«Помощники природы» (виртуальная экскурсия)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бережная Татьяна Геннадьевна

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изобразительнаядеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом, не теряя интереса и концентрации внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Помощники природы»

(виртуальная экскурсия)

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

1.

Пояснительная записка

2

2.

Конспект образовательной деятельности

3

3.

Список литературы

12

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изобразительная деятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом, не теряя интереса и концентрации внимания.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности.  Пробуждает интерес и желание ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

Таким образом, концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Бережная Татьяна Геннадьевна

2.

Доминирующая образовательная область

Познание

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Изобразительная

Игровая

Восприятие художественной литературы

Двигательная

Музыкальная

4.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Помощники природы»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- приглашение на экскурсию в природу

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

 - решение проблемных ситуаций.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- просмотр видеоролика «Изменения природы»;

- беседа;

- физкультминутка «Ветер»;

- экспериментирование «Буря в стакане воды».

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

           - проблемные вопросы;

           - показ нетрадиционной техники рисования;

- музыкальное сопровождение слайд шоу;

            - чередование видов деятельности;

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Познание

Уточнить и систематизировать знания детей о явлениях природы, значении солнца, воды, воздуха в жизни человека.

Коммуникация

Совершенствовать речь, как средство общения.

Совершенствовать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Развивать диалогическую речь.

Социализация

Формировать дружеские взаимоотношения, 
настроить детей на работу в группе.
Пробудить творческую активность детей.

Художественное творчество

Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности, техникой кляксографией. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

Безопасность

Формировать у детей умение безопасного пользования нетрадиционным оборудованием.

4.

Возрастная группа:

Старшая группа (5-6 лет)

5.

Цели:

Обогащать опыт детского восприятия средствами интеграции: живописи,   музыки и художественной литературы о природе.

Расширять творческую деятельность через освоение новой техники рисования.

6.

Задачи:

- формировать интерес к познанию природы,
понимать и оценивать природные явления, их влияние на окружающий мир;

- конкретизировать и закрепить знания детей о ветре (воздухе), научить определять силу ветра.
- совершенствовать изобразительные умения детей, через использование нетрадиционной техники (Кляксографии);

- развивать образное мышление, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, речь;

- воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок проявляет интерес к новым знаниям;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен к аргументированным суждениям;

- ребенок проявляет интерес к новой технике рисования;

- ребёнок проявляет самостоятельность в процессе создания изображения;

- планирует деятельность, проявляет аккуратность и организованность;

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;            - в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: 

ИКТ: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, (видео запись), слайды с изображением природы с сопровождением музыки; вертушок -цветок

Центр творчества: альбомный лист, емкости с разведенной гуашью разного цвета, пластиковые стаканчики, разовые ложечки, тряпочка или влажная салфетка для рук, трубочка для коктейля, лист ватмана с изображением (фона неба, земли, стебли цветов, ствол дерева)

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

 Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о явлениях природы.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 (Дети встают в кружочек)                           Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! У меня в руках цветок. Этот цветок непростой, он передаёт хорошее настроение. Вы его передавайте, и друг другу улыбайтесь.                                                            Игровое упражнение; «Передай цветочек» воспитатель начинает игру.  Дети, улыбаясь, передают цветок по кругу).                                                           Воспитатель: -У всех хорошее настроение?                 Дети: -Да!                                                                  Воспитатель: -Давайте поблагодарим цветочек и подуем на него. Посмотрите, как оживился цветочек.                                             Воспитатель: -Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.                        Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, 
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, 
Человек и время года — 
Это все вокруг...(природа)                                      
Воспитатель: Что такое природа?                Дети: -Природа – это все, что нас окружает Воспитатель: -А может ли человек прожить без природы?                                                                    Дети: - Нет.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: -В природе очень много происходит чудес, которые  радуют нас. Мы отправимся  в царство природы, где она с помощниками позаботилась, чтобы было красиво. Волшебница природа просит вас отыскать её помощников, с помощью которых она  создаёт всю красоту, которая нас окружает. (воспитатель предлагает присесть на подушечки, на полу).

Окружающий нас мир,

Интересно узнавать.

Его тайны и загадки.

Мы готовы разгадать.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель:

Вам в помощь для разгадывания предлагается видеозапись.

(Просмотр Видеозапись «Времена года»(2.18))

II.

Основная часть:

20 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: -Где мы сейчас с вами были?    Дети: - В гостях у природы.              Воспитатель:- Вы догадались  кто помощники природы?   Кто назовёт их?                                                                            Дети: - Солнце, ветер, вода….                Воспитатель:  - Как же все эти помощники помогают природе создавать такую красоту?                            -Чем помогает природе солнце?

 (Слайд№1 солнце.)                                       Дети: -Солнце дает свет всему живому. Воспитатель: -Но солнце не только светит, что ещё делает?                                                    Дети: -Оно греет, от солнца тепло.          Воспитатель: -Что делает вода  для природы? (Слайд № 2 роса-вода)                                  Дети: -Вода питает растения, даёт влагу , даёт жизнь человеку и животным.        Воспитатель: -Где ещё природе встречается вода? В каких состояниях встречается вода?                                                                      Дети:- Море, озеро, река, снег, дождь, лёд и т.д.                                                           Воспитатель: -Что делает помощник ветер? (слайд №3   качающиеся деревья, плывущие облака).                                                           Дети: -Ветер двигает облака с места на место, раскачивает деревья.                                Воспитатель: - Ветер – это движение воздуха. Там где встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер невидимка, но мы его чувствуем, мы за ним наблюдаем. Воспитатель: Давайте, сейчас сделаем упражнения, чтобы зарядиться энергией ветра.                                                   Физкультминутка «Ветер» 
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево). 
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево).
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх). 
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук).
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад). 

2.2

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети: -Нет.

Воспитатель: - Эта техника называется «кляксография» (проговорить с детьми)

Воспитатель: - Ребята, сможем ли мы с вами создать  красивую картину, как природа, с помощью помощника воздуха?

Дети: - Да, только у нас не получится. Это, наверное, очень трудно.

Воспитатель: - А давайте попробуем и проверим. Приглашаю вас в мастерскую.

(закрепляет правила поведения в мастерской).

Воспитатель: - Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику «кляксографии»: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).

Перед тем, как вы преступите к  самостоятельной работе, давайте поэкспериментируем с воздухом

упражнение: «Буря в стакане воды»        

 (дуть на выдохе через коктейльную трубочку на воду, добиваясь лёгкого и сильного бурления, регулируя силу потока воздуха)

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Воспитатель: Предлагаю вам пройти за столы и попробовать на листе бумаги.

(выбор рабочего места детьми) Индивидуальная работа

Воспитатель: ( Напоминает,  что в Кляксе главное, неопределённость, неожиданность,  

необычность  формы. Обращает внимание детей на, что у них похожи кляксы).

Совместная работа

Воспитатель: Ребята давайте вместе нарисуем картину в подарок волшебнице природе? (лист ватмана, где заранее изображено: фон неба, травы, стебли цветов, ствол дерева).                               

Воспитатель:  На картине чего-то не хватает. Давайте дорисуем картину.

Дети дорисовывают: солнышко, облака, цветы, крону к стволу дерева.

Во время работы детей педагог осуществляет:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения приемов работы;

- оказывает помощь детям, испытывающим затруднения;

- обращает внимание на правила техники безопасности.

Во время самостоятельной деятельности звучат мелодии к  слайд шоу  «Красота природы»

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов НОД

5 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Выводы по деятельности Воспитатель:

 - Ребята, какая красивая у нас получилась картина. Вам нравиться? Дети: (высказывают свои мнения)

Воспитатель:  - Мы справились с заданием волшебницы природы? Отыскали её помощников? Назовите их.

- Что нового и интересного вы узнали?
- Как называется техника рисования воздухом?

-Вы теперь сможете научить других рисовать с помощью воздуха?

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать для того, чтобы природа всегда нас радовала своей красотой?

Дети: (высказывают своё мнение)

Воспитатель: Ребята, я оставляю вам цветочек,  чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Молодцы, ребята.

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Выставка альбомов с природными явлениями.

Книги о природе, о художниках пейзажистах. Картины, с пейзажами выполненных в разных техниках.

4.2

Центр творчества

Фломастеры, акварельные краски, карандаши. Восковые мелки, кисти для рисования, уголь,  ватные палочки, коктейльные трубочки, портреты художников.

4.3

Центр двигательной активности

Подборка картотек дыхательных гимнастик и физкультминуток на тему природы.

4.4

Центр познавательной активности

Выставка семейных рисунков, фотоальбомы с подборкой семейных фотографий на природе, мнемотаблицы для составления рассказов об явлениях природы.

4.5

Музыкальный центр

Подборка песен о природе, и фонограмма мелодий о временах года.


3. Список литературы.

1.   Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. О.А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

3. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

4. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

 5.  Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6.  С.Н. Николаева, Теория и методика экологического образования     детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

7. С.Н. Николаева, Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

8.  Н.В. Квач Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.− 160 с.

Бережная Татьяна Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Д/с №16»                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Виртуальная экскурсия в природу

Виртуальные экскурсии в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста(из опыта работы)С.И. Голыгина, воспитательМБДОУ «Детский сад № 131»г. АрхангельскЦель. Обеспечение выс...

Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»

Конспект ООД  образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы».  Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?» Для детей старшего дошкольного во...

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"

Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...

Виртуальная экскурсия «Памятники природы города Саратова» 20.05.2021 г.

Человек мало понимает, что такое природа, потому что возводит заводы    и фабрики, которые отрицательно сказываются на балансе  в природе. Реки становятся грязными, чистого воздуха...

Виртуальная экскурсия по памятнику природы Сосновый бор

Виртуальная экскурсия по памятнику природы  Сосновый бор....