«Помощники природы» (виртуальная экскурсия)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изобразительнаядеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом, не теряя интереса и концентрации внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 57.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Помощники природы»
(виртуальная экскурсия)
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Конспект образовательной деятельности | 3 |
3. | Список литературы | 12 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изобразительная деятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом, не теряя интереса и концентрации внимания.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности. Пробуждает интерес и желание ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.
Таким образом, концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Бережная Татьяна Геннадьевна |
2. | Доминирующая образовательная область | Познание |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Изобразительная Игровая Восприятие художественной литературы Двигательная Музыкальная |
4. | Форма организации | Образовательная деятельность |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Помощники природы» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- приглашение на экскурсию в природу
- решение проблемных ситуаций.
- просмотр видеоролика «Изменения природы»; - беседа; - физкультминутка «Ветер»; - экспериментирование «Буря в стакане воды».
- проблемные вопросы; - показ нетрадиционной техники рисования; - музыкальное сопровождение слайд шоу; - чередование видов деятельности;
- словесное поощрение в ходе ОД; - самоанализ. |
3. | Интеграция образовательных областей | Познание Уточнить и систематизировать знания детей о явлениях природы, значении солнца, воды, воздуха в жизни человека. Коммуникация Совершенствовать речь, как средство общения. Совершенствовать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Развивать диалогическую речь. Социализация Формировать дружеские взаимоотношения, Художественное творчество Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности, техникой кляксографией. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; Безопасность Формировать у детей умение безопасного пользования нетрадиционным оборудованием. |
4. | Возрастная группа: | Старшая группа (5-6 лет) |
5. | Цели: | Обогащать опыт детского восприятия средствами интеграции: живописи, музыки и художественной литературы о природе. Расширять творческую деятельность через освоение новой техники рисования. |
6. | Задачи: | - формировать интерес к познанию природы, - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре (воздухе), научить определять силу ветра. - развивать образное мышление, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, речь; - воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы; -воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе. |
7. | Планируемые результаты: | - ребенок проявляет интерес к новым знаниям; - ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); - ребенок способен к аргументированным суждениям; - ребенок проявляет интерес к новой технике рисования; - ребёнок проявляет самостоятельность в процессе создания изображения; - планирует деятельность, проявляет аккуратность и организованность; - ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; - в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Центр познавательной активности: ИКТ: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, (видео запись), слайды с изображением природы с сопровождением музыки; вертушок -цветок Центр творчества: альбомный лист, емкости с разведенной гуашью разного цвета, пластиковые стаканчики, разовые ложечки, тряпочка или влажная салфетка для рук, трубочка для коктейля, лист ватмана с изображением (фона неба, земли, стебли цветов, ствол дерева) |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о явлениях природы. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 30 мин. | |||
I. | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 5 мин. | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | (Дети встают в кружочек) Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! У меня в руках цветок. Этот цветок непростой, он передаёт хорошее настроение. Вы его передавайте, и друг другу улыбайтесь. Игровое упражнение; «Передай цветочек» воспитатель начинает игру. Дети, улыбаясь, передают цветок по кругу). Воспитатель: -У всех хорошее настроение? Дети: -Да! Воспитатель: -Давайте поблагодарим цветочек и подуем на него. Посмотрите, как оживился цветочек. Воспитатель: -Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся. Посмотри, мой милый друг, | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: -В природе очень много происходит чудес, которые радуют нас. Мы отправимся в царство природы, где она с помощниками позаботилась, чтобы было красиво. Волшебница природа просит вас отыскать её помощников, с помощью которых она создаёт всю красоту, которая нас окружает. (воспитатель предлагает присесть на подушечки, на полу). Окружающий нас мир, Интересно узнавать. Его тайны и загадки. Мы готовы разгадать. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Воспитатель: Вам в помощь для разгадывания предлагается видеозапись. (Просмотр Видеозапись «Времена года»(2.18)) | ||
II. | Основная часть: | 20 мин. | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: -Где мы сейчас с вами были? Дети: - В гостях у природы. Воспитатель:- Вы догадались кто помощники природы? Кто назовёт их? Дети: - Солнце, ветер, вода…. Воспитатель: - Как же все эти помощники помогают природе создавать такую красоту? -Чем помогает природе солнце? (Слайд№1 солнце.) Дети: -Солнце дает свет всему живому. Воспитатель: -Но солнце не только светит, что ещё делает? Дети: -Оно греет, от солнца тепло. Воспитатель: -Что делает вода для природы? (Слайд № 2 роса-вода) Дети: -Вода питает растения, даёт влагу , даёт жизнь человеку и животным. Воспитатель: -Где ещё природе встречается вода? В каких состояниях встречается вода? Дети:- Море, озеро, река, снег, дождь, лёд и т.д. Воспитатель: -Что делает помощник ветер? (слайд №3 качающиеся деревья, плывущие облака). Дети: -Ветер двигает облака с места на место, раскачивает деревья. Воспитатель: - Ветер – это движение воздуха. Там где встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер невидимка, но мы его чувствуем, мы за ним наблюдаем. Воспитатель: Давайте, сейчас сделаем упражнения, чтобы зарядиться энергией ветра. Физкультминутка «Ветер» | ||
2.2 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Дети: -Нет. Воспитатель: - Эта техника называется «кляксография» (проговорить с детьми) Воспитатель: - Ребята, сможем ли мы с вами создать красивую картину, как природа, с помощью помощника воздуха? Дети: - Да, только у нас не получится. Это, наверное, очень трудно. Воспитатель: - А давайте попробуем и проверим. Приглашаю вас в мастерскую. (закрепляет правила поведения в мастерской). Воспитатель: - Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику «кляксографии»: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Перед тем, как вы преступите к самостоятельной работе, давайте поэкспериментируем с воздухом упражнение: «Буря в стакане воды» (дуть на выдохе через коктейльную трубочку на воду, добиваясь лёгкого и сильного бурления, регулируя силу потока воздуха) Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Воспитатель: Предлагаю вам пройти за столы и попробовать на листе бумаги. (выбор рабочего места детьми) Индивидуальная работа Воспитатель: ( Напоминает, что в Кляксе главное, неопределённость, неожиданность, необычность формы. Обращает внимание детей на, что у них похожи кляксы). Совместная работа Воспитатель: Ребята давайте вместе нарисуем картину в подарок волшебнице природе? (лист ватмана, где заранее изображено: фон неба, травы, стебли цветов, ствол дерева). Воспитатель: На картине чего-то не хватает. Давайте дорисуем картину. Дети дорисовывают: солнышко, облака, цветы, крону к стволу дерева. Во время работы детей педагог осуществляет: - контроль организации рабочего места; - контроль правильности выполнения приемов работы; - оказывает помощь детям, испытывающим затруднения; - обращает внимание на правила техники безопасности. Во время самостоятельной деятельности звучат мелодии к слайд шоу «Красота природы» | ||
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов НОД | 5 мин. | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Выводы по деятельности Воспитатель: - Ребята, какая красивая у нас получилась картина. Вам нравиться? Дети: (высказывают свои мнения) Воспитатель: - Мы справились с заданием волшебницы природы? Отыскали её помощников? Назовите их. - Что нового и интересного вы узнали? -Вы теперь сможете научить других рисовать с помощью воздуха? Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать для того, чтобы природа всегда нас радовала своей красотой? Дети: (высказывают своё мнение) Воспитатель: Ребята, я оставляю вам цветочек, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Молодцы, ребята. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | |||
4.1 | Книжный центр | Выставка альбомов с природными явлениями. Книги о природе, о художниках пейзажистах. Картины, с пейзажами выполненных в разных техниках. | ||
4.2 | Центр творчества | Фломастеры, акварельные краски, карандаши. Восковые мелки, кисти для рисования, уголь, ватные палочки, коктейльные трубочки, портреты художников. | ||
4.3 | Центр двигательной активности | Подборка картотек дыхательных гимнастик и физкультминуток на тему природы. | ||
4.4 | Центр познавательной активности | Выставка семейных рисунков, фотоальбомы с подборкой семейных фотографий на природе, мнемотаблицы для составления рассказов об явлениях природы. | ||
4.5 | Музыкальный центр | Подборка песен о природе, и фонограмма мелодий о временах года. |
3. Список литературы.
1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2. О.А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
4. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
5. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6. С.Н. Николаева, Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
7. С.Н. Николаева, Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
8. Н.В. Квач Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.− 160 с.
Бережная Татьяна Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Д/с №16»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...
Виртуальная экскурсия в природу
Виртуальные экскурсии в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста(из опыта работы)С.И. Голыгина, воспитательМБДОУ «Детский сад № 131»г. АрхангельскЦель. Обеспечение выс...
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?» Для детей старшего дошкольного во...
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»
Виртуальная экскурсия с Лунтиком для старших дошкольников по зимнему лесу....
Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"
Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...
Виртуальная экскурсия «Памятники природы города Саратова» 20.05.2021 г.
Человек мало понимает, что такое природа, потому что возводит заводы и фабрики, которые отрицательно сказываются на балансе в природе. Реки становятся грязными, чистого воздуха...
Виртуальная экскурсия по памятнику природы Сосновый бор
Виртуальная экскурсия по памятнику природы Сосновый бор....