Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект по экспериментальной деятельности
в средней группе №3 «Затейники»
«Снег и лед»
Цель:
Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать желание добиваться положительного результата в процессе работы..
2. Воспитывать аккуратность.
Словарная работа: Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование: Тарелочки со снегом, тарелочки с кубиками льда, цветная бумага, проектор, фартуки, клеенки, салфетки.
Ход:
Орг. Момент.
Вступительная беседа.
- Ребята я очень рада видеть Вас, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
- К нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: - Теперь у нас всех весь день пройдет в хорошем настроении.
Сегодня мы с вами как настоящие учёные будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Я загадаю загадки, отгадав вы узнаете с чем мы будем работать. (Загадываю загадки про снег и лед.)
1) Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дети. Снег (отгадка картинка на экране).
2) Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
Дети: Лед (отгадка картинка на экране)
3) Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Дети: Лед (отгадка картинка на экране)
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами сегодня будем экспериментировать со снегом и льдом.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? ……
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на экран, какие правила мы должны соблюдать сегодня. (Слайд презентация. Воспитатель поясняет.)
Воспитатель: Сейчас мы наденем фартуки и я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Дети надевают фартуки и садятся за столы).
Воспитатель: Откуда берется снег?
Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут и увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.
Переходим к изучению снега и льда
Опыт №1. «Какой на ощупь».
- У вас на столах в тарелочках лежат кусочки льда и комочки снега. Возьмите снег в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, хрупкий, по цвету – белый.
Воспитатель: А теперь лед? – какой он? (ответы детей.)
Опыт №2: «Определение запаха».
- А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега. Понюхайте сначала снег, теперь лед.
(Ответы детей)
Опыт №3. «Определение прозрачности».
- Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
(Ответы детей: Под снегом не видно, а подо льдом она видна.)
Воспитатель: Значит, лёд прозрачный, а снег – нет.
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Лед и снег - это замерзшая вода. Проверим. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите в одну руку лед, а в другую снег и подержав немного положите на место. Какие стали ваши руки они? Мокрые. Почему?
(Ответы детей: Лед и снег начали таять от тепла рук).
Воспитатель: Вытрите руки салфетками. А теперь все встали, немножко отдохнем.
Физминутка
Снег пушистый все летает (поднимает руки вверх и медленно отпускаем)
А метель все завывает (Руки вверх и вниз)
Сколько снега намело
Все тропинки занесло (показывают сугробы)
Мы дорожки разгребем (метем)
И снежки играть пойдем (шагает на месте)
Воспитатель: А теперь посмотрите на тарелочки со льдом и снегом. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про лед?
(Ответы детей)
Воспитатель: А про снег?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду.
Вывод: Таким образом, мы еще раз убедились, что снег и лед это замерзшая вода.
Опыт №5. «Исследование чистоты снега».
Воспитатель: Снег я набрала на улице на нашем участке, давайте повнимательнее посмотрим на растаявший снег и образовавшуюся воду. Какая она?
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
Вывод: нельзя есть снег
Подведение итогов:
- Что мы делали сегодня?
(Ответы детей)
- Что общего между снегом и льдом?
(Ответы детей: снег и лед из воды, они холодные….)
-А чем они отличаются?
(Ответы детей: Снег: рыхлый, белый, легкий. Лед: твердый, прозрачный...)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня работали в нашей лаборатории. А теперь давайте уберем рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...
- Мне нравится (1)