космонавтики». Чтение художественных произведений: Л.А. Обухова «Любимец Века», А. Ивахнов «Станция отправления планета земля», загадок о космосе, заучивание стихотворений о космосе и космонавтах. Проведение логоритмических и пальчиковых упражнений, дидактических и подвижных игр по теме. Проведение экспериментов: «Почему в космос летают на ракете?» и «Сила тяготения» (авт. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.).
Ход НОД: Организационный момент:
Воспитатель: Дети, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.)
- Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь мир 12 апреля? А кто был первым космонавтом? Как называлась ракета, на которой Ю.Гагарин полетел в космос? (фото Ю.Гагарина и корабля – слайд №3 и №4)
Правильно, ребята! Послушайте об этом стихотворение
Стихотворение читает ребенок.
В космической ракете
С названием: «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
На веки будут вместе
Гагарин и апрель.
- А какой был позывной у Юрия Гагарина? (У Юрия Алексеевича Гагарина был позывной «Кедр»).
- А сколько было совершено витков вокруг земли? (Вокруг земли был совершен один виток).
- А каких женщин-космонавтов вы знаете? (фото В.Терешковой, С. Савицкой – слайд №5)
- Дети, давайте вместе вспомним, что такое космос. ( Солнечная система – слайд №6)
-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. В нем находятся небесные тела: - звезды, планеты, метеориты, кометы и наша Солнечная система. Это и есть космос. А как называется планета на которой мы живем? ( планета Земля – слайд №7)
- Как называются люди, живущие на нашей планете? -Нравится вам наша планета? А чем она вам нравится? (Ответы детей)
Воспитатель: Каждый ребёнок – это мечтатель,
В будущем врач, учёный, писатель
физик, биолог или артист,
химик, учитель или таксист.
Ну, а пока дети просто мечтают,
И кем угодно себя представляют,
Я предлагаю и вам помечтать,
И в космонавтов нам всем поиграть.
- Хотите отправиться в космическое путешествие на другие планеты со мной? На чем мы полетим в космос? (Ответы детей)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. А чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, космонавтом стать хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ос – ос – ос, покорили космос.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Д/игра «Расскажи какой?»
я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие. Кто управляет космическим кораблем? (Космонавт в открытом космосе – слайд№8)
Быть космонавтом - это не только почётно, это и очень трудно. Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть смелым, решительным, настойчивым, умным, здоровым, добрым, веселым, стойким).
- Ребята, как можно сказать про космонавта, если он занимается спортом? (Спортивный)
- Если он может многое вытерпеть? Он какой? (Терпеливый)
- Если космонавт многим интересуется? Он какой? (Интересующийся)
- Если он много думает? (Думающий)
- Если он часто улыбается? (Улыбчивый).
Стихи: (читают дети)
1. Космонавтом, чтобы стать,
Надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень быстрым, ловким, смелым!
2. На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
Воспитатель: - Чтобы стать такими, космонавты действительно много тренируются.
-Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету. Итак, начнём
Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением) (Звучит музыка)
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром (шагают на месте)
Мы походим на носках (ходьба на носках)
А потом на пятках (ходьба на пятках)
Вот проверили осанку (выпрямиться)
И свели лопатки. (согнутые в локтях руки, отведены назад)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Ждет нас быстрая ракета (сложить руки конусом над головой)
Для полета на планеты (плавные раскачивания из стороны в сторону)
Воспитатель:- Физическую подготовку мы прошли, и отправимся на ракете в космическое путешествие. Мы полетим на этой ракете. (ракета составленная из модулей) В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (имитация)
- Занимаем места в ракете. (Дети садятся на колени возле ракеты вместе с воспитателем)
Объявляется пятиминутная готовность: - Пристегнуть ремни! Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!
Все космонавты по местам (звучит космическая музыка)
По курсу Марс – он виден нам
Загадочная эта.
Красная планета
А теперь мы очень гладко
Все заходим на посадку
Вот мы и прилетели на планету Марс (планета Марс – слайд №9)
Планета Марс названа в честь бога войны, второе название Марса — Красная планета. Никто из людей и животных не выжил бы на этой планете, потому, что там нет воздуха, днём там жарко, а ночью очень, очень холодно.
-А сейчас чтобы узнать на какую планету мы полетим дальше, нужно расшифровать сообщение. (Достает из конверта лист с перепутанным текстом)
Д/игра «Составь предложение»
Воспитатель: Здесь недавно пролетела комета (комета – слайд №10) и все слова в сообщении перепутались. Давайте их распутаем.
Падает, с, комета, неба.
Звёзды, светят, небе, на.
В, космонавт, летит, ракете.
Юпитер, планету, на, летим.
Все сообщения распутаны и мы отправляемся на планету Юпитер. Вот мы и прилетели (планета Юпитер – слайд №11)
Планета Юпитер самая большая в солнечной системе. Если мы представим себе нашу планету Земля в виде монеты, то Юпитер будет размером с баскетбольный мяч. У Юпитера нет твердой поверхности, Юпитер состоит из газа, который находится в густом состоянии похожим на кисель. (слайд №12)
Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать, подобрать слова с противоположным значением.
Д/игра «Скажи наоборот»
Далёкий -…
Большой -…
Высокий -…
Улетать -…
Взлетать -…
Тёмный -…
Воспитатель: Вот что сообщалось в сигнале: - Вам нужно взлететь и улететь на планету Солнечной системы, у которой есть кольцо. Как она называется? ( Сатурн). Взлетаем.
Д/игра «Один – много».
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что там видно в иллюминаторе (метеориты, звезды, планеты – слайд №13) Давайте посчитаем, сколько мы увидим метеоритов, звёзд и планет. (Согласование существительных с числительными).
Одна яркая звезда, две яркие звезды, три яркие звезды, четыре яркие звезды, пять ярких звёзд.
Одна далекая планета, две далеких планеты…
Один большой метеорит, два больших метеорита…
Вот мы и на Сатурне (планета Сатурн – слайд №14)
Воспитатель: - Нас уже ожидает сообщение из центра полетов, что же в нём? Здесь нарисован маршрут нашего обратного полета на планету Земля. Нам надо его запомнить.
Гимнастика для глаз (ориентировка по звездной карте)
В-ль: – Давайте нарисуем маршрут глазами по стрелкам от планеты Сатурн, до планеты Земля (карта маршрута – слайд №15).
Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики).
Воспитатель: -Ребята, а теперь я вам предлагаю размять ваши ручки.
«Солнце» - две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами;
«Ракета» - ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе;
«Луноход» - пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок".
Воспитатель: Пора возвращаться на Землю. На чем полетим?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Чтобы нам полёт устроить,
Надо всем ракеты строить.
Я предлагаю вам сделать ракету из того, что есть у вас на столе.
Звучит музыка. Дети складывают ракету из блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.
Воспитатель: Ракеты готовы, а подняться ввысь они смогут, если вы мне поможете заправить их словами родственниками. Подбор родственных слов:
Д/игра «Слова-родственники»
Нужно убрать лишнее слово и оставить только те слова, которые нам подходят:
1. Луна, луноход, лунка, лунный (лунка)
2. Солнце, сон, солнечный, солнышко (сон).
3. Космос, косматый, космонавт, космический (косматый)
4. Планета, план, планетный, планетарий (план)
Воспитатель:- Я вижу, наши ракеты заправлены, отправляемся на Землю. Обратный отсчет: 5,4,3,2,1.
Опускается ракета,
Чертит небо ярким светом.
Рефлексия:
Воспитатель:- Вот мы и вернулись на нашу планету Земля! Снимем наши воображаемые скафандры. Расскажите, что мы видели, пока путешествовали в космосе по Солнечной системе? Вам понравилось наше космическое путешествие? Если понравилось, то улыбнитесь, а если не понравилось, то нахмурьте брови (дети показывают эмоцию, оценивая занятие). Мне очень приятно смотреть на ваши улыбки. А что вам запомнилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали и о чем бы вы хотели рассказать сегодня своим друзьям?
Ребята! За успешное выполнение полета я хочу вам подарить большую бумажную ракету, на которой вы сможете нарисовать всё то, что мы с вами видели во время путешествия и показать ее другим ребятам и рассказать о нашем увлекательном путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...
Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы».
Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы»....
Презентация к конспекту НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»
ГБДОУ д/с №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-ПетербургаГанецкая Любовь Викторовна воспитатель высшей категорииПрезентация к конспекту НОД по развитию лексико-грамматических связей для ...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...
Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»
В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу диф...
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"...
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Старшая группа): «Домашние животные»
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР(Старшая группа)«Домашние животные»...