« Королева соль»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_sol.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и экспериментирования.
Задачи:
1) Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форма и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность. («Познавательное развитие».)
2) Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. («Социально-коммуникативное развитие».)
3) Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество, воспитывать аккуратность, самостоятельность. (Художественно-эстетическое развитие».)
Вид проекта: краткосрочный
Участники: дети и родители средней группы
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, выставка поделок из соли, солёного
теста,
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Материалы и оборудование: литература, чашки, соль, палочки для размешивания, блюдца, акварельные краски, сырое яйцо, лупы, стаканы с водой, мешочки с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки), мяч.
Виды детской деятельности: Двигательная Игровая Познавательно-исследовательская Коммуникативная Изобразительная Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
№ 1 | Воспитатель загадывает загадки про соль. «В воде родится, а воды боится» «И не красива, и не вкусна, а без неё не проживешь» | Дети отгадывают загадки.
| Проявляют интерес.
|
чтения детям сказки "Золото и соль | Дети слушают, обсуждают | Проявляют интерес: « Откуда берется соль» « Почему соль –королева
| |
№ 2 | «Путешествие в прошлое» Воспитатель рассказывает интересные факты из истории происхождение соли.
| Дети слушают, обсуждают материал, беседуют с воспитателем.
| Расширять кругозор, знания детей о соли, познакомить с интересными, историческими событиями.
|
№ 3 | Просмотр презентации «Откуда к нам соль пришла» (о способах добычи соли).
| Дети смотрят, задают вопросы, делятся впечатлениями об увиденном.
| Дети узнают как добывают соль, закрепляются знания о соли как продукте, необходимым для жизни людей, животных. Стимулировать познавательную активность.
|
№ 4 | Физминутка «Солим капусту» Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту) Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
| Дети повторяют за воспитателем.
| Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей. Помочь расслабиться.
|
№ 5 | Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию «Любознайка». А что бы в неё попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
| Дети принимают предложение. Подходят к столам с готовым оборудованием. Дети вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; Если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
| Дети заинтересованы в экспериментировании. У детей закреплены навыки самообслуживания. Безопасное проведение опытов. |
№ 6 | Д/и «Чудесные мешочки». Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью. | Дети находят, выбирая из 4 предложенных мешочков, ощупывая руками, соль. Объясняют свой выбор. | Изучают особенности соли опытным путем. |
№ 7 | Воспитатель высыпает из мешочка соль и вместе и детьми исследуют ее. | Дети исследуют соль используя лупы, нажимают на нее ложечкой, нюхают, пробуют на вкус. Отмечают, что соль похожа на кристаллы, хрустит, не имеет характерного запаха, на вкус соленая. | Формировать у детей представления о свойствах соли, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
№ 8 | Опыт № 1. «Плавающее яйцо». | Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться в низ, оно не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет. | Доказать возможные решения, исходя их данных, провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты, уточнения свойства соли. |
№ 9 | Опыт № 2. «Соль растворяется в воде». Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, с каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем что будет происходить. | Дети наблюдают и делают вывод. Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее. | Анализируют полученные результаты, уточняют взаимодействие соли с водой. |
№ 10 | Опыт № 3. «Соль – чистящее средство». Соль продолжала удивлять. Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. | Наблюдают за тем, как соль очищает посуду. | Сформировано представление о свойствах соли. |
Выращиаем «снежинки» | Приготовить насыщенный раствор соли и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце, через какое-то время появятся кристаллы. Вывод: При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. | Анализируют полученные результаты | |
№ 11 | Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. | Дети рисуют радугу, в завершении- посыпают солью весь лист. | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; Воспитывать аккуратность, самостоятельность
|
№ 12 | Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли» | Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли. | У детей сформировано умение обобщать полученный опыт |
Итоговое мероприятие: выставка «Поделки из солёного теста», презентация, выставка рисунков « Акварель и соль»
Защита проекта:
После чтения детям сказки "Золото и соль" у ребят возник вопрос: "Откуда берется соль?" Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная , поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.
Немного из истории:
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто,абезсолинесладко. В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочиежерасходились«несолонохлебавши».
Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет — лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде — скорее всего свежее. Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, онобудетхранитьсядольше.
Мы разработали и обсудили подробный план изучения соли. Поставили перед собой цели и задачи: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить соленую и пресную воду.
Все свои наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений. Вот сколько интересного мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпуча
1. Соль растворяется в воде.
Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.
2.Соль в воде разной температуры.
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
3.Водоплавающее яйцо.
А давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
4. Получение кристаллов.
Мы взяли небольшое блюдце, налили туда воды, добавили соль, размешали и оставили на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли. Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.
5.Соль - чистящее средство
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей, а что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили наблюдения и опыты, читали энциклопедию. А так же убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Закончив проект, мы узнали:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...