Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фазлиахметова Зухра Тагировна

Тема: "Снег и лед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_eksperiment.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по экспериментальной деятельности

в средней группе №3 «Затейники»

 «Снег и лед» 

Цель:

Расширить  представления детей о физических свойствах снега и льда.

Образовательные задачи:

1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах.

2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .

3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

4. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.

Развивающие задачи:

1. Развивать исследовательские навыки.

2. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать желание добиваться положительного результата в процессе работы..

2. Воспитывать аккуратность.

Словарная работа: Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Оборудование: Тарелочки со снегом,  тарелочки с кубиками льда,  цветная бумага, проектор, фартуки, клеенки, салфетки.

Ход:

Орг. Момент.

Вступительная беседа.

-  Ребята я  очень рада видеть  Вас, возьмитесь за руки и улыбнитесь  друг другу.

- К нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: - Теперь у нас всех весь день пройдет  в хорошем настроении.

Сегодня мы с вами как настоящие учёные будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Я загадаю загадки, отгадав  вы узнаете с чем мы будем работать. (Загадываю загадки про снег и лед.)

1)        Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Дети. Снег (отгадка картинка на экране).

2)        Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.

Дети: Лед (отгадка картинка на экране)

3)        Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

 Дети: Лед (отгадка картинка на экране)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами сегодня будем экспериментировать  со снегом  и льдом.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? ……

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на экран, какие правила мы должны соблюдать сегодня. (Слайд презентация. Воспитатель поясняет.)

Воспитатель: Сейчас мы наденем фартуки  и  я приглашаю вас в  нашу лабораторию.

(Дети надевают фартуки и  садятся за столы).

Воспитатель: Откуда берется снег?

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

Переходим к изучению снега и льда

Опыт №1. «Какой на ощупь».

- У вас на столах в тарелочках лежат кусочки льда и комочки снега. Возьмите снег  в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, хрупкий, по цвету – белый.

Воспитатель: А теперь лед? –  какой он? (ответы детей.)

Опыт №2: «Определение запаха».

- А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега. Понюхайте сначала снег, теперь лед.

(Ответы детей)

Опыт №3. «Определение прозрачности».

- Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.

(Ответы детей: Под снегом не видно, а подо льдом она видна.)

Воспитатель:  Значит, лёд прозрачный, а снег – нет.

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Воспитатель: Лед и снег - это замерзшая вода. Проверим. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите в одну руку лед, а в другую снег  и подержав немного положите на место. Какие стали ваши руки они? Мокрые. Почему?

 (Ответы детей: Лед и снег начали таять от тепла рук).

Воспитатель: Вытрите руки салфетками. А теперь все встали, немножко отдохнем.

Физминутка

Снег пушистый все летает   (поднимает руки вверх и медленно отпускаем)

А метель все завывает            (Руки вверх и вниз)

Сколько снега намело

Все тропинки занесло           (показывают сугробы)

Мы дорожки разгребем        (метем)

И снежки играть пойдем          (шагает на месте)

Воспитатель: А теперь посмотрите на тарелочки со льдом и снегом. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед?

(Ответы детей)

Воспитатель:  А про снег?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду.

Вывод: Таким образом, мы еще раз убедились, что снег и лед это замерзшая вода.

Опыт №5. «Исследование чистоты снега».

Воспитатель: Снег я набрала на улице на нашем участке, давайте повнимательнее посмотрим на растаявший снег и образовавшуюся воду. Какая она?

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.

Вывод: нельзя есть снег

Подведение итогов:

- Что мы делали сегодня?

(Ответы детей)

- Что общего между снегом и льдом?

(Ответы детей: снег и лед из воды, они  холодные….)

-А чем они отличаются?

(Ответы детей: Снег:  рыхлый, белый, легкий. Лед: твердый,  прозрачный...)

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Мне понравилось, как вы сегодня работали в нашей лаборатории. А теперь давайте уберем рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...