Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие с Дюймовочкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
«Путешествие с Дюймовочкой»
Цель: познакомить детей с разнообразной средой обитания видов живых организмов.
Задачи:
формировать представления об объектах окружающего мира: живой и неживой природы;
развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность; способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyuymovochka.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 32 «Росинка»
Михайловского муниципального района п. Новошахтинский
Конспект образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
«Путешествие с Дюймовочкой»
Старшая группа
Составила и провела:
Бриткина Валентина Васильевна
воспитатель высшей кв. категории
апрель 2018 год
Цель: познакомить детей с разнообразной средой обитания видов живых организмов.
Задачи:
- формировать представления об объектах окружающего мира: живой и неживой природы;
- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность; способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между
Ход работы:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в знакомую вам всем сказку. Постарайтесь быть внимательными, находчивыми, заботливыми и сообразительными. Перед нашим путешествием давайте скажем друг другу приятные, добрые слова – комплименты. При этом будем передавать своему соседу цветок, и дарить тепло и нежность.
( Дети передают цветок ( в горшочке), говорят комплименты).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, в каких сказках есть волшебные цветы или цветок, который являлся очень значимым для сюжета сказки и для главных героев.
(Дети называют сказки)
- «Аленький цветочек» - С. Аксаков.
- « Снежная королева» ( розы)- Г.Х. Андерсен.
- « Цветы маленькой Иды»- Г.Х. Андерсен.
- « Цветик-Семицветик» - В. Катаев.
- «Двенадцать месяцев» - С Маршак.
- «Дюймовочка» - Г.Х. Андерсен.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили много сказок. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие с одним из героев сказки, отгадайте с кем. Послушайте загадку.
« Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла».
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы вместе с Дюймовочкой пройдём её нелёгкий путь по сказке
Все помнят, как начиналась сказка « Дюймовочка». Откуда появилась девочка.
Слайд 1 Дети рассказывают начало сказки.
Воспитатель: Давайте вспомним, как происходит рост растения, рост цветка, какие условия и факторы нужны для этого.
Работа по мнемотаблице ( «Рост растения»)
Дети: Она назвала её Дюймовочка, из-за маленького роста.
Воспитатель: Ребята, а где спала ночью Дюймовочка?
Дети: В скорлупе грецкого ореха, там была её красивая кроватка, на окне стояла кроватка.
Слайд 2 « Жаба сажает девочку на лист кувшинки»
Воспитатель: А что произошло с Дюймовочкой однажды ночью?
Дети: Её выкрала старая Жаба для своего сына, хотела выдать Дюймовочку за него замуж. Посадила на большой лист кувшинки.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, кто живет в водоёмах, предлагаю вам самим создать небольшой водоём.
Моделирование водоёма ( практическое).
Аквариум с водой, дети выбирают из предложенных материалов ( камни, искусственные травы и цветы, млекопитающих, рыбы, ракушки и др).
Создают модель водоёма.
Воспитатель: Замечательный водоём у нас с вами получился. Скажите мне, пожалуйста, а смогла бы Дюймовочка жить долгое время на листе кувшинки?
Дети: Нет, не смогла (Варианты ответов).
Воспитатель: Конечно же ,не смогла. У каждого живого организма своя среда обитания. Может ли человек долго жить на воде? Дышать под водой?
Дети: Нет, человек может жить на воде, если только на корабле и то недолгое время, затем люди возвращаются на землю.
Воспитатель: А что бы случилось с Дюймовочкой, если бы она осталась в водоеме навсегда? Давайте рассмотрим, что может случиться с человеком в разное время года, если жить на воде под открытым небом.
Тематический анализ по ОБЖ « Безопасность на водоеме в разное время года. Какие природные факторы помешают жизни человека.
вопрос - ответ ( по картинкам)
Воспитатель: Конечно, очень тяжелые условия жизни для человека на водоёме, поэтому Дюймовочка не смогла бы там долго жить. А что случилось дальше в сказке?
Слайд 3 Рыбки возле куста кувшинки. К листу кувшинки подплыли маленькие рыбки, они появились на поверхности воды, потом снова пропадали.
Воспитатель: Ребята, а почему рыбы плавают в воде и могут там жить?
Дети: Потому что у рыб есть жабры ,они ими дышат, есть плавники, хвост и др.
Воспитатель: Я хочу вам показать, как рыбы погружаются на дно водоёма и при помощи чего они всплывают на поверхность.
П-ИД ( по схеме, беседа-объяснение) « Плавательный пузырь» ( показать руками).
У рыб есть плавательный пузырь, когда ей нужно погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объём пузыря уменьшается и рыба опускается вниз, а когда нужно подняться на поверхность- мускулы расслабляются, распускают пузырь, он увеличивается и рыбы всплывают.
Воспитатель: Дюймовочка продолжила свое путешествие. Рыбки помогли ей, перекусили стебель кувшинки и она отправилась в путь на своем листе- кораблике. А что случилось дальше?
Слайд 4 « Жук подхватил девочку».
Ответы детей по слайду.
Воспитатель: Всё правильно. Майский жук посадил Дюймовочку на ветку дерева. А как выдумаете, смогла бы она там жить? Чтобы с ней случилось?
Дети: Нет, не смогла (Варианты ответов).
Воспитатель: Ребята, конечно Дюймовочка не смогла бы жить на дереве. Давайте с вами вспомним, кто живёт в воздухе, в лесу, в травах, в деревьях.
Д/ игра « Кто живёт в воздухе?» Классификация (путаница) дети должны выбрать из разных предметных картинок правильные (обсудить).
Воспитатель: Молодцы, все справились. Оставил майский жук нашу Дюймовочку на цветочной полянке. Давайте вместе с нашей Дюймовочкой отдохнем и проведем физминутку
( под музыку «Вальс цветов»)
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем-и снова в путь!
Вот Дюймовочки слова
-Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Во ещё второй совет:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Ну, а третий мой совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
Песня Дюймовочки.
Цветок раскрылся, и вошла я
В прекрасный этот мир сейчас.
И слышу добрых пчёл жужжанье
И чудный аромат цветка.
Цветочный выпью весь нектар я
Умоюсь чистою росой
И к теплым солнечным лучам я
Вдруг протяну свою ладонь.
В жизни свой путь выбираем,
Нужно учиться нам в мире жить
Только мы часто не знаем
Как же здоровье нам сохранить
Мир пред тобою огромный,
Счастье в нем можно найти тебе,
Там, где не будет болезней,
Радость и смех будут на земле.
Воспитатель : Отдохнули. Отправляемся дальше.
Слайд 5 « Осень. Возле норы мыши»
Рассказ детей по слайду
Воспитатель: Прожила Дюймовочка всю зиму в норке мыши всю зиму. Ребята, а кто ещё жил под землей рядом с мышью?
Слайд 6 « Крот в гостях у мыши»
Воспитатель: Что предложил крот Дюймовочке?
Ответы детей: Предложил выйти за него замуж и остаться с ним жить под землей.
Воспитатель: Почему кроты живут под землей, в чем их особенность.
Дети: Кроты слепые, они роют под землёй ходы и ищут пищу под землей (червяки, корешки растений и др.)
Воспитатель: Ребята, все правильно. У крота, у мыши среда обитания под землей. А как вы думаете, чтобы случилось с Дюймовочкой, если она осталась жить с кротом под землей? Без солнечного света?
Дети: Она ослепла бы.
Воспитатель: Все правильно, без дневного, солнечного света человек перестанет видеть, потеряет зрение. Давайте представим, что произойдет, если мы не будем видеть.
Психогимнастика « Ничего не вижу»
Посмотрите вокруг себя, мысленно поставьте себе цель, к чему бы вы хотели сейчас подойти. А теперь…
Закройте крепко глаза, зажмурьтесь, даже прикройте их ладошками, сделайте вокруг себя два оборота, повернитесь. Попробуйте пройти вслепую. А теперь откройте глаза, что вы ощущаете, вы оказались в нужном месте?
Ответы детей: Нет, совсем в другом направлении, месте и т.д.
Воспитатель: Давайте вспомним, кому помогала Дюймовочка, когда жила у мыши.
Дети: Ласточке,
Слайд 7 « Больная ласточка»
Небольшой рассказ детей по слайду.
Упражнение: «Птенец» (активизация подкорковых структур мозга)
-Ребята, посмотрите на свои ладони. Там птенчик, он летел к нам и замерз. Давайте согреем его своим дыханием, ( дети выполняют). Молодцы, Помогите птенчику, теперь отпустим его на волю, пусть летит и радует нас своим звонким пением (( выпускают).
Также и ласточка, в знак благодарности предложила Дюймовочке полететь с ней. Дюймовочка согласилась. А мы с вами давайте проследим полет птиц. Возьмем с вами наши помощники- бинокли и рассмотрим птиц.
Задание «Найди ласточку» , « Назови перелетных птиц» ( гусь, грач, лебедь, журавль, жаворонок, цапля, ласточка). Дети рассматривают при помощи биноклей птиц, называют, ищут ласточку с Дюймовочкой.
Воспитатель: Приключение нашей Дюймовочки подходили к концу и как во всех добрых сказках, все закончилось очень хорошо.
Слайд 8 «Цветочная поляна Эльфов»
Дети рассказывают конец сказки.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, где мы были вместе с Дюймовочкой и что мы узнали нового.
Д/ игра «Кто где живет» (среда обитания)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Я хочу вам напомнить, что у каждого живого организма на Земле своя среда обитания, поэтому очень сложно будет, если эти законы нарушать.
А сейчас я предлагаю вам на память о нашем увлекательном путешествии с Дюймовочкой нарисовать картинку по сюжету сказки, повесим её в нашей группе и будем любоваться ей.
Рисование ладошками (под музыку «Маленькая страна»,Дюймовочка в стране Эльфов. (коллективная работа.
Воспитатель благодарит детей за активное участие, хвалит их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие в лето"
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лето» Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о п...
конспект НОД по экологическому воспитанию "Путешествие капельки"
Конспект включает в себя закрепление материала по теме "Вода", детское экспериментирование, и презентацию....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)
- Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"
Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе
Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лето»
Организованно образовательная деятельность по экологическому воспитанию....