КВЕСТ – ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она дольно популярна и приемлема для старших дошкольников.
Использование его в подготовительной группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во- первых в этом возрасте велика потребность детей в движение и вовремя квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во -вторых дети подготовительной группы считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В -третьих дети подготовительной группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuzhikova_s.v.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В.Тужикова (г. Иркутск)
КВЕСТ – ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.
Аннотация
Для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она дольно популярна и приемлема для старших дошкольников.
Использование его в подготовительной группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во- первых в этом возрасте велика потребность детей в движение и вовремя квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во -вторых дети подготовительной группы считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В -третьих дети подготовительной группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Возрастная группа: групповое занятие
Оборудование:
для детей: снежное дерево, снежинки, разрезные картинки.
для воспитателя: Мультимедийный экран, капелька, ноутбук, презентация «Путешествие капельки», кувшин, стаканчики пластмассовые, глобус.
Приоритетная область: познавательно – исследовательская деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: обогащение представлений у детей о воде, ее свойствах и о роли воды в жизни воды.
Задачи:
Образовательные:
-Добиться уточнения знаний и представлений детей о воде и ее свойствах, значении воды для человека
- Добиться повторения усвоения систематизации знания детей о воде.
Развивающие:
-Обеспечить развитие у детей умения анализировать, делать самостоятельные выводы.
-Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитательные:
-Пробудить чувства эмоционального удовлетворения.
-Способствовать формированию у детей самостоятельности, коммуникативных навыков.
Планируемые результаты: Положительный настрой на предстоящую работу, активизировать детей выражать свои мысли по средством речи, поисковую деятельность.
Методы и приемы: Методы, повышающие познавательную активность (моделирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы). Словесный (рассказ, беседа), методы обучения и развития творчества (экспериментирование, игровые приемы, проблемные ситуации), методы повышения эмоциональной активности (сюрпризный момент).
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Знакомство с круговоротом воды в природе
Содержание занятия:
I Организационный этап.
- Введение ситуацию
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: глобус
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель Земли.
Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
Воспитатель: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра .
Воспитатель:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
-Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
-Кому нужна вода?
-Зачем вода нужна растениям?
-А как они её получают?
-Почему животные не могут жить без воды?
-Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла в гости капелька и просит помощи у вас.
Капелька: В нашей стране случилась беда, снежная королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята вы согласны помочь Капельке?
Капелька: Для того, чтобы освободить воду от колдовства надо выполнить задания Снежной королевы. После каждого выполненного задания вы получите подсказку. Вот вам первая: «Большую снежинку найдете, первое задание прочтете».
(Дети ищут снежинку, кто находит первым приносит воспитателю)
II. Основной этап.
Задание 1: «Где мы можем встретить воду?»
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке. На интерактивной доске появляются загадки (облако, снег, роса, сосулька, лед)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше все текло,
Превратилось все в стекло. (Лед)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт. (Сосулька)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Белая вата плывет куда-то.
Хоть лови, не лови — не изловишь. (Облако)
Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, больше чем суши, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная?
Дети: пресная вода - это вода без солей.
В морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
А вы знаете, что у нас самый большой запас пресной воды в озере Байкал, и оно находится у нас. (На слайде - Карта России с указателем на оз. Байкал и фото)
Капелька: Вы правильно отгадали загадки, и получаете следующую подсказку: «Как только снежное дерево найдете следующее задание прочтете»
Воспитатель: Ребята, кто из вас заметил, снежное дерево? (На дереве карточка с изображением тающей сосульки)
(Дети подходят к дереву, воспитатель читает задание)
Задание 2: Назовите, в каких состояниях встречается вода! (на карточках модели из капелек, обозначающие состояние воды) Мы должны угадать, какое состояние воды изображено на картинке и, построить модель этого вещества. Давайте вспомним, какие состояния воды вы знаете?
Ответы детей: Твердое, жидкое, газообразное.
Дидактическая игра: «Где живет вода?»
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять любую карточку с изображением модели из капелек, обозначающие состояние воды)
Дидактическая игра: Раз, два, три – в свой домик беги.
На стойках – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния воды.
Воспитатель: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги!
Дети занимаю свой домик.
Капелька: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Послушайте следующую подсказку: «Под стол свой загляните и задание найдите».
(Дети достают из-под стола коробки с пазлами)
Задание 3: «Пазл. Скорее соберите и отгадку получите»
(Дети собирают пазл «Круговорот воды в природе» 3 команды, кто соберёт первым поднимает руку. На доске так же изображение «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших пазлах? (Отвечает команда, первая собравшая пазл)
Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Капелька: «Вокруг себя посмотрите волшебный кувшин найдите»
Задание 4: На столе кувшин с водой и записка: «Посмотрите и скажите какое свойство воды подтверждает опыт»
Воспитатель: Ребята, м ы с вами попали в лабораторию ,встаньте вокруг стола так, чтобы всем было видно, как только вы узнаете одно из свойств воды поднимите руку, и мы выставим один из алгоритмов которые находятся у нас на доске.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультминутка
Капелька: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
III.Заключительный этап.
3. Рефлексия.
Капелька: «Спасибо ребята вы освободили воду, и в благодарность вам, я дарю эти волшебные фрукты».
Воспитатель: Ребята мне очень понравилось, как вы дружно и быстро выполняли все задания. А что понравилось вам? Что запомнилось больше всего?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра "Форт Боярд" для детей подготовительной к школе группы
Познавательная игра-путешествие к берегам Франции с разнообразными заданиями для ребят двух команд....
Квест-игра «Секретные документы» для детей подготовительной к школе группы
Данный конспект ксвест-игры,направлен на развитие гражданско-патриотического вспитания дошкольников....
Экологическая квест-игра «Спасём природу!» для детей подготовительной к школе группы
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о растениях и животных; - закрепить знания и ...
Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Помоги спасателю»
Квест-игра направлена на закрепление правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по Донскому краю» (подготовительная к школе группа)
Цель: формирование у детей интереса к истории своего края, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоциональной сферы в процессе ознакомления детей с традициями...
Квест-игра «Заколдованный город» (для детей подготовительной к школе группы)
Формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности посредством внедрения в образовательный процесс новой формы игровой деятельности КВЕСТ-ИГРА...
Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Помоги себе и своему спасателю»
Цель: обобщение и систематизация знаний воспитанников по безопасности. Задачи: закрепление навыков и умений, полученных в процессе обучения на занятиях ОБЖ, развитие мышления, способности быстро ...