Конспект занятия "Вулкан своими руками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Синицына Ольга Евгеньевна

Занятие проводимое в старшей группе детского сада.Целью которого является развитие познавательной активности детей, формирование навыков сотрудничества, социализации путем взаимодействия при постановке опытов, экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan_1.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы «Школа «№1002»

ДОУ №3

Конспект

открытого занятия на тему:

«Вулкан своими руками»

                               

                                                                                         Воспитатель:                              Синицына О.Е.      

Ноябрь, 2018 г.

Тема: «Вулкан своими руками»

Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей

              5-10лет.

Области интегрирования:

Познание:  

  • Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
  • Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
  • Изучить строение вулкана.
  • Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Социализация: 

  • Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  • Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.
  • Формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками.

Коммуникация:

  • Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия  на основе общих интересов.  
  • Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.

Труд:

  • Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
  • Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.
  • Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.
  • Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.

Безопасность:

  • Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами.

Предварительная работа: 

- Знакомство с физической картой мира.

- Изготовление макета гор из соленого теста.

- Сбор коллекции «вулканических бомб» из соленого теста.

- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.

- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»

- Изготовление схем – алгоритмов.

- Тонирование  картона.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;
  • толковый словарь Ожегова;
  • карта  мира;
  • схема;
  • поддоны;
  • картон тонированный;
  • клей;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  • чайные ложки;
  • пипетка;
  • салфетки;
  • степлеры

Участники: дети с 5 до 10 лет, воспитатель.

Место проведения: группа.

Продолжительность: 45 минут.  

Методические рекомендации:

  1. Педагог ведет диалог с детьми. Он задает вопросы, дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.
  2.  Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.
  3. На занятии дети под руководством педагога проводят эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

Ход:

I. Организационный момент.

Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, педагог говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.

- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?

- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.

II. Основная часть занятия.

Педагог загадывает загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

- Дети, а что такое  вулкан? (Гора)

- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).

- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.

  Воспитатель читает легенду о вулкане:

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?

Дети:

- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.

Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы  гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать  рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.

После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов

Примерные варианты обобщений ответов детей:

  • Вулканы бывают:

1)  Действующие - это которые извергают лаву.

2)    Потухшие - не извергающие лаву.

3)    Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

  • Кратер  вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать,   как извергается вулкан. А что нам поможет? (Педагог помогает детям ответить: телевизор, интернет)

- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете  фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…?

Дети слушают рассказ педагога- «Извержение вулкана».

Педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.

Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».

      - А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.

III. Экспериментальная деятельность:

- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

  • Надо работать аккуратно, не торопиться!
  • Ничего не брать в рот!
  • Осторожно насыпать порошок!
  • Осторожно наливать воду!
  • Лавы не трогать!
  • Использовать салфетку!

- Занимаем рабочие места.

- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.

Затем мы начинаем работать с соленым тестом по изготовлению «горы», «вулканических бомб».

Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».

- Из чего же нам сделать лаву?

- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты (вода лимонная кислота или лимонный сок), и его наливать можно только со взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.

Наблюдение "извержения" вулкана.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.

IV. Заключительная часть.  

- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А   вы расскажете  об этом своим родным, знакомым, другим детям?

Я думаю, что у вас все получится.  А для этого я даю вам схему опыта.

Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Конспект «Театр своими руками»

Конспект Образовательная область «Художественно-эстетическая» Подготовительная  к школе группа «Театр своими руками»...

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя. Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендации

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя.Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендацииПривить навыки здорового образа ...